Концепция развития попечительства в социальной сфере Кыргызской Республики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 16:07, курсовая работа

Описание работы

Процесс экономического реформирования в Кыргызстане вызвал глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности. Особенно уязвимой оказалась социальная сфера - образование, социальная защита, медицина, культура. Экономические проблемы страны не позволяют в полной мере обеспечить реализацию и защиту социальных и культурных прав различных групп населения, особенно инвалидов, детей-сирот, престарелых и т.д.

Работа содержит 1 файл

Концепция развития попечительства в социальной сфере Кыргызской Республики от 25.03.2012[1].docx

— 45.63 Кб (Скачать)

 

  1. Направления деятельности для достижения цели Концепции 

 

Для достижения целей и  решения задач Концепции необходимо вести работу по следующим направлениям:

  1. определение правового статуса Советов с учетом новых требований и вызовов в обществе;
  2. создание условий для устойчивости Советов;
  3. улучшение условий для осуществления благотворительной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

3.1. Правовой статус Советов

 

Основная цель Совета - оказание содействия собственнику учреждения в обеспечении максимальной эффективности, прозрачности  деятельности учреждения и повышение качества предоставляемых услуг.

Основные задачи Совета Учреждения:

    • защита социальных и культурных прав граждан, получающих государственные услуги в данных учреждениях;
    • содействие в формировании и реализации стратегии развития Учреждения;
    • привлечение дополнительных финансовых и иных ресурсов;
    • осуществление мониторинга деятельности исполнительного органа учреждения в части целевого использования привлеченных средств,  соблюдения учреждением законодательства, целей, ради которых оно было создано.

 

Для решения поставленных задач Советы обеспечивают свою деятельность в рамках законодательства, регулирующего социальную сферу, а также благотворительную деятельность.

Для реализации задач Совет:

  • содействует разработке стратегии развития учреждения;
  • изыскивает источники внебюджетных средств, не запрещенных законодательством, и привлекает их для решения нужд учреждения;
  • дает согласие на назначение и освобождение от должности  руководителя учреждения;
  • представляет предложение об освобождении от должности руководителя учреждения;
  • пропагандирует задачи и цели учреждения в средствах массовой информации;
  • проводит различные благотворительные акции;
  • поощряет внедрение и распространение в  учреждениях передовых  идей и технологий управления;
  • занимается поиском потенциальных благотворителей и меценатов  и привлечения их для решения насущных проблем  учреждения;
  • сотрудничает с государственными органами и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся данные учреждения, а также с национальными и международными организациями в целях его развития;
  • представляет рекомендации по улучшению деятельности учреждения, в том числе и совершенствования нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность учреждения;
  • осуществляет другие функции, необходимые для решения задач, стоящих перед Советом.

 

В создании Советов в первую очередь должны быть заинтересованы государственные органы, местные  государственные администрации  и органы местного самоуправления, на территории которых находятся  учреждения.

Советы должны формироваться в каждом государственном и муниципальном учреждении за исключением тех учреждений, которые работают безупречно.

Совет является органом со-управления в учреждении и не может создаваться как отдельное юридическое лицо. В одном учреждении создается один Совет.

Членами Совета могут быть дееспособные граждане Кыргызской Республики и иностранные граждане, представители  деловых кругов, научных и образовательных  организаций, общественных, неправительственных  и международных организаций, студенческих или родительских объединений, а  также представители Жогорку  Кенеша, Администрации Президента и  Правительства Кыргызской Республики, государственных органов, местных государственных администраций, органов местного самоуправления.

На эффективность деятельности Советов влияет его количественный и кадровый состав. Сложная организационная структура не способствует активизации деятельности Советов, поэтому он создается в количестве не менее 11 человек, но не более 15 человек.

В составе Советов устанавливаются следующие нормы представительства:

- из государственных органов  и органов местного самоуправления  – не более 3 человек;

- из бизнеса и бизнес-сообществ – не более 3 человек;

- из общественных и  других организаций – не менее  5 человек.

Качественный состав членов Совета утверждается следующим образом:

  • для учреждений республиканского значения – Правительством Кыргызской Республики;
  • для учреждений областного значения – представителем Премьер-министра КР на областном уровне;
  • для учреждений районного значения – главой районной государственной администрации.

 

В состав Совета не могут  входить сотрудники министерств  и ведомств, в чьем ведении находится  учреждение, а также руководитель и другие работники учреждения.

Совет обязан ежегодно публиковать итоговый отчет о деятельности в средствах массовой информации.

Достижению цели развития Советов будет способствовать решение на уровне государственных органов и органов местного самоуправления следующих задач:

- организационная поддержка  Советов путем предоставления помещений, своевременного предоставления запрашиваемой информации и осуществления других действий;

- поощрения членов Советов;

- принятие нормативно-правовых  актов, способствующих деятельности  Советов.

 

    1. Создание условий для устойчивости Советов

 

Советы по форме управления приближены к самоуправляемым образованиям, возглавляются председателем, который выполняет больше функции координатора. Для усиления специализации внутри Советов могут создаваться профильные рабочие группы.

Советы избирают секретаря или секретариат из числа своих членов или вправе привлекать других лиц на договорной основе.

Совет функционирует на общественных началах. Расходы по организации деятельности Совета компенсируются из внебюджетных средств, привлеченных им для деятельности учреждения. При этом сумма компенсаций не должна превышать двух процентов от привлеченных внебюджетных средств за один финансовый год.

Привлекаемые внебюджетные средства должны иметь целевую направленность, которая определяется в программах  развития учреждения (ежегодных планах работы), принимаемой Советом по согласованию с учредителем.  У Совета должен быть отдельный фонд развития, в котором четко предусмотрен порядок его формирования и расходования средств.

Для систематизации деятельности Советов необходимо на постоянной основе проводить обучающие или информационные мероприятия, которые могут повышать уровень осведомленности и содействовать росту профессионализма членов Советов.   

Добросовестная деятельность членов Советов  даст толчок к появлению специализации и далее профессии «общественного деятеля – попечителя», что значительно может улучшить качество управленческого процесса в учреждениях социальной сферы.

Для постоянного повышения  квалификации членов Советов, создания базы данных (списка) обученных попечителей с целью рекомендации их для включения в члены Советов и для общей координации деятельности Советов должна быть создана Ассоциация попечителей Кыргызстана (далее - Ассоциация).

Ассоциация выступает  общественным специализированным институтом, координирующим деятельность всех Советов, созданных при учреждениях социальной сферы. Одними из важных функций Ассоциации являются подготовка кадров для Советов, оказание общественной поддержки действиям Советов, представление попечителей к различным способам поощрения.

Ассоциация также выполняет  функции методического центра для  Советов, проводит обучение, распространение передового опыта, методического и иного информационного материала. 

Исторический опыт показывает, что решение проблемы мотивации  попечительской деятельности способствует повышению эффективности функционирования Советов, которая во многих странах обусловлена во многом наличием экономической и социальной мотивации. Экономическими мотиваторами могут стать законодательно закрепленные льготы по налогообложению привлекаемых средств и налоговые вычеты. Наравне с ними используются такие мотиваторы, как приобретение дополнительных связей, самоутверждение, гражданская ответственность, которые создают долговременные позитивные эффекты.

 

    1. Улучшение условий для осуществления благотворительной деятельности

 

Особое внимание должно быть уделено вопросу благотворительности, т.к. она является одним из определяющих моментов деятельности Советов.

В самом общем виде благотворительность  – это «деятельность, посредством  которой частные ресурсы добровольно  распространяются их обладателями в  целях содействия нуждающимся (в  широком смысле слова) людям для  решения общественных проблем, а  также усовершенствования условий  общественной жизни».

Под понятие благотворительности  попадают пожертвования, спонсорство, меценатство, социальная ответственность, социальные инвестиции, и даже в  большей своей части частно-государственное  партнерство.

При этом различают корпоративную благотворительность – добровольную деятельность коммерческих организаций по оказанию помощи нуждающимся, не имеющая прямой связи с основной деятельностью компании, в отличие от которой частная благотворительность заключается в жертвовании частными лицами на определенные цели денег, вещей, медикаментов и других ресурсов.

Особое место в благотворительности  занимают благотворительные фонды, профессионально занимающиеся  благотворительностью и ничем больше. Источником средств для этих фондов в большинстве случаев выступают частные и корпоративные безвозмездные пожертвования, но иногда фонды обладают и своим капиталом. Некоторые компании для осуществления благотворительной деятельности создают собственные фонды.

Меценатство, спонсорство, социальная ответственность бизнеса являясь  видами благотворительности, имеют  свои отличия. Меценатство отличается от благотворительности более узкой сферой деятельности: культура, наука и искусство, в которых поддерживается не столько конкретный человек, сколько его талант, его роль в развитии культуры, науки, искусства.  Спонсорство – этот вид непрофильного использования средств компании зачастую вообще не относят к социально полезным, а трактуют как одну из статей расходов на рекламу.

Для постсоветских стран, в том числе и для Кыргызстана, необходимость поиска новых путей  в развитии благотворительности  продиктована чисто экономическими причинами. В условиях частной собственности  и конкуренции предприятия не могут придерживаться такой модели благотворительности, которая была характерна для традиции шефства предприятий над различными учреждениями советской эпохи, и которую можно описать двумя словами "отдал и забыл". Поэтому интерес бизнеса к понятиям и технологиям социальной ответственности, социального партнерства, социальных инвестиций очень велик.

"Государственный рэкет" (общепринятый термин, обозначающий  выдавливание государственным аппаратом  средств бизнеса на реализацию  общегородских или общерегиональных  социальных программ) начал утрачивать  свою эффективность прямо пропорционально  уменьшению зависимости бизнеса  от государства. Сегодня уже  на принятие решения о социальных  программах большее воздействие  имеют инвестиционные, нежели административные  рычаги.

Оказываемая благотворительная помощь школам и интернатным учреждениям по большей части характеризуются несистемностью, отсутствием адресности, неравномерностью распределения. В условиях отсутствия определенных институтов, обеспечивающих эффективность оказываемой благотворительной помощи,  она вызывает:

  1. обогащение лиц, причастных к этому процессу;
  2. коррупцию;
  3. воровство поступающей благотворительной помощи;
  4. порождение иждивенчества. 

Одним из таких институтов, аккумулирующих благотворительную помощь и в  последующем обеспечивающих ее распределение, являются попечительские советы.

Законодательство, регулирующее благотворительность, имеет определенные недостатки, что не поддерживает развитие социальной отзывчивости и  благотворительной  деятельности в обществе. Основной задачей нового закона, регулирующего благотворительную деятельность, является создание механизмов и процедур для экономической и социальной мотивации такой деятельности, создание условий для инвестирования средств в социальную сферу со стороны организаций и частных лиц.

 

  1. Реализация Концепции развития Советов

 

Решение задач, обозначенных в Концепции, будет осуществляться поэтапно.

Первый этап. Разработка законодательной базы, регулирующей деятельность Советов, включающая в себя  разработку:

Информация о работе Концепция развития попечительства в социальной сфере Кыргызской Республики