ПОНЯТИЕ
И СУЩНОСТЬ БИЗНЕС-ПРОЦЕССА
Определение бизнес-процесса
- Бизнес-процесс – устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.
- Бизнес-процесс определяется как логически завершенный набор взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, поддерживающий деятельность организации и реализующий ее политику, направленную на достижение поставленных целей.
- Международный стандарт ISO 9000 определяет организацию как группу работников и необходимых средств с распределением ответственности, полномочий и взаимоотношений.
- Бизнес-процесс в узком смысле можно определить как набор связанных процедур, направленных на достижение определенного результата, представляющего ценность для потребителя. Бизнес-процесс использует определенные ресурсы (финансовые, материальные, человеческие, информационные) для преобразования входных элементов в выходные.
Создание бизнес-процессов
Для создания моделей
бизнес-процессов существует множество
причин, например:
- оптимизация организационных изменений,
- хранение корпоративных знаний, в том числе в виде моделей-прототипов,
- создание и постоянный контроль технологической документации для получения
- вычисление стоимости бизнес-процессов,
- эффективное использование информации о процессах для реализации стандартных программных решений или систем workflow и адаптации их к конкретным нуждам.
Реинжиниринг бизнес-процессов
Реинжиниринг
бизнес-процессов – определяется,
как «фундаментальное переосмысление
и радикальное перепроектирование бизнес-процессов
(БП) для достижения коренных улучшений
в основных показателях деятельности
предприятия».
Целью
реинжиниринга бизнес-процессов (РБП)
является целостное и системное моделирование
и реорганизация материальных, финансовых
и информационных потоков, направленная
на упрощение организационной структуры,
перераспределение и минимизацию использования
различных ресурсов, сокращение сроков
реализации потребностей клиентов, повышение
качества их обслуживания.
Среди многочисленных
проблем, которые можно решить в
результате оптимизации бизнес-процессов,
назовем лишь следующие:
- изменение структуры процесса путем введения одновременно выполняемых задач, что позволяет устранить лишние циклы и сделать структуру более рациональной,
- изменение структуры организационной отчетности и повышение квалификации сотрудников путем комплексного совершенствования процесса,
- сокращение объема документации, рационализация и ускорение документооборота и потока данных,
- рассмотрение возможных мер по привлечению внешних ресурсов (т.е. по передаче функций создания выхода внешнему исполнителю),
- внедрение новых производственных и ИТ-ресурсов для улучшения функций обработки.
Обобщенная модель бизнес-процесса
- Рабочий объект – это сущность, над которой осуществляется некоторое действие (преобразование, обработка, формирование).
- Ресурсы – это сущности (субъекты), с помощью которых осуществляются бизнес-процессы, например, оборудование, запасы на складе, деньги на расчетном счете, нормативно-справочная информация (номенклатуры-ценники, классификаторы) и т.д.
- Организационные единицы (предприятия, подразделения, персонал, отдельные исполнители) – это частный случай ресурсов, представляющих собой объединение людей, которые используют другие ресурсы для выполнения бизнес-процессов. Одно и то же подразделение может участвовать в нескольких бизнес-процессах.
- Функция (действие, операция) преобразует входные рабочие объекты в выходные или модифицирует их. Последовательность взаимосвязанных по входам и выходам функций составляет бизнес-процесс. Функция бизнес-процесса может порождать рабочие объекты любой природы (материальные, денежные, информационные).
- Событие фиксирует факт завершения выполнения некоторой функции и образования нового состояния объекта или нового объекта. Новые состояния объектов (объекты) вызывают выполнение новых функций, которые создают новые события и т.д., пока не будет завершен некоторый бизнес-процесс. Тогда последовательность событий составляет конкретную реализацию бизнес-процесса.
Обобщенная
модель бизнес-процесса отображается
на уровне информационных процессов с
помощью нескольких видов моделей: ER-диграмм
(«сущность-связь») для баз данных; функциональных
иерархий, диаграмм потоков данных и диаграмм
потоков событий для процедур.
Так,
определения классов рабочих объектов,
ресурсов, организационных единиц составляют
основу ЕR-диаграмм. Иерархии функций бизнес-
процесса определяет иерархию программных
процедур.
Диаграммы
потоков данных устанавливают интерфейсы
программных процедур с базами данных,
входными и выходными формами информации,
а диаграммы потоков событий определяют
управление переходами между процедурами.