Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 21:31, контрольная работа
Цель данной контрольной работы – рассмотреть теоретические аспекты системы стратегического управления предприятия. На основании определенной цели в работе был поставлен и решен ряд задач, а именно:
- рассмотреть сущность стратегического управления;
- изучить понятие планирования, а также его виды;
- определить понятие совокупного планирования;
- рассмотреть понятие календарного планирования;
- разобрать основные этапы стратегического планирования на предприятии;
- рассмотреть тему контрольной работы применительно к организации РУП «Белтелеком».
- детализацию текущего плана и доведение его заданий до каждого цеха, отдела или участка;
- организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз готовой продукции, организацию контроля качества;
- обеспечение контроля над ходом производственного процесса и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.
Реализация
оперативных планов
Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо для достижения намеченных планов финансовых показателей. При его составлении, прежде всего, учитываются показатели, разработанные в стратегических или оперативных планах. Через бюджет осуществляется взаимосвязь между стратегическим, текущим и другими видами планирования.
Бюджет предприятия
представляет собой выражение оперативного
плана в денежных единицах, он как
бы увязывает оперативный и
Основу бюджета составляет прогноз продаж и исчисление издержек производства. На основе прогноза продаж составляются планы производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах отделений предприятия. [12, c. 107]
1.3 Этапы стратегического планирования на предприятии
Стратегическое планирование
реализуется последовательно в
первые шесть этапов
- формулировка миссии предприятия;
- постановка целей;
- оценка и анализ внешней среды;
- управленческое обследование предприятия;
- анализ стратегических альтернатив;
- выбор стратегии;
- реализация стратегии;
- оценка стратегии.
Миссия – это цель, для которой организация существует и которая должна быть выполнена в плановом периоде. Миссия является комплексной целью, она включает как внутренние (например, повышение производительности труда), так и внешние (например, связанные с конкуренцией) ориентиры деятельности фирмы, выражая суть того успеха, которого должна добиться организация.
При выборе миссии не следует
путать миссию с
Цели, в отличие от миссии, выражают отдельные конкретные направления деятельности предприятия. Цели организации должны быть утверждены высшим руководством, их достижение должно всесторонне стимулироваться. Цели коммерческой организации могут касаться следующих областей: прибыльность, рынки, производительность, продукция, финансовые ресурсы, производственные мощности, исследования и внедрение новшеств, организационная структура, человеческие ресурсы, социальная ответственность. [13, c. 210]
Анализ внешней среды – это процесс, посредством которого разработчики стратегического плана оценивают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для предприятия по трем направлениям:
1) изменения, которые воздействуют, могут воздействовать на стратегию;
2) факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии;
3) факторы, которые определяют новые возможности достижения целей предприятия.
Внешняя среда предприятия подразделяется на общую и рабочую. Общая среда состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывают влияние на формирование общей атмосферы бизнеса. Это среда косвенных контактов предприятия. Выделяют следующие основные элементы общей среды:
1) экономические факторы (инфляция, безработица);
2) технологические факторы (возникновение новых товаров, товаров-заменителей, дизайн, прогресс в обслуживании);
3) политико-правовые факторы (приближение выборов, изменение законодательства, установление минимального уровня зарплаты, регулирование цен, административное воздействие);
4) экологический фактор: (охрана окружающей среды, невозобновимость природных ресурсов);
5) социально – демографические факторы (продолжительность жизни, рождаемость, рост населения по регионам, тенденции расселения, уровень занятости, уровень образования, средняя численность семьи);
6) рынки. Изменчивая рыночная среда должна представлять собой область постоянного внимания аналитиков предприятий;
7) международные экономические отношения. Угрозы и возможности могут быть результатом изменений международных отношений;
8) социальное положение и социальные ожидания. К ним относятся преобладающие в обществе чувства по отношению к предпринимательству, защите интересов потребителей. Часто социальные факторы создают очень крупные проблемы для предприятия.
Рис. 2 Процесс формирования и контроля стратегических целей
Для проведения
анализа выбирают наиболее
Внутренняя среда
организации включает в себя
следующие основные элементы: производство,
финансы, маркетинг,
Основными источниками информации о внутренней среде организации являются личный опыт, деловые отчеты, конференции, докладные записки, работники фирмы, внешние участники и т.д.
По окончании сбора информации проводится анализ элементов внутренней среды, в ходе которого выявляются слабые и сильные стороны предприятия. Результаты анализа так же отражаются в матрице.
Оценка существующей стратегии или управленческое обследование предприятия проводится для того, чтобы определить соответствие существующей стратегии и возможностей предприятия, а так ее соответствие его интересам, выявить реальные возможности предприятия. Она осуществляется по следующим направлениям:
- цели, задачи и общая стратегия;
- конкуренция предприятия;
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
- сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, предлагаемых средой, анализ разрыва между ними;
- анализ возможных вариантов будущего фирмы, определение стратегических альтернатив.
За этапом стратегического анализа следует формулирование стратегии, оно нацелено на выбор стратегических альтернатив.
Этапы формирования стратегии:
1) Формирование общей стратегии организации;
2) Формирование конкурентной стратегии;
3) Определение функциональных стратегий фирмы.
Разработанный комплекс стратегий отражается в матрице СВОТ - анализа. Матрица СВОТ - анализа используется для отражения результатов анализа внешней и внутренней среды предприятия. Когда СВОТ – анализ завершен, начинается поиск различных стратегий, которым может следовать фирма, чтобы извлечь максимальные преимущества из имеющихся возможностей. [7, c. 41]
В штате компании работает около 25 тысяч сотрудников. Компания оказывает около 70 видов услуг. По итогам 2008 г. величина обеспеченности стационарными телефонами, подключенных к сети общего пользования, составила в среднем 38,9 телефонных аппаратов на 100 человек населения (1-е место среди стран СНГ). РУП «Белтелеком» входит в десятку крупнейших налогоплательщиков Беларуси. По итогам 2009 года «Белтелеком» перечислил в бюджет, помимо налоговых платежей, 7 млрд. белорусских рублей (~ 2,3 млн. $ в эквиваленте). Годом ранее, по итогам работы в 2008-м году — было перечислено 40 млрд. белорусских рублей.
Для физических и юридических лиц «Белтелеком» предоставляет услуги по доступу в интернет по технологии ADSL в рамках торговой марки «ByFly». По сообщению РУП «Белтелеком», в марте 2010 года был подключен 500 000 абонент. Летом 2010 число абонентов достигло уже 600 000, в июне 2011 года оно выросло до 900 000.
В масштабах республики национальный государственный оператор связи контролирует 78 % рынка ADSL-доступа, в Минске — 44 %. «Белтелеком» оказывает также услугу «IP-TV» — трансляция пакета телевизионных каналов по системе интерактивного цифрового телевидения (возможность составления расписания просмотра и проч.) по линиям телефонной связи без возможности подключения к сети интернет.
Рис. 3 Организационная структура предприятия
Таблица 2 – Доходы от основной деятельности предприятия (млн. руб.)
Услуги |
год | ||
2010 |
2011 |
2012 | |
Передача данных от сети интернет |
19077 |
40156 |
63918 |
В том числе: | |||
Беспарольный |
5078 |
3632 |
1696 |
По выделенным линиям |
13950 |
36100 |
60151 |
IPTV |
49 |
424 |
2071 |
Интеллектуальная платформа |
456 |
484 |
477 |
Абонементная плата |
28691 |
29696 |
35674 |
Повременная плата |
54736 |
52348 |
43872 |
Предоставление доступа |
5432 |
5062 |
3208 |
ДВО на ЭАТС |
2668 |
2930 |
3072 |
Предоставление в пользование тех. средств |
49 |
54 |
36 |
Прочие услуги |
10146 |
12175 |
12096 |
Из них услуги СИС |
2569 |
2493 |
2590 |
Пользование таксофонами |
1292 |
1081 |
927 |
Радиосвязь |
28 |
0 |
0 |
Услуги присоединения трафика |
6632 |
8303 |
9844 |
Итого: |
129207 |
152289 |
173124 |
2.2. Стратегическое планирование РУП «Белтелеком»
Выбор стратегии фирмы осуществляется руководством на основе анализа ключевых факторов, характеризующих состояние фирмы, с учетом результатов анализа портфеля бизнесов, а также характера и сущности реализуемых стратегий.
Основные ключевые факторы, которые учитываются при выборе стратегии данного предприятия это:
- состояние отрасли и позиция фирмы в отрасли. Ведущие, сильные фирмы, такие как «Белтелеком», должны стремиться к максимальному использованию возможностей, порождаемых их лидирующим положением, и к укреплению этого положения (таблица 3). Исходя из этого, выбираются различные стратегии роста в зависимости от состояния отрасли. При спаде интереса к предоставляемым услугам «Белтелеком» занимается обновлением списка сервисов: изымаются малоиспользуемые и добавляются новинки, соответствующие последним разработкам в сфере коммуникаций;
- цели фирмы придают уникальность и оригинальность выбору стратегии применительно к каждой конкретной фирме. В целях отражено то, к чему стремится фирма.
Экономические цели РУП «Белтелеком»:
1)Увеличить долю рынка на 1,5% к 01.01.2014г.;
2)Увеличить производительность труда за счет улучшения условий труда, внедрения нового оборудования, внедрения современных методов обслуживания на 2 % к 01.01.2010г.;
3)Увеличить прибыль предприятия в 2013г. на 2,7 % по сравнению с 2012г.;
4)Ежегодно предлагать на рынок новый товар за счет расширения связей по профилю предприятий - поставщиков и расширения географии поставок.
Неэкономические цели предприятия:
1)Улучшение условий труда;
2)Повышение благосостояния работников предприятия.
На данном предприятии можно сказать, что основной целью является предоставление услуг электросвязи по доступным ценам. Цели компании не предполагают интенсивного роста фирмы и поэтому не могут быть выбраны соответствующие стратегии роста, даже, несмотря на то, что для этого есть все предпосылки как на рынке и в отрасли, так и в потенциале фирмы;
- интересы и отношение высшего руководства играют очень большую роль в выборе стратегии развития фирмы. Например, бывают случаи, когда высшее руководство не хочет пересматривать принятые им ранее решения, даже если и открываются новые перспективы;
- финансовые ресурсы фирмы также оказывают существенное влияние на выбор стратегии. Любые изменения в поведении фирмы, такие, например, как выход на новые рынки, разработка нового продукта и переход в новую отрасль, требуют больших финансовых затрат;
Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии