Преимущества франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 15:57, реферат

Описание работы

Преимущества для франчайзера:
значительное расширение рынка сбыта товаров и услуг и увеличение степени контроля на рынке;
возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;

Работа содержит 1 файл

Преимущества франчайзинга.doc

— 53.00 Кб (Скачать)

      Преимущества  франчайзинга.

Преимущества  для франчайзера:

  • значительное  расширение рынка сбыта товаров  и услуг и увеличение степени  контроля на рынке;
  • возможность сбыта товаров и услуг на удаленных территориях и проведение территориального раздела рынка с целью ограничения конкуренции между франчайзи без нарушения антимонопольного законодательства;
  • регулирование и контроль за качеством ведения бизнеса;
  • проведение единой ценовой политики без опасения нарушения антимонопольного законодательства;
  • возможность расширения опыта ведения бизнеса на основе использования информации о франчайзи;
  • заинтересованность франчайзи как самостоятельного юридического лица в успехе и процветании, следовательно, в увеличении продаж, что в определенной степени гарантирует франчайзеру стабильность получения дополнительного дохода;
  • получение дополнительного дохода при отсутствии высокой степени риска потерять свой капитал, так как франчайзи имеет свои источники финансирования;
  • получение дополнительного дохода от уступки прав на использование товарного знака, фирменного стиля, объектов интеллектуальной собственности, коммерческой информации;
  • экономия административно-хозяйственных и управленческих расходов, которые осуществляет франчайзи;
  • экономия финансовых ресурсов при отсутствии необходимости создания дочерних предприятий, дополнительных расходов на создание материально-технической базы (производственные, торговые и офисные помещения, оборудование и т. д.), так как франчайзи могут полностью или частично иметь ее в собственности.

Преимущество  для франчайзи:

  • франчайзи является самостоятельным юридическим  лицом и не теряет свою независимость  при принятии решений;
  • франчайзи вступает в готовый бизнес, что в значительной степени гарантирует ему процветание;
  • франчайзи имеет право на изучение опыта и использование знаний франчайзера, приобретает возможность постоянной поддержки со стороны франчайзера;
  • франчайзи выступает под товарным знаком хорошо зарекомендовавшей себя компании, что делает его более привлекательным для потребителя, в отличие от мелкого неизвестного предпринимателя;
  • франчайзи имеет возможность гарантированного получения товаров и других необходимых элементов для работы без сбоя;
  • как правило, крупные компании оговаривают условия своей деятельности на территориях своего присутствия, что гарантирует франчайзи определенный уровень защищенности;
  • франчайзи при поддержке франчайзера имеет возможность профессионального ведения переговоров с крупными фирмами и финансовыми структурами, что практически не доступно мелким предпринимателям;
  • финансовые институты заинтересованы в предоставлении небольших ссуд, так как рискованность вложений ниже в связи с определенными контрольными функциями франчайзера;
  • благодаря известности франчайзера, проводимым маркетинговым исследованиям и рекламным кампаниям круг постоянных потребителей франчайзи увеличивается;
  • в значительной степени снижается риск банкротства;
  • франчайзи имеет значительную экономию ресурсов и времени на рекламе, обучении, проведении маркетинговых исследований, поиске и доставке товара, разработке и регистрации собственного товарного знака, отработке технологии ведения бизнеса, ведении переговоров и поиске партнеров.

Популярность  франчайзинга нельзя отрицать. Количество франчайзеров и соответственно франшизных сетей растет достаточно высокими темпами. По данным Международной Ассоциации Франчайзинга в настоящее время в мире насчитывается 16,5 тысяч франчайзеров с более 1.2 млн.франчайзи, объем продаж сетей составляет 1.4 трлн.долларов США, занятость около 12 млн.человек. (В следующих разделах мы более подробно рассмотрим тенденции развития франчайзинга в мире). Количественное увеличение франшизных систем определяется теми качественными преимуществами, которые приобретают от взаимодействия субъекты рынка.  
 
Общие преимущества франчайзинга: 
 
Основным результативным преимуществом франчайзинга является приобретение и увеличение конкурентоспособности всей сети в целом перед другими аналогичными системами. Основой достижения этого преимущества являются общие цели участников системы, а именно:

  • Достижение единообразий всех участников (франчайзера и франчайзи);
  • Продвижение на рынке;
  • Повышение репутации всей сети.

Возможность формирования и реализации общих  целей определяется рядом причин, основными из которых можно назвать  стратегическое видение, качественные характеристики применяемой модели франчайзинга, управленческий и экономический потенциал, организованность и деловая этика субъектов франшизных отношений.  
 
Необходимым условием и одновременно преимуществом является комплексный характер отношений участников сети и высокий уровень их прозрачности. Постоянный информационный обмен дает возможность оценить рыночную ситуацию с большой степенью достоверности, что в свою очередь позволяет качественно повысить уровень стратегического планирования и маркетинга, осуществлять управление конфликтами.  
 
Контроль над каналами распределения в совокупности с другими параметрами системного управления естественно увеличивают возможности выхода на другие территории, включая территории зарубежных государств. Общее стремление к совершенствованию и грамотное управление, направленное на оптимизацию информационных, материальных и финансовых потоков позволяют добиваться стабильности в развитии франчайзинговой сети и стимулирует ее рост. В свою очередь внутрисетевые преимущества и повышение репутации системы в целом оказывают серьезное воздействие на повышение уровня доверия к субъектам франшизных отношений и их репутации. Использование преимуществ системы дает дополнительные возможности развития каждого франчайзи.  
 
Однако, при всех преимуществах франчайзинга нельзя отрицать наличие недостатков. Хотя «недостаток» это не совсем верный термин, правильнее говорить о рисках. Можно перечислить основные из них.  
 
Основные риски:  
 
Последствием развития франчайзинга может быть ограничение конкуренции в некоторых секторах экономики , что естественно может оказать негативное влияние на франчайзи, а также приводит к увеличению риска при выходе на рынок новых организаций, не входящих во франшизную сеть.  
 
Достижение успехов сети по существу возможно только в том случае, если франчайзер и франчайзи достигают своих целей. Успех каждого участника косвенно влияет на успех других участников, при этом серьезные проблемы и неудачи любого из них могут существенно подорвать уровень репутации каждого и всей сети в целом со всеми вытекающими последствиями. Концепция франчайзинга и стандарты системы могут быть неприемлемы на определенных территориях, что соответственно приведет к неудачам субъектов, присутствующих на этом рынке и подорвет репутацию к системе.  
 
Чрезмерная регламентация системы может привести к ограничению деятельности франчайзи и возможностей развития и роста, что соответственно будет сдерживать рост франшизной сети в целом.  
 
Неаккуратное и (если можно так сказать) недостойное отношение к информации увеличивает вероятность «миграции» конкурентоспособных коммерческих идей, что может также ограничить возможности и привести к утрате способности работать на опережение относительно конкурентов.  
 
Ошибки при формировании договорных отношений могут повлечь за собой споры, утрату доверия, снижение уровня репутации, ограничение возможностей развития на определенных территориях и т.д.  
 
Конечно перечень можно расширять. Я перечислила основные, лежащие на поверхности преимущества и возможные риски франчайзинга в целом.  
 
Целесообразно также понимать и оценивать те преимущества и недостатки, которые имеют место быть для субъектов, вступающих во франчайзинг-франчайрера и франчайзи.  
 
Однако, поскольку существует большое разнообразие секторов экономики, в которых применяются модели франчайзинга, поскольку каждая система отличается своими индивидуальными признаками и различны стратегии развития, а также по ряду других важных причин нельзя однозначно идентифицировать преимущества и недостатки. Что для одного преимущество, для другого может явиться недостатком. Честные и доверительные отношения сторон позволяет сгладить конфликт интересов и развиваться, максимально учитывая взаимные ожидания и преодолевая определенные риски. Достижение разумного сочетания преимуществ и рисков является серьезным фактором определенности и потенциалом развития франчайзинга.  
 
Тем не менее я попытаюсь выделить основные преимущества и недостатки для франчайзера и франчайзи, приобретаемых от деятельности в рамках системы франчайзинга. 
 
Преимущества для франчайзера:

  • Увеличение сбыта и получение от этого дополнительного дохода;
  • Расширение сбытовой сети и возможность сбыта на удаленных территориях;
  • Увеличение степени контроля на рынке;
  • Более быстрое продвижение на рынке без прямых инвестиций или издержек, связанных с инфраструктурой;
  • Приобретение новых идей по улучшению системы;
  • Возможность более быстрого вывода на рынок модифицированных и новых товаров/услуг/работ; преимущества в их продвижении и распределении;
  • Защита законных торговых интересов посредством осуществления контроля за качеством продукции;
  • Системное знание рынка, позволяющее работать на перспективу;
  • Дополнительный доход от выплат роялти.

Преимущества  для франчайзи:

  • Использование марки, завоевавшей лояльность потребителей и репутацию;
  • Возможность выбора сектора экономики;
  • Вступление в проверенную систему и использование ее преимуществ;
  • Сохранение юридической самостоятельности;
  • Экономия ресурсов на изучение, обучение, становление бизнеса, маркетинг, рекламу, поиск поставщиков и т.д.;
  • Поддержка со стороны опытного партнера;
  • Доступность инноваций и новых технологий;
  • Увеличение конкурентных преимуществ;
  • Удовлетворение от участия в «коллективном» бизнесе.

Недостатки  для франчайзера:

  • Риск утраты репутации, связанный с невыполнением франчайзи инструкций, стандартов и других необходимых условий;
  • Риск утраты территории, связанный с различными формами противодействия со стороны франчайзи;
  • Сокрытие франчайзи важной информации и/или представление неверной информации, дающей ложное представление о рынке;
  • Риск утраты конкурентных преимуществ, связанный с раскрытием франчайзи конфиденциальной информации конкурентам;
  • Незаконное использование франчайзи и третьими лицами прав франчайзера, связанное с недобросовестностью субъектов рынка и/или несвоевременным информированием франчайзера о нарушении его прав;
  • Использование марки и фирменного стиля после расторжения договора до степени смешения похожих на франчайзера.
  • Отказ выплаты роялти.

Недостатки  для франчайзи:

  • Недостаточная и ложная информация о франшизе;
  • Ложные обещания франчайзера, его неспособность управлять ростом сети, утрата интереса к развитию;
  • Слабая проработка рынка франчайзером и несоответствие продукта интересам рынка;
  • Неэффективное развитие территории (большое количество предприятий на территории и необоснованное приближение предприятий франчайзи друг к другу и т.д.);
  • Неоправданный контроль со стороны франчайзера и скрытое управление сетью, позволяюшие франчайзеру приобретать несправедливые преимущества;
  • Чрезмерное ограничение деятельности франчайзи;
  • Жесткие условия контракта и отсутствие гибкости , не позволяющие своевременно учесть новации;
  • Досрочное прекращение франчайзером договора в остсутствие серьезных нарушений со стороны франчайзи;
  • Невозобновление договора и/или существенное изменение условий договора при возобновлении;
  • Ликвидация, реорганизация и смена правообладателя и изменение стратегии.

Многообразие  преимуществ и рисков требует  очень серьезного, грамотного подхода  при принятии решений как о  формировании и применении концепции  франчайзинга, так и об участии  во франшизных отношениях. Не лишним будет  напомнить, что модели франчайзинга, мотивации франчайзеров и франчайзи, цели и схемы взаимодействия сторон ,при наличии общих признаков, могут существенно различаться между собой. Соответственно будут изменяться перечисленные выше преимущества и недостатки. Они будут идентифицированы для каждой конкретной системы.

Информация о работе Преимущества франчайзинга