Участие бизнеса в развитии территории

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 20:45, реферат

Описание работы

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement, обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества. Почему такое участие важно для бизнеса? Как минимум, потому что на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы все структуры окружающего сообщества достаточно позитивно, или по крайней мере нейтрально, относились к деятельности компании.

Работа содержит 1 файл

biznes проект.doc

— 119.00 Кб (Скачать)


Участие бизнеса в развитии территории

 

Единого термина, описывающего социальную активность бизнеса на окружающей его территории, у нас пока не появилось. В англоязычной лексике давно присутствуют термины community и corporate community involvement, обозначающие корпоративную вовлеченность бизнеса в развитие местного сообщества. Почему такое участие важно для бизнеса? Как минимум, потому что на окружающей предприятие территории проживают его сотрудники и взаимодействуют с окружающим сообществом. Важно, чтобы все структуры окружающего сообщества достаточно позитивно, или по крайней мере нейтрально, относились к деятельности компании.

Местное сообщество – это воздух, без которого бизнес рискует задохнуться. Оно является существенной частью бизнес-окружения, состоящего из клиентов, партнеров, поставщиков, сотрудников, органов власти, общественных организаций, СМИ. Вся совокупность групп, организаций или индивидуумов, на которые компания влияет или от которых зависит получила название “стейкхолдеров”.

Наиболее важные для бизнеса целевые группы в местном сообществе:

       Местное сообщество как таковое (общественное мнение, влияющее на имидж и репутацию компании);

       Местная власть, от которой бизнес зависит в вопросах бизнес-деятельности

       Клиенты, от отношения которых зависят бизнес-показатели

       Некоммерческие организации, формирующие общественное мнение

       Средства массовой информации, влияющие на местное население.

Какие преимущества в местном сообществе имеет социально активная и социально ответственная компания? На первый взгляд они не очевидны. Наши сограждане пока в малой степени обращают внимание при выборе того или иного товара на то, какая компания его произвела: социально ответственная или социально безответственная, так как проверить такую информацию в настоящее время невозможно. Однако, по большому счету, добросовестная и социально ответственная практика ведения бизнеса приводит к укреплению репутации и имиджа компании в глазах широкой общественности и делового сообщества, так как происходит: укрепление связей с местным сообществом, укрепление отношений с клиентами, повышение лояльности сотрудников, укрепление репутации, улучшение финансовых показателей, улучшение отношений с местной властью, получение преимуществ перед конкурентами, выход на новые рынки, выход на новые источники рабочей силы, развитие новых навыков и умений сотрудников, снижение рисков, повышение устойчивости при кризисах, дополнительные возможности для продвижения товаров, PR и рекламы, привлечение новых партнеров.

Наиболее распространены такие направления социальных программ компаний как:

Развитие персонала – это направление социальных программ компании, которые проводятся  в рамках стратегии развития персонала, с целью привлечения и удержания талантливых сотрудников. В числе таких программ входят: обучение и профессиональное развитие, применение мотивационных схем оплаты труда, предоставление сотрудникам социального пакета, создание условий для отдыха и досуга, поддержание внутренних коммуникаций в организации, участие сотрудников в принятии управленческих решений и т.п.

Охрана здоровья и безопасные условия труда – это направление социальных программ компании, которые обеспечивают создание и поддержание дополнительных, по отношению к законодательно закрепленным, норм охраны здоровья и условий безопасности на рабочих местах.

Социально ответственная реструктуризация – это направление социальных программ компании, которые призваны обеспечить проведение реструктуризации социально ответственным образом, прежде всего, в интересах персонала компании. Распространенной практикой является проведение подобных программ в партнерстве с объединениями работодателей и местными, региональными, а в некоторых случаях и федеральными органами власти.

Природоохранная деятельность и ресурсосбережение – это направление социальных программ компании, которые осуществляются по инициативе компании с целью сокращения вредного воздействия на окружающую среду.

Развитие местного сообщества – это направление социальных программ компании, которые осуществляются на добровольной основе и призваны внести вклад в развитие местного сообщества. Компании оказываются вовлеченными в жизнь местного сообщества путем осуществления различных социальных программ и акций поддержки социально незащищенных слоев населения, оказания поддержки детству и юношеству, поддержки сохранения и развития жилищно-коммунального хозяйства и объектов культурно-исторического значения, спонсирования местных культурных, образовательных и спортивных организаций и мероприятий, поддержки социально значимых исследований и кампаний, участия в благотворительных акциях.

Добросовестная деловая практика - это направление социальных программ компании, которые имеют целью содействовать принятию и распространению добросовестной деловой практики между поставщиками, бизнес-партнерами и клиентами компании.

Реализация социальных программ осуществляется как самими компаниями, так и при активном вовлечении различных заинтересованных сторон, выступающих в роли социальных партнеров компании. Можно выделить следующие типы социальных программ: собственные программы компаний, программы партнерства с местными, региональными и федеральными органами государственного управления, программы партнерства с некоммерческими организациями, программы сотрудничества с общественными организациями и профессиональными объединениями, программы информационного сотрудничества со СМИ.

Среди основных инструментов реализации социальных программ компании выделяют следующие:

Денежные гранты – форма адресной финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию социальных программ. Гранты – один их наиболее доступных и традиционных инструментов реализации социальных программ. Как правило, гранты в той или иной степени связаны с основной деятельностью компании и стратегическими целями бизнеса.

Благотворительные пожертвования и спонсорская помощь – форма адресной помощи, выделяемой компанией для проведения социальных программ, как в денежной, так и в натуральной форме (продукция, административные помещения, помещения для проведения мероприятий, транспорт, оборудование, призовые фонды, оплата счетов организаций – получателей помощи и др.).

Социально значимый маркетинг – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в направлении процесса от продаж конкретного товара на проведение социальных программ компании.

Эквивалентное финансирование – форма адресной финансовой помощи, которая заключается в совместном финансировании социальных программ со стороны компании, органов государственного управления и некоммерческого сектора.

Социальные инвестиции – форма финансовой помощи, выделяемой компанией на реализацию долгосрочных и, как правило, совместных партнерских социальных программ, направленных на снижение социального напряжения в регионах присутствия компании и повышение уровня жизни различных слоев общества.

Делегирование сотрудников компании – добровольное вовлечение сотрудников компании в социальные программы внешней направленности через безвозмездное предоставление получателям времени, знаний, навыков, информации, контактов и связей сотрудников.

Административный / социальный бюджет – финансовые средства, выделяемые компанией на реализацию собственных социальных программ.

 

Социальные программы бизнеса, направленные на развитие территорий присутствия, реализуются в тесном взаимодействии с органами региональной и местной власти. Участие компаний в социальной сфере территорий, сопровождается не только ростом бюджетов социальных программ[1] и профессионализмом управления социальными программами, но и ростом взаимных ожиданий органов региональной и местной власти и бизнеса. С одной стороны, рост ожиданий органов региональной и местной власти от бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит  к усилению давления  на бизнес со стороны  органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной благотворительности», прямым следствием которой является снижение эффективности социальных программ бизнеса. С другой стороны, у бизнеса, финансирующего социальную сферу, растет недовольство тем, как органы местного самоуправления расходуют бюджетные средства и управляют социальной сферой. Это вызывает желание бизнеса совместно с органами региональной и местной власти определять приоритеты социальной политики и области, в которой бизнес может принять активное участие. Таким образом, взаимодействие бизнеса  и органов региональной и местной власти может либо поддерживать иждивенчество и бюрократизм последних, либо привносить в социальную сферу недостающие ей принципы эффективного управления.

 

Модели взаимодействия бизнеса и органов региональной  власти и местного самоуправления в социальной сфере

 

Основами успеха бизнеса сегодня являются его внутренняя восприимчивость к высоким технологиям, знание экономики, способность принимать инновационные решения в условиях неполноты информации. Сегодня очень важно, чтобы интеллектуальная основа бизнеса стала доступной для руководителей и менеджеров в сфере городской экономики, чтобы ценности делового стиля жизни укоренились в качестве прагматической ориентации мышления тех, кто управляет сложным – и зачастую технологически отсталым  – городским хозяйством в условиях постоянного недостатка финансовых средств.

К сожалению, на сегодняшний день часто встречается  другая форма отношений между городским управлением и предпринимательством. В роли мэра зачастую выступают «бюрократы-предприниматели», которые оказывают протекцию организациям муниципальной формы собственности или другим предприятиям, где у них есть собственные интересы,  пытаются контролировать рынки и т.д. Желание органов региональной власти сохранить   существующую бюджетную сферу; страх перед любыми структурными реформами, которые могут потребовать сокращения количества сотрудников или их профессиональную переориентацию, приводит к тому, что средства, запрашиваемые у бизнеса, направляются на консервирование существующей социальной инфраструктуры, а не на оптимальное решение вызванных ее несовершенством проблем.

В дополнении к этому, рост ожиданий органов региональной и местной власти от бизнеса может привести к тому, что социальные программы бизнеса могут восприниматься как обязательное, а не добровольное участие компаний в развитии социальной сферы территорий. Подобная позиция приводит  к усилению давления  на бизнес со стороны  органов власти, выраженное в феномене «добровольно-принудительной благотворительности», приводящей к ограничению свободы  выбора  и   устранение бизнеса из процесса принятия решения относительно направления финансирования. Возникает ситуация, в которой бизнес вынужден принимать директивы органов власти и финансировать выбранные ими направления деятельности, упуская существенный элемент управления – независимую экспертизу целесообразности финансируемого вида деятельности, оценку ожидаемых результатов, поиск более эффективных альтернативных решений.

Последствиями «добровольно-принудительной благотворительности является низкая эффективность социальных программ бизнеса. Типичными примерами в этом отношении являются строительство крупных объектов (дома культуры, дворцы спорта), которые муниципалитеты впоследствии не могут содержать; поддержка «умирающих» объектов социально-культурной сферы, препятствующая оптимизации сети бюджетных учреждений; прямые доплаты к заработной плате работников бюджетных учреждений, «консервирующие» неэффективную структуру занятости. Таким образом, корпоративное финансирование, зажатое в рамки «добровольно-принудительной благотворительности», может привести к своеобразным «контрреформам», порождать иждивенчество и бюрократизм.

Такой подход изначально основан на том, что «бизнес должен». Однако, в свою очередь бизнес  тоже получает определенные дивиденды. Как сказал один из участников исследования «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса»[2], взаимодействие власти и бизнеса в социальной сфере становится «торгом – нефтяная скважина в обмен на больницу, ларек в обмен на шприцы».  Некоторыми представителями бизнеса социальная ответственность в таком контексте видится как инструмент политических технологий  и возможность получения от органов власти условий для реализации бизнес-интересов. «Сегодня бизнесу стало понятно, что, будучи лояльным к власти, он может получить некоторые перспективы развития. Важно, чтобы бизнесу были понятны намерения органов власти. Необходимо искать общие интересы, точки соприкосновения интересов».

Исследование «Факторы формирования социальной ответственности бизнеса» показало, что в Перми наибольшее число опрошенных, нежели в других городах, указали на имеющийся положительный опыт совместного с администрацией участия в социальных программах и акциях. Однако и это не исключает ряда претензий, в основном в связи с периодически поступающими и не скоординированными друг с другом «запросами» на оказание того или иного вида помощи. За отдельными исключениями представители власти считают, что решения о выборе направлений социальных программ лучше было бы принимать на уровне органов местного самоуправления и региональных властей, так как предприниматели менее системно понимают нужды населения и социальные проблемы территории в целом.

От органов региональной власти бизнес ожидает выполнения следующих функций для стимулирования участия бизнеса в социальной сфере: координация и привлечение ресурсов и создание условий. Представители власти в большинстве своем считают, что решения о выборе направлений социальных программ лучше было бы принимать администрации, так как предприниматели имеют достаточно слабое представление о реальных нуждах населения и социальных проблемах территории в целом. В этой связи, власть могла бы взять на себя функцию координатора социальных вложений местного бизнеса, стать гарантом их эффективного и целевого использования.

Механизмы реализации таких функций по привлечению ресурсов различны: участие бизнеса в реализации городских и региональных социальных программ, проведение конкурсов социальных проектов, финансируемых частично за счет бюджетов всех уровней, частично за счет местного бизнеса, создание специализированных отделов по работе с некоммерческим сектором и т. д.

Следует так же отметить, что бизнес сектор осознает, что он, несмотря на желание помогать органам власти в решении социальных задач и участвовать в разработке социальной политики, не всегда понимает сути возникших проблем, либо видит только те из них, которые непосредственно влияют на основную деятельность компании. Исследование Ассоциации российских менеджеров[3], показало, что наиболее эффективной с точки зрения бизнеса моделью взаимодействия бизнеса и государства является совместное определение приоритетов социальной политики и тех областей, в которых бизнес может принять активное участие. Сторонниками этой модели выступило 52,94% опрошенных руководителей высшего звена. С  постановкой вопроса «государство определяет только приоритеты социальной политики, а бизнес берет на себя основную часть функций в осуществлении данной задачи», согласны только 17,65 % опрошенных. Именно в объединении ресурсов и профессиональной экспертизы каждого из секторов видится наиболее оптимальная модель решения социальных задач.

Информация о работе Участие бизнеса в развитии территории