Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 15:43, курсовая работа
Автоматизация атомных энергетических установок (АЭУ). В общем виде судовые атомные (ядерные) энергетические установки, как и дизельные оборудуют:
системами автоматического управления, обеспечивающими их пуск и остановку;
средствами автоматического регулирования мощности реактора и частоты вращения ротора турбины;
Федеральное агентство морского и речного транспорта
Федеральное
государственное
высшего профессионального образования
Волжская
государственная академия водного
транспорта
Кафедра
эксплуатации судовых энергетических
установок
Реферат
по предмету АС СЭУ на тему:
«Общие
сведения об автоматизации
атомных, пароэнергетических
и газотурбинных
установок»
Разработал
студент группы М-522:
Проверил:
Н. Новгород
2010
Общие
сведения об автоматизации атомных и газотурбинных
установок.
Автоматизация атомных энергетических установок (АЭУ). В общем виде судовые атомные (ядерные) энергетические установки, как и дизельные оборудуют:
системами автоматического управления, обеспечивающими их пуск и остановку;
средствами автоматического регулирования мощности реактора и частоты вращения ротора турбины;
системами регулирования теплообмена (температуры, расхода) теплоносителя в первичном контуре, уровня и давления среды в парогенераторе;
системами автоматического регулирования уровней, температур и давлений рабочих жидкостей в различных блоках АЭУ;
устройствами автоматического контроля, сигнализации и защиты по установленным эксплуатационными требованиями параметрам.
Регулирование мощности реактора. В реакторах АЭУ происходит цепная реакция деления ядер некоторых тяжелых элементов (изотопов урана, плутония или тория) и атомная (ядерная) энергия их преобразуется в тепловую. Мощность (тепловую энергию) в реакторе изменяют, воздействуя на поток нейтронов. Для этого в активную зону реактора вводят специальные стержни из бористой стали, кадмия, гафния и других металлов, способных поглощать нейтроны. Чем глубже входят в активную зону реактора стержни управления, тем они больше поглощают нейтронов и тем меньше мощность реактора.
Стержни управления в верхней части (над реактором) механически связаны со специальным плунжером из магнитного материала. Плунжер вмонтирован в подвижную катушку индуктивности (кольцевой электромагнит).
Когда
через обмотку катушки проходит ток, плунжер
занимает в ее магнитном поле центральное
положение, и при подъеме или опускании
катушки повторяет ее движения. Перемещение
катушки (электромагнита), а вместе с ним
и стержней управления обеспечивают с
определенной скоростью специальные электрические,
пневматические и гидравлические двигатели.
Структурная схема регулирования мощности реактора представлена на рис.1. Датчик потока нейтронов (ДН), смонтированный в активной зоне реактора (Р), в зависимости от мощности реактора подает соответствующий сигнал в электронный блок сравнения (БС), где он сравнивается с сигналом заданной мощности и при их рассогласовании через усилитель (У) подается команда на исполнительный двигатель (ИД), который и обеспечивает перемещение стрежней управления (СУ).
В процессе пуска реактора автоматические средства обеспечивают его разгон с периодом удвоения мощности за 25-30с. в случае более быстрого разгона реактора на блок сравнения (БС) подается сигнал и средства блокировки замедляют движение стержней.
Регулирование параметров работы агрегатов первичного контура АЭУ. Одновременно с изменением мощности реактора происходит регулирование и теплообмена (температуры и расхода теплоносителя) в первичном контуре. При компоновке схем теплообмена в первичном контуре обычно предусматривается изменение расхода теплоносителя при постоянном расходе, либо изменение и температуры и расхода.
Агрегаты первичного и вторичного контуров обладают различной тепловой инерцией, поэтому средства регулирования АЭУ (рис.38), представляют собой две взаимосвязанные автоматические системы. В первичный контур АЭУ включены реактор (Р), парогенератор (ПГ), циркуляционный насос (ЦН), а также датчик потока нейтронов (ДН) в реакторе, реле температуры (РТ) на выходе из реактора, реле давления (РД) в парогенераторе и регулятор расхода (РР) теплоносителя. Данные от датчиков ДН, РТ и РД поступают в блок сравнения (БС), который сравнивает полученные сигналы с заданным значением и в случае их рассогласования выдает команду регулятору мощности (РМ) на изменение положения стержней управления (СУ). Расход теплоносителя в первичном контуре регулируется регулятором РР.
Рис. 2. Общая схема системы автоматического регулирования АЭУ
С возрастанием скорости разгона реактора, уровня мощности» температуры активной зоны и теплоносителя выше допустимых значений; понижении давления в контуре; выходе из строя циркуляционных насосов; повышении уровня излучения срабатывает аварийная защита, и стержни управления входят в активную зону реактора, уменьшая поток нейтронов до установленного минимума. При этом включаются звуковые и световые сигналы тревоги.
Регулирование параметров работы агрегатов вторичного контура. Основными агрегатами вторичного контура являются: паровая турбина (Т), электрогенератор (ЭГ), конденсатор (К) и питательный насос (ПН). Пар из парогенератора поступает в турбину, а из нее в конденсатор, где он превращается в воду, которая перекачивается питательным насосом (ПН) в парогенератор (ПГ). Уровень воды в парогенераторе поддерживается в заданных пределах регулятором (РУ).
При пуске и остановке турбины средства автоматизации с помощью специальных блокировочных устройств обеспечивают требуемую последовательность их выполнения. Пуск главного турбозубчатого агрегата (ГТЗА), изменение режима его работы во всех диапазонах нагрузок от максимального переднего хода до полного заднего хода, а также остановка агрегата осуществляется с МПУ или дистанционно с ДПУ при помощи задатчика частоты вращения. На судах отечественной постройки применяются, как правило, гидравлические системы автоматического управления, регулирования и защиты ГТЗ.
Во вторичный контур АЭУ включены: регулятор скорости ротора турбины (РС); регуляторы уровня (РУ) в парогенераторе, главном конденсаторе и в деаэраторе; регуляторы давления (РД) в парогенераторе, в паровых магистралях, а также автоматические средства контроля, сигнализации и защиты.
Система регулирования скорости включает регулятор частоты вращения ротора (РС) и датчики давления в отборе мощности и за турбиной при этом осуществляется количественное, качественное или смешанное регулирование. Количество пара изменяют путем открытия или закрытия части направляющих сопел. Качество пара изменяют дросселированием потока в одном или нескольких клапанах. Комбинируя то и другое обеспечивают смешанное регулирование скорости.
В качестве измерительного элемента у регулятора скорости чаще всего используют импеллер (своеобразный центробежный насос), напор которого пропорционален квадрату частоты вращения. С изменением частоты вращения, в следовательно и напора, масло под определенным давлением воздействует на золотник, а последний перепуская масло в соответствующую полость гидроцилиндра передвигает силовой поршень, шток которого связан с быстрозапорным стопорным клапаном (БЗК).
Регуляторы давления пара и уровня воды в парогенераторе по принципу действия сходны с аналогичными устройствами, рассмотренными ниже. Уровни воды в конденсаторе, деаэраторе и других цистернах поддерживаются в установленных пределах мембранными датчиками. С повышением уровня мембраны, прогибаясь, через шток и систему рычагов прикрывают регулирующие клапаны на соответствующие магистрали и, наоборот, при понижении уровня увеличивают проходное сечение клапанов.
Агрегаты вторичного контура снабжены также средствами автоматической сигнализации и защиты.
Система защиты осуществляет остановку турбогенератора: при увеличении скорости ротора выше допустимых пределов, сдвиге ротора в осевом направлении (обычно в сторону генератора), при падении давления масла в системе, повышении температуры подшипников выше установленных значений.
Автомат безопасности, прерывающий подачу пара в турбину, при повышении скорости ротора по принципу работы аналогичен инерционному выключателю дизеля. Боек, смонтированный в росточке ротора, при максимальной скорости сбрасывает защелку, что приводит к быстрому закрытию стопорного клапана и прекращению подачи пара в турбину.
При аварийном сдвиге вала золотник, связанный с гребнем ротора, смещается в соответствующую сторону и через масляный выключатель (гидроцилиндр с силовым поршнем), воздействуя на БЗК, перекрывает главный паропровод.
Аналогично действует и вакуум-реле. С падением вакуума в конденсаторе до предельного значения мембрана реле, прогибаясь в соответствующую сторону, через шток и масляный выключатель закрывает стопорный клапан.
Защитные блоки ГТЗА мгновенно закрывают БЗК и обратные клапаны отбора мощности при повышении частоты вращения роторов ТВД и ТНД на 13 % выше оптимальной; снижении давления в масляной системе до 0,75 МПа, с падением вакуума в главном конденсаторе до 6О кПа, в случае сдвига роторов ТВД или ТНД более чем на 1 мм.
Автоматизация пароэнергетических установок (ПЭУ). В отличие от АЭУ на судах с пароэнергетическими установками вместо парогенераторов установлены паровые котлы с регуляторами давления и уровня воды в них. Регуляторы имеют практически такую же конструкцию как
и на парогенераторах АЭУ. Однако система сигнализации и защита паровых котлов несколько отличается от аналогичных си тем парогенераторов. Сигнализация и защита паровых котлов осуществляется в основном по уровню воды в коллекторе, давлению пара и по наличию факела в топке.
В качестве датчиков уровня используются различные поплавковые реле, которые при минимальном уровне воды в котле замыкают электрическую цепь быстрозапорного электромагнитного клапана, перекрывающего топливную магистраль котла. Такое же воздействие на электромагнитный топливный клапан оказывают и реле типа РДК при повышении давления пара и фотореле в случае погашения факела в топке котла. Запально-защитные устройства обеспечивают вентиляцию топки в течение 30-50с перед подачей топлива по избежание воспламенения взрывоопасной концентрации газов.
Автоматизация газотурбинных установок (ГТУ). Газотурбинные установки оборудуют: системами автоматического управления (пуска, выхода на холостой ход и под нагрузку); системами автоматизированного регулирования частоты вращения ротора и противопомпажных устройств; системами сигнализации и аварийной защиты.
Автоматическое управление пуском осуществляется по принципу очередности проведения операций с контролем либо их окончания, либо параметров, характеризующих данную операцию, либо времени их проведения. Условно пуск ГТУ производится при выполнении в указанной последовательности следующих операций; включение смазочного насоса, валоповоротных устройств, циркуляционного насоса; запуск пусковых двигателей и увеличение скорости вращения ротора до момента зажигания топлива в камере сгорания. При достижении ротором турбины скорости вращения, равной 25-30% номинальной и работе установки некоторое время в этом режиме для вентиляции тракта, включается система зажигания топлива. С подключением камеры сгорания мощность турбины возрастает, электродвигатели отключаются, ГТУ переводится на холостой ход, а через некоторое время и на режим заданной нагрузки.
Регуляторы частоты вращения ротора ГТК обычно центробежного (как у дизелей), либо импеллерного (сцентробежным масляным насосом) типа. Защиту компрессора от помпажа (пульсирующей подачи) в ГТУ обеспечивают противопомпажные регуляторы, которые с приближением режима работы в границе помпажа, открывают клапан, сообщающий нагнетательную полость компрессора с всасывающей.
Электрогидравлическая система предупредительно аварийной сигнализации и защиты (СПАЗС):
оповещает обслуживающий персонал об аварийном измерении параметров газа, падении давления в масляной системе, предельном осевом сдвиге вала, об отсутствии напряжения в цепях СПАСЗ и схеме автоматического пуска;
обеспечивает
защиту ГТУ от невоспламенения топлива
или погашения факела в камерах сгорания
турбин, от осевого аварийного сдвига
ротора, повышения температуры газа, падения
давления в смазочной системе до установленных
значений, повышения частоты вращения
ротора сверх максимально допустимых
значений, от повышения температуры масла
в подшипниках и аварийных повреждений
в электрических сетях.