Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:50, курсовая работа
Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.
I. Возникновение и развитие идеи правового государства
II. Основные характеристики правового государства
1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.
2. Признаки правового государства.
3. Принцип организации деятельности правового государства.
III. Вывод.
Правовое государство:
основные характеристики
План.
I. Возникновение
и развитие идеи правового
государства
II. Основные характеристики
правового государства
1. Экономическая,
социальная и нравственная
2. Признаки правового
государства.
3. Принцип организации
деятельности правового
III. Вывод.
Государство в
своей деятельности связано и
ограничено правом стоит под правом,
а не вне и над ним.
Гессен.
I. Возникновение
и развитие идеи правового
государства.
Правовое государство
- это такая форма организации
и деятельности государственной
власти, которая строится во взаимоотношениях
с индивидами и их различными объединениями
на основе норм права.
Представления
о государстве как организации,
осуществляющей свою деятельность на
основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового
государства связывались поиски
более совершенных и
Государственная
власть, признающая право и, одновременно,
ограниченная им, по мнению древних
мыслителей, считается справедливой
государственностью. “Там, где отсутствует
власть закона, - писал Аристотель, -
нет места и (какой-либо) форме
государственного строя” . Цицерон
говорил о государстве как
о “деле народа” , как о правовом
общении и “общем правопорядке”
. Государственно-правовые идеи и институты
Древней Греции и Рима оказали
заметное влияние на становление
и развитие более поздних прогрессивных
учений о правовом государстве.
Рост производительных
сил, изменение социальных и политических
отношений в обществе в эпоху
перехода от феодализма к капитализму
порождают новые подходы к
государству и пониманию его
роли в организации общественных
дел. Центральное место в них
занимают проблемы правовой организации
государственной жизни, исключающей
монополизацию власти в руках
одного лица или властного органа,
утверждающей равенство всех перед
законом, обеспечивающей индивидуальную
свободу посредством права.
Наиболее известные
идеи правовой государственности изложили
прогрессивные мыслители того времени
Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории
Макиавелли на основе опыта существования
государств прошлого и настоящего объяснял
принципы политики, осмыслял движущие
политические силы. Цель государства он
видел в возможности свободного пользования
имуществом и обеспечении безопасности
для каждого. Боден определяет государство
как правовое управление многими семействами
и тем, что им принадлежит. Задача государства
состоит в том, чтобы обеспечить права
и свободы.
В период буржуазных
революций в разработке концепции
правовой государственности значительный
вклад внесли прогрессивные мыслители
Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье
и другие.
Надо отметить,
что среди русских философов
идеи правового государства тоже
нашла отражение. Они излагались
в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского,
Г. Ф. Шершеневича.
Так, Шершеневич
отмечает следующие пути формирования
и основные параметры правового государства:
1) для устранения
произвола необходимо
2) если личная
инициатива требует простора, то
государству достаточно
3) чтобы новый
порядок не нарушался самими
органами власти, необходимо строго
определить полномочия
В послеоктябрьский
период в нашей стране в силу объективных
и субъективных факторов идеи правового
государства вначале были поглощены
требованиями революционного правосознания,
а затем полностью исключены
из реальной жизни. Правовой нигилизм
при сосредоточении реальной власти
в руках партийно-
Советская государственность
в период тоталитаризма не воспринимала
идею правового государства, считая
ее буржуазной, диаметрально противоположной
классовой концепции
II. Основные характеристики
правового государства.
1. Экономическая,
социальная и нравственная
Экономической
основой правового государства
являются производственные отношения,
базирующиеся на многоукладности, на различных
формах собственности (государственной,
коллективной, арендной, частной, кооперативной,
частной и других) как равноправных и в
одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность
принадлежит непосредственно производителям
и потребителям материальных благ; индивидуальный
производитель выступает как собственник
продуктов своего личного труда. Правовое
начало государственности реализуется
только при наличии самостоятельности
и свободы собственности, которые экономически
обеспечивают господство права, равенства
участников производственных отношений,
постоянный рост благосостояния общества
и его саморазвитие.
Социальную основу
правового государства
Нравственную
основу правового государства образуют
общечеловеческие принципы гуманизма
и справедливости, равенства и
свободы личности. Конкретно это
выражается в демократических методах
государственного управления, справедливости
и правосудия, в приоритете прав
и свобод личности во взаимоотношениях
с государством, защите прав меньшинства,
терпимости к различным религиозным
мировоззрениям.
Правовое государство
- это суверенное государство, которое
концентрирует в себе суверенитет
народа, наций и народностей, населяющих
страну. Осуществляя верховенство,
всеобщность, полноту и исключительность
власти, такое государство обеспечивает
свободу общественных отношений, основанных
на началах справедливости, для всех
без исключения граждан. Принуждение
в правовом государстве осуществляется
на основе права, ограниченно правом
и исключает произвол и беззаконие.
государство применяет силу в
правовых рамках и только в тех
случаях, когда нарушается его суверенитет,
интересы его граждан. Оно ограничивает
свободу отдельного человека, если
его поведение угрожает свободе
других людей.
2. Основные признаки
правового государства.
1. Верховенство
закона во всех сферах
Основной закон
государства - это Конституция. В
ней сформулированы правовые принципы
государственной и общественной
жизни. Конституция представляет собой
общую правовую модель общества, которой
должно соответствовать все текущее
законодательство. Никакой другой правовой
акт государства не может противоречить
Конституции.
Верховенство
закона, и прежде всего Конституции,
создает прочный режим правовой
законности, стабильность справедливого
правового порядка в обществе.
2. Реальность
прав личности, обеспечение ее
свободного развития. В социально-политической
жизни свобода человека
Правовой характер
свободы индивида проявляется в
различных сферах общественной жизни.
Например, это права индивида на
положительные действия государства
в его интересах: право на неприкосновенность
личности, право на образование, социальное
обеспечение, судебную защиту и тому
подобное. Степень развитости и гарантированности
свобод личности обусловливается зрелостью
правовых начал государственности,
экономическими и духовными предпосылками.
3. Взаимная ответственность
государства и личности. Отношения
между государством как
На тех же
правовых началах строится ответственность
личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не нарушать
меру свободы личности, соответствовать
тяжести совершенного правонарушения.
Правовой характер
взаимной ответственности государства
и личности - это важная составная
часть складывающегося в
3. Принцип организации
деятельности правового
Правовое государство
в отличие от деспотического или
полицейского само ограничивает себя
определенным комплексом постоянных норм
и правил. центральное место среди
них занимает такая норма, как
разделение властей на три главные
ветви законодательную, исполнительную
и судебную. Этот принцип определяет,
с одной стороны, верховенство законодательной
власти, а с другой - подзаконность
исполнительной и судебной властей. Равновесие
властей поддерживается специальными
организационно-правовыми мерами, которые
обеспечивают не только взаимодействие,
но и взаимоограничение полномочий в установленных
пределах. В то же время они гарантируют
независимость одной власти от другой
в пределах тех же полномочий.
Законодательная
власть обладает верховенством, поскольку
она устанавливает правовые начала
государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а следовательно,
определяет в конечном счете правовую
организацию и формы
Однако верховенство
законодательной власти не носит
абсолютного характера. Она находится
под контролем народа и специальных
конституционных органов, с помощью
которых обеспечивается соответствие
законов действующей
Исполнительная
власть в лице своих органов занимается
непосредственной реализацией правовых
норм, принятых законодателем. Она носит
правовой характер лишь в том случае,
если она является подзаконной властью,
действует на началах законности.
В правовом государстве каждый гражданин
может обжаловать любые незаконные
действия исполнительных органов и
должностных лиц в судебном порядке.
Судебная власть
призвана охранять право, правовые устои
государственной и общественной
жизни от любых нарушений, кто
бы их не совершал. Правосудие в правовом
государстве осуществляется только
судебными органами. Никто не может
присвоить себе функции суда. Независимость
и законность правосудия являются важнейшей
гарантией прав и свобод граждан,
правовой государственности в целом.
Информация о работе Правовое государство: основные характеристики