Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 10:28, реферат
Консалтинг – это любая помощь, оказываемая компаниям по любому из направлений их деятельности.
Консалтинг занимается помощью в таких сферах деятельности компании как экономическая, финансовая, маркетинговая, кадровая, управленческая (в т.ч. по оптимизации общего функционирования компании, ведения бизнеса) и т.д.
Консалтинговая поддержка бизнеса
1.
Консалтинг. Субъекты,
виды и объекты консультирования
Консалтинг
занимается помощью в таких сферах
деятельности компании как экономическая,
финансовая, маркетинговая, кадровая,
управленческая (в т.ч. по оптимизации
общего функционирования компании, ведения
бизнеса) и т.д. Главной задачей консалтинга является повышение эффективности как компании в целом, так и повышение эффективности труда каждого из сотрудников компании в отдельности.
Консалтинг – это целое направление в сфере услуг. Нельзя точно выделить, чем занимаются консалтинговые компании, профиль консультаций достаточно широк. Да и существуют различные компании: некоторые из них ведут свою деятельность только в одной сфере бизнеса, другие занимаются консалтингом практически во всех возможных направлениях. От этого и разница, в возможных трактовках определения консалтинга.
Консалтинг – это вид интеллектуальной
деятельности, основная задача которого
заключается в оценке ситуаций, их анализе,
обосновании перспектив развития, с учетом
предметной области и проблем клиента
В странах с рыночной экономикой приглашение
профессионалов является престижным свидетельством
того, что фирма обладает достаточной
деловой культурой, чтобы использовать
предлагаемый рынком интеллектуальный
капитал в области менеджмента. Отсутствие
специалистов- консультантов при разработке
ответственного решения рассматривается
так же, как отсутствие архитектора при
разработке проекта здания, врача при
лечении больного или дизайнера при разработке
новой модели автомобиля. 1.1.
Субъекты, виды и объекты
консультирования Специалисты, оказывающие профессиональную помощь, называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние — это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора. Внутренние — это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной организации (они составляют аналитическую, "штабную" подсистему организации). Осуществление консультирования. Далее
в тексте термином "консультант"
будем называть любую консультационную
структуру независимо от того, является
ли она консалтинговой фирмой или
индивидуальным консультантом. Кроме
того, если это не оговорено особо,
то речь будет идти преимущественно
о внешних консультантах. 2) более
широкий кругозор, обладание обширной
информацией в самых различных
областях менеджмента и 3) ориентация на широкое изучение и перенос опыта других организаций (в основном это касается внешних консультантов). Консалтинговые услуги чаще всего осуществляются в форме консалтинговых проектов, а не в форме устных, разовых советов. Они включают в себя следующие основные этапы: 1) диагностика (выявление проблем); 2) разработка решений; 3) внедрение решений.
Осуществление такого проекта может занимать
от нескольких дней до нескольких месяцев.
Иногда контакты с клиентами могут быть
и многолетними. При обучении же знания в области менеджмента, экономики, права и т.д. передаются менеджерам в общей форме и затем уже применяются ими на практике. Положительные стороны того и другого способа передачи знаний объединяются в обучающем и процессном консультировании.) Соотношение различных видов консультирования и традиционной формы передачи знаний (обучения): Консультирование 1.Экспертное 2.Процессное 2.Информационные сообщающие методы обучения 3.Обучающее
В промышленно развитых странах преимущественно
осуществляется процессное и экспертно-процессное
консультирование, тогда как в России
пока наибольшее распространение получило
экспертное и экспертно-обучающее консультирование.
В России существует много объектов консультирование,
которые могут быть разделены по крайней
мере на следующие группы: — по размерам:
малые, средние и крупные предприятия; Соответственно клиентами консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти, а также руководители таких территориальных образований как технопарки, экополисы, технополисы, свободные экономические зоны и т.д.
Опыт работы российской
Первые две группы руководствуются при
этом золотым правилом менеджмента, сформулированным
Томасом Питерсом: "Реформировать нужно
то, что работает хорошо, ибо здесь силы
могут быгь мобилизованы немедленно или,
по крайней мере, быстрее, чем в других
сферах". Что касается третьей группы,
то и для нее не все потеряно: в консалтинге
существуют специальные методы преодоления
кризисных ситуаций. В частности, рядом
российских консультантов успешно осуществляется
разработка программ реформирования и
оздоровления предприятий, находящихся
в "зоне ближнего банкротства". Современный набор консалтинговых услуг сложился в 1950-60-е годы, которые на Западе называют "золотым веком консалтинга", что связано с послевоенным ускоренным развитием и интернационализацией экономики, вызвавшими усиление потребностей в консультационных услугах.
В Европейском справочнике- указателе
консультантов по менеджменту в настоящее
время выделено 84 вида консалтинговых
услуг, объединяемых в 8 групп. Виды консалтинговых услуг (Согласно классификации Европейского справочника- указателя консультантов по менеджменту):
1. ОБЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ 1.01 определение эффективности система управления 1.02 оценка бизнеса 1.03 управление нововведениями 1.04определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка 1.05 диверсификация или становление нового бизнеса 1.06 международное управление 1.07 оценка управления 1.08 слияния и приобретения 1.09 организационная структура и развитие 1.10 приватизация 1.11 управление проектом 1.12 управление качеством 1. 13 реорганизация инженерных служб 1.14 исследование и развитие 1.15 стратегическое планирование 2. АДМИНИСТРИРОВАНИЕ 2.01 анализ работы канцелярии 2 02 размещение или перемещение отделов 2.03 управление офисом 2.04 организация и методы управления 2.05 регулирование риска 2.06 гарантии безопасности 2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение 3. ФИНАНСОВОЕ УПРАВЛЕНИЕ 3.01 системы учета 3.02 оценка капитальных затрат 3.03 оборот фирмы 3.04 снижение себестоимости 3.05 неплатежеспособность (банкротство) 3.06 увеличение прибыли 3.07 увеличение доходов 3.08 налогообложение 3.09 финансовые резервы 4. УПРАВЛЕНИЕ КАДРАМИ 4.01 профессиональное движение" и сокращение штатов 4.02 культура корпорации 4.03 равные возможности 4.04 поиск кадров 4.05 отбор кадров 4.06 здоровье и безопасность 4.07 программы поощрения 4.08 внутренние связи 4.09 оценка работ 4.10 трудовые соглашения и занятость 4.11 обучение менеджменту 4.12 планирование рабочей силы 4.13 мотивация 4.14 пенсии 4.15 анализ функционирования 4.16 психологическая оценка 4.17 вознаграждение 4.18 повышение квалификации работников 5. МАРКЕТИНГ 5.01 реклама и содействие сбыту 5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью 5.03 послепродажное обслуживание заказчиков 5.04 дизайн 5.05 прямой маркетинг 5.06 международный маркетинг 5.07 исследование рынка 5.08 стратегия маркетинга 5.09 разработка новой продукции 5.10 ценообразование 5.11 розничная продажа и дилерство 5.12 управление сбытом 5.13 обучение сбыту 5.14 социально-экономические
исследования и 6.01 автоматизация 6.02 использование
оборудования и его 6.04 переработка материалов 6.05 регулирование внутреннего распределения материалов 6.06 упаковка 6.07 схема организации работ на предприятии 6.08 конструирование и совершенствование продукции 6.09 управление производством 6.10 планирование и контроль за производством 6.11 повышение производительности 6.12 закупки 6.13 контроль качества 6.14 контроль за поставкой узлов и деталей 7. ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ 7.01 САПР/АСУ 7.02 применение компьютеров в аудите и оценке 7.03 электронная издательская деятельность 7.04 информационно поисковые системы 7.05 административные информационные системы 7.06 проектирование и разработка систем 7.07 выбор и установка систем 8. СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ УСЛУГИ 8.01 обучающее консультирование 8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой 8.03 инженерный консалтинг 8.04 экологический консалтинг 8.05 информационный консалтинг 8.06 юридический консалтинг 8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально техническому снабжению 8.08 консалтинг в государственном секторе 8.09 консалтинг по телекоммуникациям
Эта классификация является предметной, т. е консалтинг различается по видам в соответствии с функциями, которые выполняют менеджеры. Консультанты не выполняют самих этих функций, а вырабатывают рекомендации по их выполнению. Они советуют менеджерам как осуществлять общее управление, администрирование, финансовое управление, реализацию информационных технологий и другие функции.
Рассмотрим кратко, для решения каких
задач можно пригласить консультантов
по каждой из восьми перечисленных в схеме
3 групп консалтинговых услуг. 1. Консультантов по общему управлению приглашают для помощи в решении проблем, связанных с самим существованием Вашего предприятия и перспективами Вашего бизнеса. Они оценивают состояния дел в Вашей организации в целом и внешнюю для нее среду, определяют общие цели и систему ценностей организации, разрабатывают стратегию развития, составляют прогнозы, помогают в организации филиалов и дочерних фирм, дают рекомендации по изменению форм собственности и состава собственников, приобретению имущества, акций или паев, совершенствованию организационных структур и т.д. 2. Консультанты по административному управлению (администрированию) занимаются такими вопросами как формирование и регистрация компаний, организация работы офиса, обработка данных, система административного контроля и т.д. Их основная задача — оптимизировать управление организацией 3. Консультанты по финансовому управлению оказывают помощь в решении трех основных задач: 1) поиск
источников и использование 2) оценка
и повышение текущей 3) укрепление
финансового положения
Они занимаются вопросами финансового
планирования и контроля, налогообложения,
бухгалтерского учета, размещения акций
и паев на рынке, кредита, страхования,
прибыли и себестоимости, неплатежеспособности
и т.д. для предприятия является не производство, а продажа продукции, маркетинг представляет собой одну из самых важных областей консультационного обеспечения бизнеса
6.Консультанты по организации производства,
разбирающиеся в экономических, управленческих
и инженерных вопросах оказывают менеджерам
помощь в решении таких задач в решении
таких задач, как выбор технологии производственного
процесса, стимулирование производительности
труда, оценка и контроль качества продукции,
анализ издержек производства, планирование
производства, использование оборудования
и материалов, конструирование и совершенствование
продукции, оценка работ и т.д. 2.Консалтинг
в России и в
мире. Слабые и
сильные стороны
российских и зарубежных
консультантов
В современной рыночной экономике консультационные
услуги давно являются важнейшим элементом
поддерживающей ее функционирование инфраструктуры. а чаще объединенных в консультационные фирмы. Одним из первых профессиональных консультантов в области экономики стал основатель теории научного управления предприятия Фредерик Тейлор. Первая фирма по менеджмент консалтингу – «Служба исследований в бизнесе»
-- была образована в 1914 г. в Чикаго, а в
20-х годах такие фирмы появились в Европе
(в первую очередь в Англии и Германии).
Консультационные услуги на коммерческих
началах могут оказывать также государственные
учебные, информационные и исследовательские
организации – университеты, академии,
научные институты, информационные центры
и т.д.
Можно выделить некоторые положительные
и отрицательные стороны использования
зарубежных консультантов в российских
условиях (схема 4 ). Преимущества Перенос зарубежного опыта Высокая стоимость услуг Новая постановка задач Большие требования к организации и Новые
решения Новая деловая и общая культура Языковый барьер Хорошее владение методикой Высокие требования к бытовым консалтинга
Стоимость услуг российских консалтинговых
фирм является их преимуществом.
Услуги российских консультантов
осущестляются в следующих
основных формах:
Инфраструктура рыночной экономики включает
в себя и некоторые другие профессиональные
услуги, оказываемые хозяйственным руководителям.
Отличие таких услуг от консультационных,
состоит в том, что помощь руководителю
оказывается не в форме советов, рекомендаций
и совместной выработки решений, а путем
непосредственного выполнения определенных
организационных, технических или информационных
функций. 1) аудит; 2) бухгалтерское обслуживание; 3) юридические услуги; 4) обеспечение информационными технологиями; 5) инжиниринг; 6) инвестиционное банкирование; 7) рекрутмент; 8) реклама и отношения с общественностью ; 9) деловая информация; 10) тренинг. С консалтингом вышеперечисленные услуги роднит то, что эта помощь осуществляется на основе научных и профессиональных знаний и, так же как и внешнее консультирование, предоставляется на коммерческих началах независимыми фирмами. Кроме того большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих подобные услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области, а многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсультационные виды услуг. Таким образом можно отметить, что происходит определенное переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом консалтинг выступает в качестве ядра этой системы . Поэтому иногда для краткости всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг, а не только услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют обобщенным термином "консалтинг". Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений называют в этом случае "менеджмент- консалтинг ".
Финансовый консалтинг. Нет сомнения,
что возникшие в последнее время финансовые
проблемы на большинстве предприятий
нашей страны связаны, прежде всего, с
неудовлетворительным использованием
ими своих финансовых ресурсов. Бартеризация расчетов, на 90% существующая во многих отраслях, приближает нас к уровню натурального хозяйства, а около 300 трлн. ничем не обеспеченных векселей, находящихся в обороте, отнюдь не способствуют укреплению финансов предприятий и страны в целом. Хроническая задолженность каждого из более чем трех с половиной тысяч предприятий только в федеральный бюджет превышает 3 млрд. руб. Важной проблемой также выступает формирование планов с максимальной прибылью и приемлемой рентабельностью.
Консультант обычно предлагает следующую
систему управления финансами предприятия.
В первую очередь определяются основные
цели, критерии их достижения и стратегия
предприятия, разрабатываются требования
к учетной политике, а также механизмы
решения ключевых задач управления финансами,
обеспечивающие достижение поставленных
целей. Важно здесь выделить сферы ответственности
в рассматриваемой области, закрепляемые
за конкретными руководителями.
Целесообразно применение автоматизированной
системы управления, включающей планирование,
бухучет и отчетность. После этого открывается
возможность обеспечить подготовку и
принятие финансовых решений в виде конкретной
и четкой последовательности шагов: — определяется
окончательный вариант бюджета
организации и ее подразделений, а также
условия принятия решений при отклонении
от плана.
Финансовый консультант — фигура одна
из ключевых на рынке. Его роль при принятии
решений о путях управления финансами
консультируемого предприятия чаще всего
определяющая. В роли финансового консультанта
обычно выступает крупный инвестиционный
банк или компания, активно действующая
в конкретном сегменте рынка и располагающая
на нем ведущими позициями.
Консультанты по финансам способны разработать
стратегию развития предприятия, предложить
наиболее рациональную в конкретных условиях
систему управления, помогут выбрать оптимальную
модель управления капиталом, определят
варианты и предложат уполномоченный
финансовый институт при формировании
рынка акций консультируемого предприятия.
В рамках финансового консалтинга в последнее
время появилось много нового. Среди подобных
проблем: совершенствование управления
капиталом, формирование оптимального
портфеля из краткосрочных финансовых
инструментов, разработка инвестиционной
политики, совершенствование взаимодействия
с акционерами и кредиторами. Заметим,
что у небольших фирм подобные вопросы
не стоят столь остро как у крупных предприятий.
Компании — финансовые консультанты способны
оказать самое энергичное воздействие
на «подшефные» предприятия в решении
подобных и других финансовых проблем.
Финансовые консультанты стабилизируют
внутреннюю и внешнюю финансовую политику,
что имеет особую значимость для больших
промышленных предприятий, которые стремятся
интегрироваться в мировую экономику. Роль Российских финансовых консультантов, хотя до поры до времени еще не столь очевидна, но у них есть серьезный козырь — они лучше знают российскую специфику. Рынок консалтинговых услуг развивается и в связи с ростом спроса на них тех российских предприятий, которые способны в ближайшие времена стать важными объектами для инвестирования. Они нуждаются в консультировании, в частности, при выводе на рынок их ценных бумаг и обеспечении их профессионального уровня в действиях на фондовом рынке, особенно на вторичном.
Вместе с тем, возможности консультанта
в этой области нередко ограничены. Естественно, что наиболее масштабные возможности для консультанта связаны с решением внутренних проблем эмитента. Здесь положение российских компаний во многом совпадает. Характерны, в частности, отсутствие стратегии развития, нацеленной на снижение расходов, увеличение доходов и повышение конкурентоспособности, хорошо поставленного внутреннего аудита, благоприятной общественной репутации компании, серьезной работы с акционерами и инвесторами, наличие крупной задолженности и т.д.
В последнее время в российском обществе
наблюдается существенное повышение интереса
к деятельности финансовых консультантов,
в частности со стороны крупных банков
и инвестиционных компаний. Для финансового консультирования имеются благоприятные перспективы, как для эмитентов, так и для крупных инвестиционных компаний. Растет количество профессиональных участников рынка, обеспечивается взаимодействие российских и иностранных инвестиционных консультантов. Особую роль в условиях современного финансового рынка в России играет вексельный оборот.
Финансовый консультант способен "полнокровно
осуществлять свою миссию, если будет
решен вопрос об обеспечении его достоверными,
полными и точными необходимыми данными.
Как известно, оценка финансового положения
предприятия осуществляется на основании
материалов бухгалтерской отчетности.
При этом отчетность предприятия рассматривается
в двух основных аспектах: с точки зрения
установления рациональности структуры
имущества и его источников, обеспечивающей
текущую платежеспособность, и с точки
зрения выявления финансового результата.
Первую задачу позволяет выполнить бухгалтерский
баланс (форма № 1), вторую — отчет о финансовых
результатах и их использовании (форма
№ 2). |