Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:16, реферат
Проблемы рисков в сотрудничестве государства и бизнеса, в частности при реализации проектов частно-государственного партнерства (ЧГП) пока еще недостаточно исследованы в отечественной научной сфере. Необходимо сказать, что даже в условиях финансово-экономического кризиса сотрудничество государства и бизнеса является перспективным инструментом общественно-экономического развития.
При этом каждый проект оценивается с точки зрения наличия и степени каждого из представленных пяти рисков, отметим так же, что данный подход используется компанией и при анализе рисков российских проектов, хотя в российских условиях возможность получения дополнительных гарантий (пункт № 5) вызывает серьезные сомнения. Следовательно, прямой перенос международного опыта может привести к почти стопроцентному снижению кредитных рейтингов российских проектов частно-государственного партнерства, что естественно негативно скажется на возможностях привлечения дополнительного финансирования и повысит стоимость проектов.
Таким образом, необходимо формирование особого подхода по оценке рисков проектов частно-государственного партнерства. Предлагаемая модель строится исходя из принципа системности рисков и предполагает, что реализация подобных проектов в той или иной мере подвержена трем основным типам рисков: проектным рискам, систематическим рискам и форс-мажорным рискам. Модель представлена на рис. 1.
Под проектными рисками предлагается понимать всю совокупность рисков присущих рассматриваемому конкретному проекту. Оценку проектных рисков предлагается проводить из следующих этапов:
Рис
1. Модель рисков частно-государственного
партнерства.
Систематический риск обусловлен причинами институционального характера - макроэкономической ситуацией, политическими, социальными, правовыми факторами. Этот риск не связан с конкретным проектом ЧПГ, а определяет общий риск на всю совокупность инвестиций в данной стране или регионе (в зависимости от масштабов проекта). Систематический риск нельзя уменьшить путем диверсификации, поэтому он является недиверсифицируемым. При анализе воздействия систематического риска инвестор оценивает саму необходимость инвестирования в рассматриваемый проект ЧПГ с точки зрения существующих альтернатив для вложения своих средств. Основным типами данного типа риска являются:
Форс-мажорные риски - риски того, что проект будет приостановлен на определенный период времени в силу пожара, наводнения, шторма или иной непреодолимой силы, не зависящей от спонсоров проекта. Статья 401 ГК РФ10 разъясняет, что под непреодолимой силой понимаются обстоятельства, характеризующиеся своей чрезвычайностью и непредотвратимостью при данных условиях. В ст. 79 Венской конвенции обстоятельства непреодолимой силы поставлены в обязательную зависимость от объективных сил, воздействующих на характер взаимоотношений сторон в договоре. К примеру, сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. Таким образом, из данного определения усматривается, что основным обусловливающим критерием освобождения от ответственности является установление препятствия к совершению обязательств. В теории и на практике указанные препятствия подразделяются:
- на природные явления, имеющие стихийный характер (например, землетрясения или пожары);
- экстремальные ситуации в жизни общества: война, эпидемии, забастовки;
-
некоторые запретительные акты
государства: объявление
Таким образом, три вида рисков и формируют общий уровень рисков проекта частно-государственного партнерства.
Информация о работе Риски проектов частно-государственного партнерства