Особенности малого бизнеса в сфере производства

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 18:26, реферат

Описание работы

Малые предприятия имеют ряд преимуществ перед крупными, что объясняет эффективность их деятельности. Среди таких преимуществ: близость к локальным рынкам сбыта и адаптация к потребностям клиентов; производство небольших партий продукции, что не всегда бывает выгодно крупным компаниям; отсутствие ненужных звеньев управления. Дифференцированный и индивидуальный спрос также способствуют эффективности малого бизнеса.
Значение малого бизнеса в рыночной экономике очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость. Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что малые предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Работа содержит 1 файл

особенности менеджмента в малом бизнесе.docx

— 22.07 Кб (Скачать)

В экономике  развитых стран представлены предприятия  всех типов: крупные, средние и малые.

На размер компании оказывают влияние специфика  отрасли, в которой работает компания, ее технологические особенности, а  также действие эффекта масштабности. Одни отрасли связаны со значительной капиталоемкостью и большими объемами производства и, соответственно, в них  существует потребность в крупных  предприятиях, в других же, наоборот, более предпочтительны компании малых размеров.

Экономика в  современном мире имеет следующую  особенность: сложное сочетание  различных по масштабам предприятий: крупных, имеющих тенденцию к  монополизации, и малых, возникающих  под воздействием большого числа  факторов.

В последние  годы обнаружился беспрецедентный  рост числа малых  компаний. Особенно заметным этот рост был в сферах, не требующих значительных объемов  капитала, оборудования и трудовых ресурсов. Большое число предприятий  малого бизнеса можно наблюдать  в наукоемких отраслях производства, а также в сфере производства потребительских товаров и услуг.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает  благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается  конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная  перестройка, расширяется потребительский  сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению  рынка товарами и услугами, к повышению  экспортного потенциала, лучшему  использованию местных сырьевых ресурсов.

Малые предприятия  имеют ряд преимуществ перед  крупными, что объясняет эффективность их деятельности. Среди таких преимуществ: близость к локальным рынкам сбыта и адаптация к потребностям клиентов; производство небольших партий продукции, что не всегда бывает выгодно крупным компаниям; отсутствие ненужных звеньев управления. Дифференцированный и индивидуальный спрос также способствуют эффективности малого бизнеса.

Значение малого бизнеса в рыночной экономике  очень велико. Без малого бизнеса  рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление  и развитие его является одной  из основных проблем экономической  политики в условиях перехода от административно-командной  экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру  и качество валового национального  продукта. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.  Существенный вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей  экономики имеет первостепенное значение. Нельзя также забывать, что  малые предприятия оказывают  меньше воздействие и на экологическую  обстановку.

Финансовый менеджмент в малом бизнесе в силу специфических  особенностей становления и развития малых предприятий несколько  отличается от практики управления финансами  крупных предприятий. Это выражается в следующем:

1. В небольшой  фирме все функции финансового  менеджера ложатся, как правило,  на одного сотрудника (обычно  это руководитель - хозяин данного  предприятия). И именно он принимает  решения по привлечению и использованию  финансовых ресурсов, по установлению  цены на производимую/продаваемую  продукцию и распределению полученной  прибыли. Как правило, этот  сотрудник не имеет специального  финансового, а зачастую и экономического, образования и вырабатывает политику  поведения на рынке исходя из приобретенного опыта работы в данной сфере, собственного предпринимательского чутья и факта наличия денежных средств на счете.

2. На крупных  предприятиях обычно разрабатывается  финансовая политика или общая  стратегия деятельности предприятия,  включающая комплекс стратегических и тактических целей развития компании, на основе которых разрабатывается маркетинговая, ценовая, инвестиционная, кредитная и др. политика.

В небольших  компаниях, как правило, отсутствуют  документы, фиксирующие стратегические цели и тактические задачи развития данного предприятия. Малая фирма  обычно создается по частной инициативе ее собственника для реализации его  внутренних возможностей и вся деятельность компании подчинена его личным интересам.

3. Одним из  приоритетных направлений финансового  менеджмента в современных условиях  хозяйствования является оптимизация  налогообложения. На крупных предприятиях  все чаще привлекают специалистов  для определения наиболее низкого  уровня налоговых обязательств  и разработки мер по законному  снижению налоговых платежей.

Малые предприятия  не могут привлечь дорогостоящего специалиста  по вопросам налогообложения и поэтому  используют, как правило, незаконные способы ухода от налогов: ведение  двойной бухгалтерии, выписка фиктивных  счетов и т.д.

4. Финансовый  итог предпринимательства характеризуется  в первую очередь прибылью, которую  получает предприниматель. Чтобы  ее получить, надо производить  и продавать только то, что  требуется рынку. Следовательно,  для эффективного функционирования  предприятию не обойтись без  маркетинга, который представляет  собой комплексную и целенаправленную  деятельность в области производства  и рынка, обеспечивающую удовлетворение  потребностей как потребителей, так и производителя.

На малых предприятиях, как правило, не уделяется должного внимания маркетингу в силу отсутствия:

1) понимания  важности разработки маркетинговой политики

2) “лишних”  денежных средств, необходимых  для изучения рынка, покупателей,  конкурентов или оплаты соответствующих  специалистов. Маркетинговая политика  на малом предприятии обычно сводится к следующему: продавать тот товар (услугу), который пользуется спросом и до тех пор, пока он приносит прибыль. Другими словами, предприниматель при принятии маркетинговых решений основывается не на данных опросов и точных расчетах эффективности продажи того или иного продукта, а на собственном видении фактической ситуации на рынке, опыте и интуитивном восприятии событий.

В то же время  следует отметить, что малые предприятия  в этом смысле находятся в гораздо  более выигрышном положении, нежели крупные: работают с узким кругом потребителей, лучше знают своих  клиентов, имеют больше возможностей личного общения персонала с  клиентами, быстрее реагируют на изменение потребностей и конъюнктуры  рынка.

5. Самый хороший  менеджер мало чего может добиться, если у предприятия будет серьезный  недостаток денежных средств.  Поэтому задача привлечения и  максимального использования денежного  капитала - одна из ключевых в  финансовом менеджменте. Финансировать  свою деятельность малое предприятие  может за счет собственных  (прибыль, амортизационные отчисления, личные накопления) и внешних  источников (государственные субсидии, дотации, кредиты банков и т.д.)

В современных  условиях хозяйствования малые предприятия  в основном вынуждены ориентироваться  на собственные средства, поскольку  часто не могут получить доступ к  кредитам без соответствующего залога, гарантий др. юридических лиц или  иного обеспечения. В свете этого  разработка грамотного инвестиционного  плана может оказаться едва ли не единственной возможностью привлечения  инвестиций со стороны, способных дать толчок для финансово-хозяйственного развития предприятия.

Одним из инструментов инвестора при осуществлении  им капиталовложений служит бизнес-план проекта, который призван дать возможность  инвестору сделать комплексную  оценку инвестиционного предложения  и, в первую очередь, показать, что  предлагаемый товар (продукция или  услуга) является конкурентоспособным, что для него имеется долгосрочный платежеспособный спрос, что возможна реализация проекта в приемлемые сроки, а также что инвестирование проекта выгодно для инвестора. Грамотная же разработка самого проекта может для малого предприятия оказаться серьезной проблемой в силу отсутствия необходимых знаний и средств на оплату подобной работы.

6. Эффективное  использование долгосрочных и  краткосрочных денежных ресурсов  достигается посредством финансового  планирования, которое является  существенным элементом финансового  менеджмента. 

Инвестиции в  крупных компаниях подразумевают  вложение средств в значительные пакеты акций предприятий, строительство новых объектов и т.п. В малом бизнесе любое вложение средств в основные фонды, будь то покупка одного компьютера или станка, уже является инвестициями, т.к. это вложение производится с целью получения прибыли. Но даже такое небольшое вложение средств является значительным событием для малого предприятия, поэтому должен быть точно рассчитан предполагаемый доход и предполагаемые расходы, связанные с этими инвестициями.

Финансовый план крупной компании представляет собой  объемный документ. Финансовый план в  малом бизнесе будет состоять из тех же разделов, но содержать  намного меньше деталей и вспомогательных  документов.

Важнейшей составляющей финансового менеджмента является оценка финансового положения предприятия, которая представляет собой совокупность методов, позволяющих оценить состояние  дел предприятия в ходе изучения результатов его деятельности. Изучение финансового положения должно дать руководству предприятия картину  его действительного состояния, а лицам, заинтересованным в его  финансовом состоянии, - сведения, необходимые  для беспристрастного суждения, например, о рациональности использования  вложенных в предприятие дополнительных инвестиций и т.п.

Большинство руководителей  малых предприятий, признавая, что  финансовое состояние предприятия  является важнейшей характеристикой  его деловой активности и надежности, на практике не проводят оценку финансового  положения фирмы, ограничиваясь  показателями прибыли и, в лучшем случае, рентабельности производства/продукции.

Оценка финансового  положения малой фирмы, учитывая небольшой объем бухгалтерской  отчетности, установленный для малых  предприятий, будет включать ограниченный набор показателей и основываться на данных формы “Бухгалтерского  баланса” “Отчета о прибылях и  убытках”.

Таким образом, правильный выбор стиля и методов  управления и грамотное применение механизмов финансового менеджмента  позволит малому предприятию добиться долговременных положительных результатов  и занять устойчивое положение на рынке конкурентов.

ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В  ООО «КОРОЛЕВСКАЯ ДИНАСТИЯ»

    ООО «Королевская Династия» создалось 14 марта 2009 года. Изначально общество состояло из 15 человек. В настоящее время в ООО «Королевская Династия» работает 96 человек. Основной вид деятельности – производство кондитерских изделий. «Королевская Династия» находится на ул. Ленина д. 29.

    ООО «Королевская Династия» состоит:

    Из  производственных цехов, складов и  администрации. К административной части структуры относятся, непосредственно  руководство ООО «Королевская Династия» генерального директора и главного инженера.

    В ООО «Королевская Династия» имеются следующие отделы:

    Бухгалтерия, отдел кадров, отдел сбыта, отдел  снабжения.

    Имеются следующие склады: склад материалов, склад заготовок, склад готовой  продукции. Непосредственно к производству относятся следующие цеха: зефирный цех, тестомесильный цех и  цех по производству восточных сладостей. Непосредственно руководство в цехах осуществляют мастера производственных цехов - наладчик производственного оборудования, а на складах – главный кладовщик. Отдел кадров состоит: из начальника отдела кадров и помощника начальника отдела кадров. В ООО «Королевская Династия» принятой системой оплаты труда являются оклады согласно штатному расписанию.

    Организационную структуру организации можно  описать следующим образом: во главе  организации находится исполнительный директор, которому подчиняются все службы, а именно - бухгалтерия, отдел материально-технического снабжения, служба сбыта, производственный цех. На данный момент в небольших торговых организациях данная структура применяется наиболее широко.

    Особенностью  менеджмента ООО «Королевская Династия» является:

    1.Должность  генерального директора совмещает  в себе так же функции финансового  директора и функции  коммерческого  директора.

    2. Не уделяется должного внимания  маркетинговым исследованиям, т.  е. политика предприятия сводится к следующему: «Продавать наш товар до тех пор, пока он пользуется спросом и  приносит прибыль».

    3.Отсутствие  «лишних» денежных средств, которые  можно было пустить на премии  лучшим работникам, покупку нового  оборудования, найма на работу  дорогостоящего квалифицированного  специалиста.

Информация о работе Особенности малого бизнеса в сфере производства