Особенности планирования на малых и средних предприятиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 22:51, реферат

Описание работы

В малой фирме практически все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель (собственник). Из-за недостатка финансовых ресурсов и относительно небольшого товарооборота предприниматель не в состоянии иметь в штате высокопрофессиональных специализированных специалистов по финансам, инвестициям, планированию и т. п., а тем более создавать группы планирования, финансово-экономического управления и др.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 43.00 Кб (Скачать)

Особенности планирования на малых и средних  предприятиях

 

 Размеры предприятий,  масштабы производства, номенклатура  продукции (услуг), наукоемкость  продукции, интенсивность обновления  производства, продукции (услуг)  накладывают свои ограничения  и обусловливают особенности планирования.

В малой фирме практически все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель (собственник). Из-за недостатка финансовых ресурсов и относительно небольшого товарооборота предприниматель не в состоянии иметь в штате высокопрофессиональных специализированных специалистов по финансам, инвестициям, планированию и т. п., а тем более создавать группы планирования, финансово-экономического управления и др.

 

Малая фирма имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам  относят:

простые организационно-управленческие связи;

 малое количество управленческого  персонала;

 мобильность и гибкость  перехода к новациям и другим  видам деятельности;

 узкую специализацию  по видам бизнеса;

 высокий профессионализм  и универсальность знаний и умений персонала;

 использование сфер  деятельности, которые невыгодны  для крупных предприятий;

 высокую адаптацию  (приспособленность) бизнеса к  местным условиям;

 высокую восприимчивость  к принципиальным (радикальным) нововведениям.

 

К недостаткам  относят:

 ограниченность  ресурсов (финансовых, материальных, трудовых);

 слабые кредитные  возможности;

 большую  зависимость от рыночной конъюнктуры;

 подчинение  целям крупного производства;

 большую  перегрузку персонала (загрузка  в неделю — 50—60 рабочих часов);

 условия  труда и социальное обеспечение  хуже, чем на крупных предприятиях;

 относительно  невысокую оплату труда.

 

Создание малого предприятия целесообразно в  случае:

  • наличия оригинальной идеи (или патента), привлекательной для потребителя;
  • наличия достаточных начальных инвестиций (или кредитных возможностей);
  • наличия перспективы сбыта продукции (услуг);
  • наличия высокопрофессионального коллектива.

Малая фирма  располагает простейшей структурой управления, а следовательно, каждый работник должен выполнять несколько функций.

Директор (как правило, главный собственник) выполняет функции постановки задач стратегического, текущего и оперативного планирования, а также организации групповой деятельности, контроля, мотивации труда. Кроме этого, часто приходится выполнять и функции менеджера по маркетингу, продвигая свой товар на рынок и рекламируя его, а также менеджера по персоналу и др.

Главный бухгалтер, кроме прямых своих обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса, должен выполнять и функции по анализу финансово-экономической деятельности, связанной с экономией затрат, движением финансовых потоков, эффективностью использования ресурсов.

Менеджер по производству, как правило, совмещает свои прямые производственные функции со снабжением ресурсами, сбытом продукции, обеспечением производства оснасткой, инструментом, набором кадров.

Учитывая, что каждая малая  фирма стремится увеличить свой капитал и стать как минимум  средней, предприниматель в качестве стратегической задачи ставит увеличение товарооборота и своей доли на рынке сбыта.

На каждый текущий год  разрабатывается и планируется  производственная программа выпуска  продукции, объем товарооборота.

В зависимости от вида бизнеса  в качестве производственной программы  может быть:

 в оптовой торговле  — план закупок;

 в бытовых услугах  — объем заказанных услуг;

 в турбизнесе —  объем продаж путевок;

 в научно-техническом  бизнесе — объем заказов на  НИОКР (разработки);

 в консалтинговых  фирмах — объем заказов на  консалтинговые услуги.

Общим местом для  всех видов бизнеса является планирование объема товарооборота. На основе указанных  плановых документов рассчитываются оборотные  средства и основные фонды, необходимые  для реализации производственной программы, формируется система заработной платы и мотивации труда.

Планирование  на малых фирмах осуществляется в  условиях значительных финансовых и  кредитных ограничений, поэтому  планы развития зависят от финансовых и кредитных возможностей фирмы.

Повышению финансового  потенциала фирмы будет способствовать планирование затрат и оборотных  средств, так как экономия всех видов  ресурсов и эффективное использование  имеющегося потенциала фирмы являются источниками экономического роста  предприятия и базой для перехода в средний по размерам бизнес.

Средний бизнес (до 500 человек) отличается большим товарооборотом, и потери от возможных неправильных решений становятся более ощутимыми. В связи с этим уровень аналитической работы по планированию и контроллингу финансово-экономической, маркетинговой, производственной, кадровой деятельности объективно повышается по отношению к малому бизнесу.

План маркетинга становится базовым для планирования остальных видов деятельности, т. е. только после определения емкости рынка, возможных каналов сбыта, расчета ожидаемых объемов продаж по каждому виду продукции с учетом конкуренции можно разрабатывать остальные планы. Необходимо также иметь в виду, что при увеличении товарооборота повышается степень неопределенности в достижении конечных результатов из-за более высокой конкуренции, а следовательно, растет уровень хозяйственного риска, который должен учитываться в процессе планирования. Повышается актуальность разработки стратегии фирмы, а значит, в стратегическом планировании.

В среднем бизнесе  главный предприниматель (или генеральный  директор) уже делегирует выполнение определенных функций управления и  направлений деятельности соответствующим  менеджерам: по маркетингу, по финансовому  и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Для работы привлекаются профессионалы, владеющие современной технологией управления, принятия решений и ведения бизнеса. Однако сами функциональные группы управления по численности невелики.

В стратегическом плане становятся актуальными проблемы роста активов и уставного капитала как основы повышения залоговых гарантий и соответственно расширения возможностей привлечения инвестиций для развития фирмы.

Развиваются стремления к увеличению доли рынка, поглощению фирм, развитию сети дилеров.

Таким образом, в среднем бизнесе становятся необходимыми практически все процедуры  и механизмы профессионального  внутрифирменного планирования.

 

Источник:

http://bestlectures.net/osobennosti-planirovaniya-na-malyx-i-srednix-predpriyatiyax.html

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.О.СУХОГО»

 

 

 

 

 

Особенности планирования на малых и средних  предприятиях

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. УА-31 Воловик Д. Н.

Проверил:

преподаватель Волкова Ю. А.

 

 

 

Гомель, 2012 г.


Информация о работе Особенности планирования на малых и средних предприятиях