Контрольная работа по "Бизнес планирование"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.
В плане характеризуются основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Работа содержит 1 файл

БП.docx

— 37.71 Кб (Скачать)

1)Понятие и сущность бизнес-плана

Бизнес-план — это документ, в котором дается описание основных разделов развития организации на конкурентном рынке с учетом собственных и  заемных финансовых источников, материальных и кадровых возможностей и предполагаемых рисков, возникающих в процессе реализации предпринимательских проектов.

В плане характеризуются  основные аспекты коммерческого предприятия, анализируются проблемы, с которыми оно сталкивается, и определяются пути и методы их решения. Поэтому бизнес-план выступает одновременно в качестве поисковой, научно-исследовательской и проектной работы.

Бизнес-план помогает решать следующие основные проблемы, возникающие  при создании собственного дела:

- определить конкретные  направления деятельности предприятия, его целевые рынки и место на этих рынках;

- сформулировать долговременные  и краткосрочные цели бизнеса,  стратегию и тактику их достижения, а также определить круг лиц,  ответственных за реализацию  намеченного;

- зафиксировать состав  и показатели товаров и услуг,  которые будут предложены потребителям, оценить соответствующие производственные и торговые издержки;

- выявить соответствие  имеющегося персонала предприятия  и условий в мотивации его  труда предъявляемым требованиям;

- определить систему маркетинговых  мероприятий по исследованию рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

- оптимизировать организующую  структуру управления;

- оценить финансовое положение  предприятия и соответствие имеющихся  финансовых и материальных ресурсов, возможности достижения поставленных  целей;

- выявить те трудности,  которые способны помешать выполнению бизнес-плана, и наметить меры по их устранению.

Следовательно, бизнес-план — это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела. При  этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления  деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и  т.д.

Бизнес-план является и многоплановым  управленческим инструментом. Он предусматривает  решение стратегических и тактических  задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период.

В бизнес-плане обосновываются общие и специфические элементы функционирования предприятия в условиях рынка, выбор стратегии и тактики конкуренции, проводится оценка финансовых, материальных, трудовых ресурсов, необходимых для достижения целей предприятия.

Бизнес-план обеспечивает объективное  представление о возможностях развития производства, способах продвижения  товара на рынок, ценах, возможной прибыли, основных финансово-экономических  результатах деятельности предприятия, выявляет зоны опасностей, предлагает пути их ограничения. Подобный план используется независимо от сферы деятельности, масштабов, вида собственности, организационно-правовой формы компании. В нем находят свое решение как внутренние задачи, связанные с управлением предприятием, так и внешние, обусловленные, в частности, взаимоотношениями с другими фирмами и организациями.

Благодаря бизнес-плану появляется возможность взглянуть на работу предприятия как бы со стороны. Сам процесс разработки бизнес-плана, включающий детальный анализ экономических и организационных вопросов, постоянно побуждает мобилизоваться.

В рыночной экономике бизнес-план является исключительно эффективным  рабочим инструментом как для  вновь создаваемых, так и для  действующих компаний во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план побуждает  тщательно изучить каждый элемент  предполагаемого рискового рыночного  мероприятия. Практически всегда в этом процессе обнаружится немало слабых мест и пробелов, устранению которых нельзя не уделить внимания.

Бизнес-планирование занимает все более существенную долю в  ведении предпринимательства на современном уровне. В постоянно  преобразующемся деловом мире для  бизнеса открывается сейчас множество новых возможностей. Бизнес-планирование помогает не упустить их и использовать для преобразования и повышения эффективности деятельности на рынке.

2)Цели и задачи бизнес-планирования   

Основной целью бизнес-планирования является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.  

Бизнес-планирование помогает предпринимателю решить следующие  основные задачи:

-          определить конкретные направления деятельности фирмы, целевые рынки и место фирмы на этих рынках;

-          сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

-          выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

-          выявит соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;

-          определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

-          оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

-          предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.  

Основная задача бизнес-планирования заключается в том, чтобы дать картину перспектив развития фирмы т.е. ответить на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты и силы средств.

Бизнес-планирование определяет цели и задачи, которые необходимо решить предприятию, как в ближайшем  будущем, так и на перспективу.  

Ценность бизнес-планирования определяется тем, что оно:

•          дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;

•          содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);

•          служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.  

В наше время бизнес-план становиться для предпринимателя все более важным документом. Ни одна компания не сможет выразить цели своего существования или получить финансирование без грамотно разработанного бизнес-плана. Если вы не представите грамотный бизнес-план, никто не будет серьезно рассматривать вашу идею.  

Инвесторы хотят увидеть бизнес-план доказывающий, что над идеей хорошо поработали и предприниматель тщательно продумал  и спланировал все действия, которые необходимо предпринять для осуществления идеи и превращения ее в успешно функционирующую программу.   

Бизнес-план предназначен для вашего инвестора или банкира, а также огромную пользу он приносит и вам. Подробный и продуманный бизнес-план, возможно, является наилучшим инструментом, который поможет достичь долгосрочный целей.  

Бизнес-планирование помогает:

-          принимать важные деловые решения

-          подробно ознакомиться с финансовой стороной вашего дела

-          получать важную информацию по вашей индустрии и маркетингу

-          предвидеть и избегать препятствий, которые часто встречаются в схожем бизнесе

-          поставить конкретные задачи, осуществление которых будет свидетельствовать о сделанном прогрессе

-          расширяться в новых и перспективных отраслях

-          быть более убедительным при поиске финансирования

 

3)Функции и принципы бизнес-планирования

 
Бизнес-планирование, как необходимый  элемент управления выполняет в  системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функций, среди  которых наибольшее значение имеют  следующие: 

  •  
    инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок;
  •  
    прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов;
  •  
    оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде;
  •  
    координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компании с ориентацией их на единый общий результат;
  •  
    безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий;
  •  
    упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности;
  •  
    контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки;
  •  
    воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках;
  •  
    документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

 
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки  для успешной деятельности предприятия  в конкретной экономической среде (см. табл.1). 
 
^ Таблица 1 – Основные принципы бизнес-планирования

 
№ 
 
п/п

 
Принципы планирования

 
Содержание

 
1

 
2

 
3

 
1.

 
Необходимость

 
1) обязательное применение планов  в любой сфере деятельности  является рациональным поведением  людей; 
 
2) прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.

 
2.

 
Непрерывность

 
Процесс планирования на предприятии  должен осуществляться постоянно путем: 
 
1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; 
 
2) скользящего планирования – по истечении части планового периода составляется обновленный план, в котором увеличивается горизонт планирования, а на оставшийся период план может уточняться в связи с появлением непредусмотренных ранее изменений внешней среды или внутренних возможностей и ориентации фирмы.

 
3.

 
Эластичность и гибкость

 
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: 
 
1) введения плановых резервов по основным показателям; 
 
2) применения эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных; 
 
3) использования оперативных планов для учета возникающих изменений среды; 
 
4) использования альтернативных планов.

 
4.

 
Единство и полнота (системность)

 
Системность достигается тремя  способами: 
 
1) наличием общей (единой) экономической цели и взаимодействием всех структурных подразделений предприятия по горизонтальному и вертикальному уровням планирования; 
 
2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития; 
 
3) включения в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.

 
5.

 
Точность и детализация

 
1) любой план должен  быть составлен с достаточно  высокой степенью точности для  достижения поставленной цели; 
 
2) по мере перехода от оперативных краткосрочных к средне- и долгосрочным стратегическим планам точность и детализация планирования соответственно может уменьшаться вплоть до определения только основных целей и общих направлений развития фирмы.

 
6.

 
Экономичность

 
1) расходы на планирование должны  соизмеряться с получаемым от  него выгодами; 
 
2) вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.

 
7.

 
Оптимальность

 
1) на всех этапах планирования  должен обеспечиваться выбор  наиболее эффективных вариантов  решений; 
 
2) выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.

 
окончание таблицы 1

 
1

 
2

 
3

 
8.

 
Связь уровней управления

 
Достигается тремя способами: 
 
1) детализацией планов «сверху-вниз»; 
 
2) укрупнением планов «снизу-вверх»; 
 
3) частичным делегированием полномочий.

 
9.

 
Участие

 
1) активное участие персонала  в процессе планирования усиливает  его мотивацию поведения; 
 
2) планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.

 
10.

 
Холизм (сочетание координации  и интеграции)

 
Чем больше структурных единиц и  уровней управления предприятием, тем  целесообразнее (эффективнее) планировать  в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном  уровне предприятия независимо не может  быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях.

 
11.

 
Ранжирование объектов планирования

 
1) инвестирование в наиболее  доходные товары (отрасли); 
 
2) при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж.

 
12.

 
Вариантность

 
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного  и др.

 
13.

 
Социальная ориентация

 
Предусматривает: 
 
1) социальное развитие коллектива; 
 
2) обеспечение экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемых товаров.

 
14.

 
Стабильность

 
Неизменность планов капитальных  вложений, иначе возможны большие  потери ресурсов и дополнительные затраты.

 
15.

 
Адекватность

 
Соответствие плановых показателей  реальной ситуации достигается: 
 
1) увеличением числа учитываемых факторов; 
 
2) повышением точности (обоснованности) прогнозов.


 
Источник: составлено по (7, с. 10-11) 
 
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации. 
 
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. (7, с. 8-12) 
 
Таким образом, бизнес-план – это документ, раскрывающий все необходимые аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющий главные способы решения этих проблем.  
 
В условиях перехода к рыночной экономике овладение искусством составления бизнес-плана и в частности инвестиционного становится крайне актуальным, что обусловлено следующими причинами: 

  1.  
    В нашу экономику входит новое поколение предпринимателей, многие из которых не имеют опыта руководства предприятием и поэтому весьма смутно представляют себе все ожидающие их проблемы.
  2.  
    Изменяющаяся хозяйственная среда ставит и опытных руководителей перед необходимостью по-иному просчитывать свои действия на рынке и готовиться к такому непривычному ранее для них занятию, как борьба с конкурентами.
  3.  
    Рассчитывая получить иностранные инвестиции для подъёма отечественной экономики, российские предприниматели должны уметь обосновать свои заявки и доказывать, что они способны оценить все аспекты использования инвестиций не хуже бизнесменов из других стран.

 
Решению вышеперечисленных проблем  и призван помочь бизнес-план, который  является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы. 
 
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочерёдной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнёров.

 

4)Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании

 
Анализ недостатков при осуществлении  бизнес-проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента. 
 
Каждый проект, будь то новая разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении: 

  •  
    установленных сроков;
  •  
    фиксированных затрат;
  •  
    определенных требований к качеству.

Информация о работе Контрольная работа по "Бизнес планирование"