Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 17:14, курсовая работа
Существует причинно-следственная связь между потребностью (П) и деятельностью (Д), выражаемая зависимостью П → Д. Потребность есть источник и побуждающий фактор всякой человеческой деятельности. Нет потребности — нет деятельности; есть деятельность, значит, есть потребность. Деятельность нельзя глубоко и всесторонне понять без познания обусловившей ее потребности. Не зная потребностей, вызвавших те или иные действия, мы не можем судить об их целесообразности и эффективности. И наоборот, потребность нельзя понять из нее самой, для раскрытия ее сущности и особенностей нужно осмысливать ее в свете той деятельности, которую она обусловила.
ВВЕДЕНИЕ 3
КОММУНИКАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ 4
1.1. Определение и типология коммуникационных потребностей 4
1.2. Личностные коммуникационные потребности 10
1.3. Групповые коммуникационные потребности (информационный подход) 18
1.4. Общественные коммуникационные потребности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 34
Абсолютные групповые коммуникационные потребности (АГ-потребности) выводятся из очевидного факта, что целевые группы создаются для решения определенных общественных задач. Если бы искомое решение удалось получить не за счет трудоемких творческих усилий, а путем заимствования готового решения из потоков социальной коммуникации, была бы легко и просто достигнута цель, ради которой создавалась группа. Стало быть, первая абсолютная коммуникационная потребность целевой группы — АГ1 — это потребность в «готовом решении». Есть еще АГ2 — мнемическая потребность, состоящая в том, что коллектив специалистов, образовавших целевую группу, должен обладать определенной профессиональной квалификацией, т. е. знаниями и умениями, достаточными для того, чтобы своими силами выполнять производственные функции, не дожидаясь «готовых решений», которых может не быть вовсе. Обратим внимание, что абсолютные коммуникационные потребности целевых групп хорошо коррелируют с дефиницией социальной коммуникации как движения смыслов в социальном пространстве и времени. Итак:
АГ1
— обнаружение «готового
АГ2
— формирование групповой памяти,
достаточной для выработки «
Поскольку «готовое решение», как правило, не удается получить немедленно, начинается производственная деятельность, инициирующая коммуникационные ВГ-потребности, хорошо известные информационным службам. Очевидна связь между абсолютными и вторичными потребностями: потребность в ретроспективной информации — это потребность в поиске «готового решения» (ВГ1); потребность в текущей информации, как отраслевой, так и межотраслевой — это потребность в пополнении групповой памяти, т. е. поддержании компетенции специалистов на современном уровне (ВГ2). Остальные информационные потребности, представленные в табл. 3, — это детализации различных аспектов ВГ1 и ВГ2, а не самостоятельные, независимые от них потребности.
Феномен групповых спонтанных коммуникационных потребностей (СГ) был обнаружен представителями так называемого психологического направления в теории информационных потребностей. Основоположник этого направления С.Д. Коготков выступил с критикой обезличенных моделей объективных информационных потребностей, указывая на роль «информационных интересов» и «информационных установок», т.е. субъективных начал «информационно-потребительской деятельности». Термин «информационно-потребительская деятельность», а не просто «информационная деятельность» введен для того, чтобы акцентировать субъекта: не информационный работник, а потребитель информации. К сожалению, психологическое направление пока не получило заметного развития, и феномен СГ-потребностей остается terra incognita.
Не реализована также идея «советующей парадигмы» информационного сервиса, которая, по сути дела, направлена на переход от удовлетворения ВГ-потребностей, характерного для современной «обслуживающей парадигмы», к ориентации не абсолютные коммуникационные потребности целевых социальных групп. «Советующая парадигма» ставит перед информационными службами задачу не просто найти в информационно-библиотечных фондах «готовое решение», а оценить возможность его получения при современном уровне общественного знания и указать специалистам путь (что и как нужно делать) для получения желаемого результата. Методология «советующей парадигмы» разработана Э.С. Бернштейном в 70-е―80-е гг.
Общество представляет собой самовоспроизводящуюся устойчивую массовую совокупность, сложившуюся естественноисторическим путем. Общество — не искусственно созданный механизм и не результат соглашения (общественного договора) между людьми, а совокупный субъект — живая система, являющаяся носителем специфических общественных потребностей. Эти потребности, как показано в табл. 2, делятся на три типа: абсолютные (AM), вторичные (ВМ), спонтанные (СМ).
Абсолютные общественные потребности (AM) во многом подобны, скажем, изоморфны личностным абсолютным потребностям. Правда, биогенные потребности обществу не свойственны; все общественные потребности социогенны, но являются естественными для человеческого общества, так же как социогенные личностные потребности естественно свойственны хомо сапиенс. АМ-потребности делятся на материальные и духовные.
AM1. Материальные общественные потребности:
АМ1.1. Экономическая потребность — потребность в общественно организованном материальном производстве, т. е. создании и распределении материальных продуктов и услуг.
AMI.2. Потребность биологического воспроизводства населения.
АМ1.3. Потребность в защите от стихийных бедствий и агрессии врагов.
AMI.4. Общественно-политическая потребность — потребность в организации общественного бытия, поддержании порядка, сохранении стабильности общества.
АМ2. Духовные общественные потребности:
АМ2.1. Потребность в самоутверждении и самосознании общества; она психологически базируется на МЫ ― чувстве, которое может служить источником патриотизма и национализма; эта потребность аналогична индивидуальной потребности в самореализации (АИ5.1).
АМ2.2. Потребность в социализации подрастающего поколения, включении его в общественную жизнь; очевидно, что эта потребность корреспондирует с потребностью в социализации личности (АИ5.2).
АМ2.3. Познавательная потребность, состоящая в производстве, накоплении, хранении и использовании общественного знания и опыта.
АМ2.4. Этическая потребность — потребность в справедливом, т.е. отвечающем общественно принятым нормам справедливости, общественно-политическом устройстве.
АМ2.5. Эстетическая потребность — потребность в гармонизации быта и общественной жизни в соответствии с национальными эстетическими вкусами и обычаями.
АМ2.6. Коммуникационная потребность, выражающаяся, во-первых, в лингво-семиотической потребности, т. е. потребности в национальном языке и вспомогательных знаковых системах; во-вторых, в социально-мнемической потребности — потребности в социальной памяти. Как перечисленные общественные потребности соотносятся с социально-коммуникационной деятельностью? Это соотношение принимает вид причинно-следственной связи в случае коммуникационной потребности АМ2.6, которая инициирует макрокоммуникацию в виде устного общения и неовеществленной социальной памяти. Продуктами устной макрокоммуникации являются фольклор, нравственные нормы, народные обычаи, которые представляют собой нормативные социальные институты. Здесь налицо непосредственная причинно-следственная связь П → Д. Для удовлетворения общественных потребностей в цивилизованном обществе, использующем документные каналы, создаются учрежденческие социальные институты, обслуживающие абсолютные социальные потребности. Так, экономический социальный институт удовлетворяет АМ1.1; институт семьи — АМ1.2; институт государства — АМ1.3 и AMI.4; институт народного образования — АМ2.2 и т. д. Эти социальные институты и выступают в качестве субъектов коммуникационных ВМ-потребностей, которые удовлетворяются специальными коммуникационными службами, участвующими в миди или макрокоммуникации. Например, государство инициирует цепочку:
AMI.4 Общественно политическая потребность → Государство→ Деятельность по организации общественного бытия → Коммуникационная ВМ-потребность → Государственные средства массовой коммуникации → Массовое коммуникационное управление.
Таким образом, вместо простой зависимости П → Д, действовавшей на личностном уровне, появляется сложная цепочка П → Социальный институт → Деятельность → В-потребность и т. д.
Социальные институты, участвуя в массовой коммуникации в качестве социального коммуниканта (формула ГуМ), приобретают собственные групповые коммуникационные потребности (АГ, ВГ, СГ), рассмотренные в предыдущем разделе. Мы специально остановимся на деятельности коммуникационных социальных институтов в следующей главе.
Коммуникационные СМ-потребности проявляются в спросе на форму предлагаемых коммуникационных сообщений, прежде всего — в области искусства и литературы. Эта форма должна удовлетворять противоречивым требованиям: с одной стороны — привлекать новизной, с другой стороны — не противоречить привычным образцам; не быть старомодной и вместе с тем соблюдать общепринятые нормы этикета и ритуала, моральные, религиозные, политические запреты. Разрешение этого противоречия — дело мастерства социально-культурных работников, взаимодействующих с массовыми аудиториями. Если творческим работникам и работникам культуры удается уловить суть СМ-потребностей и найти соответствующие формы, новаторов ждет успех, в противном случае — неудача. Опыт подсказывает, что талантливые новаторы зачастую ориентируются на спонтанные потребности, которых в современном им обществе нет. Если с течением времени такие потребности возникнут, творчество новаторов получит одобрение, а сами они обретут лавры и регалии (к сожалению, нередко посмертно).
1. Движение смыслов в социальном времени и пространстве происходит не самопроизвольно, а в силу коммуникационных потребностей, действующих на личном, групповом и общественном уровне. Эти потребности взаимосвязаны с другими материальными и духовными потребностями личности, социальной группы, общества в целом.
2.
Коммуникационные потребности
3.
Коммуникационная потребность
— функциональное свойство
субъектов активно реагировать
на рассогласование
между наличным и нормальным
состоянием их сознания.
Эта реакция заключается в пространственно-
4. Посредством социально и коммуникации удовлетворяются две абсолютные коммуникационные потребности: потребность в передаче смыслов в социальном пространстве и потребность в передаче смыслов во времени; эти потребности представлены на всех субъектных уровнях: личностном (АИ), групповом (АГ) и общественном (AM) в качестве социогенных духовных потребностей; кроме того, на личностном уровне имеются их физиологические предпосылки (АИ2.6 и АИ2.7).
5. Личностные духовные потребности образуют единство с коммуникационной потребностью, вследствие чего духовное творчество, т.е. создание новых культурных смыслов, органически связано с социальной коммуникацией. Тем самым подтверждается формула: культурная деятельность = творчество + социальная коммуникация. Эта формула действует и в области материального производства, но здесь коммуникационная деятельность побуждается не абсолютными, а вторичными коммуникационными потребностями.
6. Судить о человеке как о личности следует не по абсолютным потребностям, которые являются общечеловеческими и присутствуют у всех людей, а по развитости профессиональных В-потребностей и непрофессиональных, культурных С-потребностей.
7. Информационный подход оправдывает себя при изучении вторичных коммуникационных потребностей целевых социальных групп, где возможна обезличенная объективация коммуникационных потребностей их членов. В других случаях он не получил применения.
8.
Абсолютные общественные
9. Существует формальное подобие (изоморфизм, между личностными и общественными духовными абсолютными потребностями (АИ5 изоморфно АМ2): оба перечня содержат одинаковое количество одноименных потребностей. Однако, содержание одноименных потребностей совершенно различно. Так, познавательная или эстетическая потребность личности удовлетворяются совсем иначе, чем общественные социальные и эстетические потребности, обслуживаемые такими социальными институтами, как наука и искусство.
10.
В обществознании давно