Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 16:27, курсовая работа
В первой части курсовой работы рассмотрен вопрос значения и роли стратегии развития в деятельности торговой организации, определены виды конкурентных стратегий организации, этапы разработки и факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии.
Во второй части курсовой работы анализируется конкурентная стратегия торговой организации на примере ТТД «Белвар» - фирменного магазина ОАО «Минский приборостроительный завод».
В третьем разделе разрабатывается план мероприятий по усовершенствованию конкурентной стратегии ТТД «Белвар».
Введение…………………………………………...………………………… 6
1 Роль и значение стратегии развития в деятельности торговых организаций………………………………………………………………….
7
1.1 Понятие, экономическая сущность конкурентной стратегии развития торговой организации, ее цели, задачи, составляющие………………………………………………………………...
7
1.2 Факторы, влияющие на формирование и реализацию конкурентной стратегии развития…………………………………………………………..
13
1.3 Этапы разработки конкурентной стратегии торговой организации.. 15
2 Анализ конкурентной стратегии ТТД «Белвар» 17
2.1 Организационно-экономическая характеристика ТТД «Белвар»…… 17
2.2 Изучение и оценка действий применяемых в организации конкурентной стратегии и оценка их эффективности…………………….
20
3 Пути совершенствования конкурентной стратегии ТТД «Белвар»..…. 23
3.1 Разработка плана мероприятий в рамках конкурентной стратегии.... 23
3.2 Завоевание конкурентных преимуществ на рынке РБ……………….. 25
Заключение…………………………………………………………………... 27
Список использованных источников……………………………………… 28
Модель конкурентных сил Портера является, вероятно, одним из наиболее часто используемых инструментов бизнес стратегии. Она доказала свою полезность во многих случаях. Модель Портера особенно сильна в аспекте “снаружи внутрь”.
Рассмотренная выше совокупность идей дает возможность очертить общую аналитическую схему формулирования конкурентной стратегии для торговой организации.[3, с. 384]
Основными этапами разработки активной общей конкурентной стратегии и составляющих ее деловых стратегий в торговле являются:
Описанная схема предполагает периодическое проведение серий аналитических исследований, а также указывает на потребности в важнейшей информации для анализа отраслей торговли.
2
Анализ конкурентной
стратегии ТТД «Белвар»
2.1
Организационно-экономическая
характеристика ТТД
«Белвар»
Техно – торговый дом «Белвар» является единственным фирменным магазином городом Минска по продаже бытовой техники ОАО «Минский приборостроительный завод». Предприятие широко известное не только в столице, но и за ее пределами.
ТТД «Белвар» является обособленным структурным подразделением ОАО «Минский приборостроительный завод», имеет свой УНН, обособленный баланс, учитываемый в свободном балансе предприятия, текущий счет в банке и может от имени ОАО приобретать имущественные права и выполнять обязанности в пределах представленных полномочий.
Магазин расположен по адресу: г. Минск, ул. Кульман, 14. Торговая площадь магазина составляет 25,6 м. кв. находится на балансе ОАО «Минский приборостроительный завод» .
Основные виды деятельности ТТД «Белвар» - розничная и оптовая торговля.
Популярность бренда «Белвар», а также анализ запросов и требований покупателей, высокий уровень консультаций и обслуживания позволили ТТД «Белвар» занять лидирующее положение на рынке продаж через розничную сеть в городе Минске.
Модельный ряд представленный в ТТД «Белвар» можно разделить на несколько категорий:
Среди всего ассортимента продукции ОАО «Минский приборостроительный завод», представленной в ТТД «Белвар» можно выделить следующие наиболее востребованные позиции:
Основным поставщиком товаров в ТТД «Белвар» является ОАО «Минский приборостроительный завод». Удельный вес продукции ОАО «МПЗ» в общем товарообороте за 2009 год составил 70 %, за 2008 год – 52,6%.
В магазине также представлены потребительские товары предприятий РБ:
Для
обеспечения качественного
Анализ
структуры и динамики чистой прибыли
представлен в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Структура чистой прибыли ТТД «Белвар»
Показатели | 2008 г. | 2009 г. | Темп роста, % |
1. выручка от реализации ((в действующих ценах без НДС и без налогов из выручки), млн.руб. | 403 | 475 | 118 |
2. полная себестоимость, млн. руб. | 326 | 392 | 120 |
3. валовая прибыль, млн.руб. | 77 | 83 | 10,8 |
4. расходы на реализацию, млн.руб. | 57 | 65 | 114 |
5. прибыль от операционных доходов, млн.руб. | 0 | 0 | - |
6. убыток от внереализационных расходов, млн.руб. | 0 | -2 | - |
7.прибыль, млн. руб. | 20 | 16 | 80 |
8. налог на прибыль, млн. руб. | 5 | 5 | 0 |
9. чистая прибыль, млн.руб. | 15 | 11 | 73,3 |
Чистая прибыль снизилась за анализируемый период на 4 млн.руб., не смотря на то, что выручка от реализации возросла на 72 млн. руб., что составило 18% прироста. Такое уменьшение чистой прибыли было связано в первую очередь со значительным увеличением расходов на реализацию. За текущий период ТТД «Белвар» не осуществляло операционную и внереализационную деятельность.
На
основании вышеприведенных
2.2
Изучение и оценка
действий применяемых
в организации
конкурентной стратегии
и оценка их эффективности
Ситуация на рынке такова, что условия конкурентной борьбы заставляют ТТД «Белвар» активно искать новые пути, позволяющие рассчитывать на устойчивое увеличение прибыли и завоевание лояльности покупателей.
Ситуация, сложившаяся на рынке розничной торговли бытовой техники, характеризуется большим количеством конкурентов продукции «Белвар». Одним из конкурентов является бытовая техника китайского производства с низкими ценами. Кроме того, особенностью данного рынка в г. Минске является большое количество конкурентов – предприятий розничной торговли, также реализующих продукцию «Белвар». Аналогичные товары и услуги в близлежащем районе центральной части г. Минска предлагают следующие конкуренты: ТД «ЦУМ», сети магазинов «Пятый элемент», «Техносила», индивидуальные предприниматели в ТЦ «Монетка».
Отсюда приходит ясное понимание того, что необходимо развивать один из главных факторов конкурентоспособности – лояльность потребителей. Для достижения высокого уровня конкурентоспособности магазина были разработана стратегия дифференциации магазина. Она включает в себя следующие составляющие:
Эти атрибуты являются основными при сравнении торговых точек по продаже бытовой техники потребителями. Таким образом, ТТД «Белвар» сумел творчески и новаторски выбрать концепцию магазина, т.е. набор атрибутов, отвечающих ожиданиям целевого сегмента покупателей и выделяющих магазин в ряду других торговых точек. На основании анализа конкурентной стратегии магазина можно выделить главными конкурентными преимуществами ТТД «Белвар»:
Формат свободного доступа – залог высоких продаж в ТТД «Белвар». С течением времени потребитель становится все более искушенным, и сегодня, отправляясь за покупками, отдает предпочтение удобному магазину с компетентными продавцами, телефонными консультациями. И задача мерчендайзинга состоит в том, чтобы увлечь покупателя процессом выбора, а затем покупки, чтобы он пришел именно в ТТД «Белвар», а не к конкурентам.
В то же время у стратегии дифференциации, проводимой ТТД «Белвар», есть несколько слабых мест:
Для
ликвидации недостатков используемой
конкурентной стратегии ТТД «Белвар»
необходимо разработать план мероприятий
по ее совершенствованию.
3
Пути совершенствования
конкурентной стратегии
ТТД «Белвар»
3.1
Разработка плана
мероприятий в
рамках конкурентной
стратегии
В процессе диагностики стратегического положения ТТД «Белвар» было выявлено, что оно оценивается как среднее. Это позволяет использовать активную общую конкурентную стратегию в деятельности на рынке бытовой техники.
Применительно
к ТТД «Белвар» при разработке
активных розничых стратегий необходимо
различать следующие общие
В данном случае существенное увеличение доли рынка или овладения рынка в целом в ситуации неразвитой розничной сети проблематично, т.к. ТТД «Белвар» осуществляет розничную продажу бытовой технике в одном фирменном магазине и значительно увеличить зону обслуживания магазина является невозможным. Цель увеличение доли рынка может рассматриваться в перспективе, для ее достижения необходим ввод в действие новых торговых площадей.
Из
трех целей, характерных для предприятий
и организаций розничной