Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 21:05, доклад
Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью п
Экономическая безопасность является наиболее важной составляющей структур национальной безопасности страны, поскольку все остальные виды безопасности не могут существовать без достаточного экономического обеспечения. Экономическая безопасность - это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. Кроме того, экономическая безопасность должна также обладать способностью предотвращать угрозы, противодействовать им и сводить начнет их негативное воздействие. Угрозы могут быть направлены не только на экономику в целом, но и на составные ее части -отрасли, промышленные районы, отдельные предприятия и др.
По мнению ряда авторов, в разное время главными являются либо внешние, либо внутренние угрозы, но в целом внутренние угрозы большинству экономистов представляются более опасными, нежели угрозы внешние (исключая угрозу прямой военной агрессии) [1-4]. В настоящее время в России наибольшую тревогу вызывают именно внутренние угрозы.
На наш взгляд, уровень
экономической безопасности страны
в первую очередь обеспечивается
состоянием самой экономики, в частности,
высокой производительностью
Одни внутренние угрозы экономической безопасности проявились вскоре после дефолта 1998 г., другие обозначились сравнительно недавно, а третьи еле различимы, но они могут обрушиться на экономику страны в ближайшие 12 - 15 лет, если заблаговременно не принять меры. Попытаемся определить наиболее опасные из них..
После дефолта1998 в течение полутора лет Россия находилась в шоковом состоянии, но с 1999 г. начался рост экономики в результате увеличения объемов экспорта природных энергоносителей, в частности сырой нефти. Рост экономики продолжался с 1999 по 2004 г. [5] и был вызван высокими мировыми ценами на нефть и природный газ. На начальной стадии роста на экономику положительно воздействуют высокие цены - начался переток капитала из нефтяной отрасли в другие отрасли промышленности и торговлю, появились высокооплачиваемые рабочие места, возросла покупательная способность городского населения. Масштабы внутреннего рынка постепенно расширялись, государственные финансы были относительно упорядочены, оживилось потребительское кредитование, был принят Федеральный закон «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации». На этом фоне даже банковский кризис 2004 г. не оказал негативного воздействия на народное хозяйство: после потрясений 90-х годов российская экономика обрела некоторый запас прочности, ставший фактором укрепления и экономической безопасности страны [6].
С 1999 по 2004 г. рост российской экономики был наиболее динамичным за весь послевоенный период.
. После дефолта на передний
план экономической жизни
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕФТИ И ГАЗА не менее опасной внутренней угрозой экономической безопасности России является хроническая инфляция, проявляющаяся в росте цен на товары повседневного спроса, автомобильный бензин, тарифы ЖКХ и др. В 2005 г. она оставила 10,9 %. Инфляция в России имеет преимущественно немонетарный характер и потому почти не поддается сдерживанию традиционными средствами финансовой политики. Центральный банк РФ пытается тормозить инфляцию укреплением рубля, но это ослабляет конкурентные позиции российских товаропроизводителей на международных рынках.
По нашему мнению, макроэкономическая стабильность создает условия для проведения реформ, стимулирующих развитие микроэкономики и, в частности, малого и среднего бизнеса. В настоящее время это главное условие неинфляционного экономического роста. В качестве первоочередных мер по сдерживанию инфляции можно было бы предложить контроль со стороны государственны^ органов тарифов естественных монопо лий, розничных цен на нефтепродук-товом и аграрном рынках, более продуманное таможенное регулирование.
МАЛЫЙ ОБЪЕМ ИНВЕСТИЦИЙ
Наиболее губительное воздействие на экономику оказывает коррупция. Некоторые предприятия вынуждены функционировать вне правового поля. Экономика вне правового регулирования сама может стать угрозой экономической безопасности России.
Наибольшему коррупционному давлению подвергаются малый и средний бизнесы, хотя в основном от них зависят общественные настроения и рост национальной экономики. Независимые предприятия имеют ряд преимуществ перед крупным бизнесом: оптимально соответствуя масштабам человеческой личности, они предоставляют больше возможностей для проявления инициативы и творчества, способны быстро перестраивать производство в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка, обладают особой восприимчивостью к инновациям.
С точки зрения обеспечения
экономической безопасности регионов,
городов и поселков наиболее перспективным
видом малого бизнеса являются небольшие
фирмы, занимающиеся инновационными разработками.
Как правило, они специализируются
на выполнении заказов крупных компаний,
государственных и
Однако в России развитие малого бизнеса часто тормозится государством, особенно местными властями. Муниципалитеты в лучшем случае равнодушны к нему, поскольку они почти не получают от него налоговых отчислений, так как основная часть налогов перечисляется в федеральный бюджет
С развитием малого и среднего предпринимательства также связана экономическая безопасность регионов России. Если государство не займется созданием инфраструктуры, способствующей ведению всех видов бизнеса, в восточных регионах страны иссякнут людские, финансовые и природные ресурсы [13]. Ведущий научный сотрудник Института геологии Сибирского отделения РАН А.Г. Коржубаев указывает на необходимость срочно заняться проблемами экономики восточно-сибирских регионов, поскольку в этих регионах не развиваются местная промышленность и инфраструктура, а также низкие уровень жизни населения и рождаемость, высок отток населения в западные регионы [13]. Необходимо срочно начинать фундаментальные структурные реформы экономики, чтобы заставить работать на страну не только сырьевые, но и прежде всего человеческие ресурсы. В некоторых отраслях промышленности начинать придется практически с нуля, поскольку вхождение России в мировую экономическую систему на достойных условиях потребует возобновления индустриализации в стагнирующих отраслях, создания адекватной инфраструктуры, поиска новых стимулов для реализации невостребованного до сих пор творческого потенциала россиян.