Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 14:06, реферат
С переходом России к рыночным отношениям изменились и принципы гостиничного хозяйства, и сама ориентация гостиничного предпринимательства. Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой в стране. Происшедшие в последние годы коренные изменения в политике, экономике и социальной сфере самым непосредственным образом сказались на состоянии гостиничного хозяйства России.
С 1992 года в России наблюдалось сокращение числа гостиниц и номерного фонда, но особую тревогу вызывало и вызывает сейчас наметившаяся тенденция убыточности гостиничного хозяйства в большинстве регионов. Во времена существования Советского Союза высокий уровень заполняемости гостиниц, составлявший 74%, поддерживался за счет предоставления государственными предприятиями и министерствами гостиничных номеров своим работникам и их семьям по дотационным ценам. После либерализации цен из-за установления рыночных цен и снижения располагаемых доходов населения спрос на гостиничные услуги резко сократился, и уровень заполняемости гостиниц упал до 29%. Можно сравнить данный показатель, например, с индустрией размещения США. Сейчас заполняемость гостиниц в России в расчете на душу населения составляет около 5% от уровня США, что почти на 50% ниже показателя 1990 года.
Развитие гостиничного хозяйства в г.Владивостоке
С переходом России
к рыночным отношениям изменились и принципы
гостиничного хозяйства, и сама ориентация
гостиничного предпринимательства. Развитие
рекреационной сети всегда было тесно
связано с политико-экономической обстановкой
в стране. Происшедшие в последние годы
коренные изменения в политике, экономике
и социальной сфере самым непосредственным
образом сказались на состоянии гостиничного
хозяйства России.
С 1992 года в России
наблюдалось сокращение числа гостиниц
и номерного фонда, но особую тревогу вызывало
и вызывает сейчас наметившаяся тенденция
убыточности гостиничного хозяйства в
большинстве регионов. Во времена существования
Советского Союза высокий уровень заполняемости
гостиниц, составлявший 74%, поддерживался
за счет предоставления государственными
предприятиями и министерствами гостиничных
номеров своим работникам и их семьям
по дотационным ценам. После либерализации
цен из-за установления рыночных цен и
снижения располагаемых доходов населения
спрос на гостиничные услуги резко сократился,
и уровень заполняемости гостиниц упал
до 29%. Можно сравнить данный показатель,
например, с индустрией размещения США.
Сейчас заполняемость гостиниц в России
в расчете на душу населения составляет
около 5% от уровня США, что почти на 50% ниже
показателя 1990 года.
Отдых все больше становится уделом состоятельной части населения, которая предпочитает зарубежье. Для основной же массы людей он становиться все более и более недоступным. Заметную роль в сокращении спроса играет постоянно возрастающая стоимость услуг гостиничного хозяйства (проживание, питание), а также удорожание транспорта. Последнее сильно отразилось на объемах и дальности поездок - резко сократился поток экскурсантов, прекратились дальние выезды.
В результате 40-процентного падения доходов на душу населения после распада Советского Союза количество деловых командировок и туристических поездок в России резко сократилось. В настоящее время большинство российских потребителей не имеют возможности путешествовать во время отпуска, что в советское время они могли себе позволить, благодаря дотационным ценам. Таким образом, круг потенциальных пользователей гостиниц средней и низкой ценовой категории ограничился. Кроме того, в России значительно меньше чем в других странах со сходным уровнем доходов населения (таких, как Южная Африка) распространена продажа товаров через торговых представителей, которые являются одной из основных целевых групп клиентов недорогих гостиниц в западных странах. Это - результат продолжающегося экономического застоя, а также наследие советской экономической системы, при которой эффективности торговли уделялось недостаточное внимание.
Вывести гостиничные хозяйства на уровень рентабельности без модернизации материально-технической базы невозможно. Как невозможно, в свою очередь, осуществить модернизацию предприятий без капиталовложений, которые можно скорее привлечь теоретически, чем практически из федерального бюджета или в основном из внебюджетных - частных зарубежных и российских инвестиционных источников.
В Федеральной программе «Развитие туризма в РФ» запланировано осуществление свыше 190 инвестиционных проектов в 57 субъектах РФ. В качестве государственной поддержки реализации данных проектов предусмотрена возможность использования государственных инвестиционных ресурсов из бюджета развития, что подразумевает либо выделение денежных средств, либо предоставление государственных гарантий на конкурсной основе. Однако, начиная с 1995 года капиталовложений на реконструкцию и строительство гостиниц практически не поступало. Из предусмотренной в программе не столь большой суммы в 2 млрд. рублей на обновление гостиниц и здравниц реально было выделено около 168 млн., то есть не более 9%.
Определенная тенденция роста зарубежных и отечественных инвестиционных капиталовложений наблюдалась до 1998 года в Москве, Сочи, Владивостоке, Находке и Иркутске, где были построены отели 4-5-звезднйо категории. Однако финансово-экономический кризис 1998 года почти полностью парализовал активность инвесторов. Единственное исключение - две российские столицы - Москва и Санкт-Петербург, где достаточно активно продолжается строительство высококлассных отелей.
Что касается дальнейших
государственных инвестиций, то они в
настоящее время направляются на развитие
эффективных проектов, окупаемых в кратчайшие
сроки, в течение 1-2 лет.
Стандарты гостиничного
сервиса в России
До 1995 года в России не существовало единой системы классификации средств размещения. Каждое ведомство разрабатывало собственные стандарты для подчиненных ему предприятий. Например, московское городское объединение гостиниц определяло категорию гостиницы по прейскуранту К-05, разработанному Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР.
Попытка ввести единую систему классификации размещения была реализована правительством Москвы в 1993 году. Позже, в 1994 году, был введен в действие ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц». Согласно данной классификации гостиничным предприятиям России может присваиваться категория от 1 до 5 звезд, согласно перечню требований, содержащихся в стандарте. В том же годы были разработаны и введены действие «Правила предоставления гостиничных услуг», которые позже были переработаны и приняли новый, усовершенствованный вид, в 1997 году.
С 1998 года был введен в действие еще один стандарт - ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования». Данный стандарт содержит классификацию гостиниц, максимально приближенную к классификации ВТО, а также требования к безопасности гостиничных услуг, требования охраны окружающей среды также адаптированные к аналогичным зарубежным системам.
Совокупность данных нормативных документов дает мощную основу для развития индустрии размещения максимально приближенной, а по некоторым позициям даже превосходящей, зарубежные гостиничные предприятия. Однако, для полной реализации принципов формирования качественного гостиничного продукта у большинства предприятий просто не хватает ресурсов.
На сегодняшний день оценить состояние российской гостиничной отрасли очень сложно. Проблема здесь заключается не только в устаревшей технологии сбора статистики, но и в качестве собираемых данных. Российская гостиничная статистика традиционно обнародуется с большим опозданием, грешит неполнотой и неточностями, а мнения специалистов относительно положения дел в этом секторе бизнеса сильно различаются. Например, сегодня можно с уверенностью говорить лишь о данных, характеризующих работу гостиничного комплекса России в 1998 году
Информация о работе Развитие гостиничного хозяйства в г.Владивостоке