Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 09:27, курсовая работа
Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь не случайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.
Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и критерии экономической безопасности……………...…5
Глава 2. Основные угрозы национальной безопасности России……………………………………………………………………………..9
2. 1.Структурная деформация экономики……………………………………..11
2.2. Распад научно-технического потенциала…………………………………16
2.3. Утрата управляемости экономикой………………………………………..19
2.4. Расширение теневой экономики…………………………………………...21
2.5. Углубление социальной дифференциации населения……………………22
Глава3. Основные меры по укреплению экономической безопасности России……………………………………………………………………………27
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...30
Устойчивость экономики
Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к самовыживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
Чем более устойчива экономическая
система (например, межотраслевая структура)
соотношения производственного
и финансово-банковского
Сущность экономической
Сущность экономической
Ресурсный потенциал и возможности его развития.
Уровень эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствие уровню использования в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму.
Конкурентоспособность экономики.
Целостность территориального и экономического пространства.
Суверенитет, независимость и возможность противостоять внешним угрозам.
Социальная стабильность и условия предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
В системе показателей-
Уровень и качество жизни; Темпы инфляции; Норму безработицы; Экономический рост ВВП; Дефицит бюджета; Государственный долг, встроенность в мировую экономику; Золотовалютные резервы; Деятельность теневой экономики.
Важны пороговые значения – предельные
величины, несоблюдение значений которых
препятствует нормальному ходу развития
различных элементов
Однако нет однозначного ответа
на вопрос, – какими должны быть эти
пороговые значения. Мировая практика
показывает, что даже при существенном
несоблюдении пороговых значений экономика
некоторых стран стабильно
Обобщая выше сказанное,
Из этого можно сделать два вывода:
Первый. Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т. д.
Второй. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
В настоящее время наиболее полная и эффективная концепция (программа) экономической безопасности действует в США. Свидетельством этого является устойчивый рост американской экономики, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. По данным очередного рейтинга конкурентоспособности мировых экономик 2002 года: США вернули себе первенство – два года список возглавляла Финляндия. На 3-е место вышел Тайвань, на 4-е – Сингапур, на 5-е – Швеция.
Что касается самых неконкурентоспособных экономик мира, то к ним относятся: Гаити, Зимбабве, Боливия, Украина, Гондурас.
Россия в целом сохранила прежние позиции либо даже продвинулась. В настоящем рейтинге по GCI (перспективной конкурентоспособности) она оказалась на 64-м месте (в предыдущем было 63-е, а за два года до этого – 54-е), а по MCI (микроэкономической конкурентоспособности) – за последние три года динамика такая – 52-е, 58-е и снова 58-е место, при этом учитывается, что в список добавлено ещё более двадцати стран.
У нашей страны сильные позиции по основным макроэкономическим составляющим индекса. По уровню сбалансированности бюджета Россия – на 3-м месте в мире, а по реальному росту ВВП на душу населения (паритет покупательной способности) – на 6-м. По-прежнему высокая оценка по уровню образования и инновациям (33-е).
Между тем в индексе охраны прав собственности Россия – на 75-м месте, по уровню аудиторских стандартов – на 74-м, по состоянию здоровья банковской системы – на 73-м, по бизнес-этике – на 73-м. А по распространенности отмывания денег через банки – аж на 78-й позиции, то есть опережает только Гаити и Зимбабве. Все эти показатели – оценочного происхождения, но именно они и тянут нашу страну в общем списке вниз.2
Такому положению России может служить то, что только в марте 1994 года, т.е. через три с лишним года после начала "реформирования" экономики, правительство все же приняло распоряжение о разработке "Основных положений государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации". Документ был подготовлен и его проект в январе 1995 года был рассмотрен и одобрен в Совете безопасности. Однако потребовалось почти 1,5 года, чтобы он стал документом, поскольку только в апреле 1996 года президент подписал Указ № 608 "О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)". В соответствии с Указом правительству поручено разработать в 1996 году меры по реализации государственной стратегии экономической безопасности.
Таким образом, только в мае 1997 года была принята концепция национальной безопасности, которая должна была объединить силы и средства российских спецслужб и правоохранительных органов - прежде всего Департамента экономической безопасности ФСБ (образованного, правда, только в 1998 году), а также соответствующих подразделений МВД, ГРУ, Федеральной службы налоговой полиции и ГТК.
10 января 2000 был принят 2-ой (и на
данный момент последний)
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической, и других зависит от экономических возможностей страны. В то же время, разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.
В соответствии с концепцией национальной безопасности: «в сфере экономики угрозы3 имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости». Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.
Негативные процессы в экономике
лежат в основе сепаратистских устремлений
ряда субъектов Российской Федерации.
Это ведет к усилению политической
нестабильности, ослаблению единого
экономического пространства России и
его важнейших составляющих - производственно-
Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации4.
Однако в вышеупомянутом
документе экономические
2.1. СТРУКТУРНАЯ ДЕФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИКИ
В результате макроэкономической политики, проводимой правительством РФ в разные годы, экономическое пространство страны распалось на две слабо связанные друг с другом сферы. Сфера обращения капитала (операции на рынке ценных бумаг, валютном рынке, а также в торговле) характеризуется высокими (а то и сверхвысокими) прибылями и скоростью обращения денег. Производственная же сфера («реальный сектор экономики», охватывающий материальное производство, бытовые услуги, медицинское обслуживание, образование, транспортные перевозки и другие сферы, связанные с производством материальных и духовных благ) низкими прибыльностью и скоростью обращения денег, а также значительными рисками (все это обусловлено хаотическим разрывом хозяйственных связей, неопределенностью отношений собственности, неустойчивостью спроса, недобросовестной конкуренцией и общей неблагоприятной коньюктурой рынка).
В сбалансированной экономической
системе, находящейся в состоянии
равновесия, сфера обращения капитала
и производственная сфера выполняют
взаимодополняющие с
В неравновесном и разбалансированном
состоянии нынешней российской экономики
сфера обращения капитала и производственная
сфера оказались
Сфера обращения держится на спекулятивных сделках и работает по принципу: деньги делают деньги. Она задает цены на денежные ресурсы, исключающие привлечение свободного капитала в производственную сферу.