Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2012 в 20:05, реферат
Опыт работы над стратегическим планом Санкт-Петербурга, который наиболее успешно использовали города Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Тюмень и ряд других, послужил основой для организации ежегодных (начиная с 2002 г.) Общероссийских форумов стратегического планирования. Данные форумы вносит большой вклад в развитие и пропаганду теории и лучшей практики стратегического планирования и управления
практика стратегического
Опыт работы над стратегическим
планом Санкт-Петербурга, который наиболее
успешно использовали города Екатеринбург,
Новосибирск, Омск, Тюмень и ряд других,
послужил основой для организации
ежегодных (начиная с 2002 г.) Общероссийских
форумов стратегического
Наряду с положительными примерами и определенным прогрессом в распространении лучших практик стратегического планирования и управления, сложность данного процесса, особенно для уровня муниципальных образований (городов) с учетом незрелости института местного самоуправления в России и экономических трудностей большинства муниципалитетов, определяет множество проблем, как в процессе разработки стратегических планов, так и их реализации. Так, по результатам исследования Р.Богавеевой [1, с. 73-79], выявлены следующие типичные проблемы разработки и реализации стратегий и программ развития российских городов:
противоречия и проблемы, касающиеся содержания стратегии развития города (нечеткий выбор приоритетов, отсутствие обоснованного выбора сценария развития; имиджевый (оптимистичный) характер стратегии; отсутствие местной специфики в стратегиях городов; отсутствие качественных показателей развития и др.);
слабая позиция гражданского
общества (отсутствие механизма стимулирования
к участию в осуществлении
изменений, а также качественной
оценки социально-экономического развития
города и его проблем гражданами,
представителями бизнеса и
несогласованность программных документов (несистемное применение всех разрабатываемых в городе видов стратегических документов (стратегия, генеральный план, бюджетный план города); несогласованность городских программ, что обуславливает дублирование предпринимаемых мер, рассеивание финансовых средств и невыполнение программных мероприятий из-за ограниченности ресурсов);
несовершенство методологии и законодательного регулирования процесса стратегического планирования (отсутствие нормативной базы стратегического планирования развития муниципального образования; отсутствие конкретных механизмов, обеспечивающих открытость процесса планирования социально-экономического развития города; неединообразие в понимании терминов и понятий, касающихся стратегического управления городом и др.);
- недостаток финансовых
средств (зависимость от
Помимо указанных, следует указать на проблемы, связанные с организацией процесса стратегического планирования во многих городах.
Суть их состоит в распространенной практике перекладывания задач разработки стратегий на коммерческие консалтинговые фирмы. Сам по себе факт привлечения к разработке стратегии специализированных профессиональных организаций вполне оправдан и может приветствоваться, однако при неправильной организации такой путь может оказаться бесполезной тратой бюджетных средств. Подробный анализ распространенных ошибок организации такого процесса представлен в статье О.И. Столярова [6], где отмечены следующие:
- ошибки при формировании
технического задания на
- ошибки при организации
разработки стратегии (в
- ошибки при приемке
стратегии (заказчик
- ошибки в организации
реализации стратегии (
В результате подобной организации,
вместо процесса стратегического планирования,
который призван наладить координацию
и консолидировать усилия органов
местного самоуправления, бизнеса и
городского сообщества, порождаются
конфликты интересов, а сам документ
стратегического планирования, подготовленный
кулуарно, ложится на полку. Как показывают
лучшие практики стратегического планирования,
важнейшими условиями действенности
и реализуемости
Принцип широкого общественного участия в стратегическом планировании может вызвать подозрения высоких транзакционных издержек его использования. Однако альтернатива ему - бесполезность кулуарной стратегии.
Ценность расширения участников
стратегического планирования и
разносторонней координации была, подчеркнута
в заключительном документе (рекомендациях)
IX общероссийского Форума "Стратегическое
планирование в регионах и городах
России" 2010 г. В преамбуле этого
документа отмечен путь модернизации
стратегий с использования