Инновационное управление малыми и средними предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 22:07, контрольная работа

Описание работы

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика.

Работа содержит 1 файл

тема 1.docx

— 21.53 Кб (Скачать)

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

“ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”

 

 

 

 

СУРС

По теме «Инновационное управление малыми и средними предприятиями»

 

 

 

 

 

 

Подготовил  студент 3-го курса

 Писарев А.В.

 

Руководитель                                                        доцент

Кислая Т.И.

 

 

                                          Минск 2011г.

 

  1. Понятие инновационного управления и его роль на малых и средних предприятиях

Инновационное управление предприятием по своему содержанию представляет уникальную сферу деятельности: здесь используются и взаимодействуют знания из областей техники, экономики и экологии, социальной психологии и социологии, фундаментальных  и прикладных наук, теория и практика, производство и управление им, стратегия и тактика. Саморазвитие становится возможным благодаря гению человеческой мысли, накоплениям капитала и высококачественному производительному труду. Но оно же, это развитие, будучи нацелено на благо человека, обогащает труд и человеческую мысль, расширяет возможности накопления капитала благодаря повышению производительности и качества труда и создает, тем самым, условия для нового этапа развития, обеспечивая его непрерывность.

 Инновационный менеджмент  призван обеспечить научную организацию  этого сложного и богатого  по своему содержанию процесса  и управление им.

   Закономерности развития  служат, базой выявления приоритетности  задач развития в различных  условиях, образования совокупности  системных принципов технического  развития, формирования системы  разнообразных, по природе воздействия, механизмов управления, выявления факторов повышения работоспособности человека в производственном процессе, построения корпоративных промышленных структур и т.д.

2. Инновационный процесс

Согласно Ф. Котлеру инновация (innovation) – идея, товар или технология, запущенные в производство и представленные на рынке, которые потребитель воспринимает как совершенно новые или обладающие некоторыми уникальными свойствами. Это новые качества, впервые реализованные в некотором товаре или технологии и представленные на рынке.

Насчитывается более 100 различных  определений инновации как отечественных, так и зарубежных специалистов. Например, в зависимости от масштаба, инновации  бывают локальными, масштабными. Инновации  делятся по стадиям жизненного цикла, по признаку внутренней структуры (экономические, управленческие, производственные и  т. д.).

Инновационный процесс –  совокупность последовательно осуществляемых действий по внедрению и применению научных исследований, изобретений, разработок, проектов и иного в производственный процесс, в результате которого образуются новые товары, услуги, новая технология, навыки, организационно-управленческие приемы.

Инновационный процесс преобразует  нововведения из теоретической части (разработки) в практическую (применение в конкретных условиях).

Инновационный процесс –  это последовательность действий по инициации инновации, при которой  происходят создание новых продуктов  и операций, а также их успешная реализация на рынке. В дальнейшем принимаются  меры по более широкому распространению  полученных результатов.

Обычно выделяют шесть  элементов инновационного процесса. К этим элементам относятся:

1) зарождение идеи инновации;

2) маркетинг инновации;

3) оценка экономической  эффективности инновации;

4) освоение инновации;

5) коммерческая реализация  инновации;

6) продвижение инновации.

Для того чтобы инновации  были использованы в производстве, необходима четкая организация инновационного процесса.

В условиях современного рынка  компаниям нужно постоянно внедрять инновационные разработки.

Характер инновационного процесса цикличен и закономерен, это  видно из хронологического порядка  появления новшеств в различных  областях науки и техники.

Экономическое и технологическое  воздействие инновационного процесса лишь частично воплощается в новых  продуктах или технологиях, больше оно проявляется в увеличении экономического и научно-технического потенциала как предпосылки возникновения  новой техники, т. е. повышается технологический  уровень инновационной системы  и ее составных элементов, тем  самым увеличивается восприимчивость  к инновациям.

Циклы можно разделить  на:

1) короткие (продолжительность  3–3,5 года);

2) торгово-промышленные (средние)  циклы (7—11 лет);

3) большие циклы (48–55 лет). Кардинальные изменения происходят  в условиях экономической жизни  общества и проявляются до  начала и в начале повышающей  волны каждого длинного экономического  цикла инноваций, заключающиеся  в глобальных изменениях технической  оснащенности (чему предшествуют  в свою очередь глобальные  технические открытия и изобретения), привлечении в мировые экономические  связи новых стран, изменении  добычи золота и денежного  обращения.

Главная роль в цикличности  и закономерности инновационных  процессов принадлежит научно-техническим  новациям.

Инновации переводят хозяйственную  конъюнктуру с понижающей на повышающую тенденцию. Инновации распределяются по отрезкам времени неравномерно, возникая группами (кластерами).

Часто объяснение экономических  колебаний сводят к техническим  новшествам и совершенствованию, к  внедрению в эксплуатацию новых  ресурсов и освоению новых территориальных  сегментов. Периоды повышенной экономической  активности являются отрезками времени, в течение которых развитие техники  и открытие новых ресурсов дают возможность  для роста инвестиций. В эти  периоды времени темп технического прогресса увеличивается по сравнению  с ожидаемым результатом. В периоды  экспансии вводится в действие новая  техника, создающая основу для увеличения массы капитальных благ и роста  инвестиций. Когда новый процесс  успешно претворен в действие, другие могут попросту имитировать  его, что в итоге приводит к  возникновению бума. В период кризиса  экономическая система переходит  в новое состояние равновесия и стабильности, которое следует  за нарушениями, вызванными бумом, т. е. обстановка стабилизируется. Период депрессии  определяется как период времени, а  протяжении которого заканчиваются  приспособление и адаптация к  новой промышленной обстановке, которая  была создана в предыдущий период внедрения инноваций.

 

3. Инновационный проект и его альтернативы

Инновационный проект –  это комплексное понятие, включающее в себя:

 

1) форму целевого управления  инновационной деятельностью;

 

2) процесс осуществления  инноваций;

 

3) комплект определенных  документов.

 

Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный  проект представляет собой сложную  систему взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конечных целей на разных направлениях развития науки и техники.

Как процесс проведения инноваций  инновационный проект – это совокупность проводимых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых  создается инновационный продукт.

Комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации обязателен для реализации целей  инновационного проекта.

Инновационный проект является проектной формой инновации, он обладает всеми ее основными свойствами.

Основополагающие особенности  инновационного проекта как категории  качественной и временной обусловливают  классификацию его по видам и  жизненным циклам.

Из-за многообразия возможных  целей и задач научно-технического и социально-экономического развития инновационные проекты классифицируют по видам:

1) по уровню решения  – могут приниматься на федеральном,  президентском, региональном, отраслевом  уровнях;

2) по характеру целей  проекта – конечные (по достигнутым  итогам) и промежуточные (связанные  с достижением промежуточных  итогов при решении сложных  проблем);

3) по виду потребности  – ориентированные на существующие  потребности или на создание  новых потребностей;

4) по типу инновации  – создание нового или усовершенствованного  изделия, рынка, источника сырья,  структуры управления, реорганизации;

5) по периоду реализации  – долгосрочные (более пяти лет), среднесрочные (от трех до пяти  лет), краткосрочные (менее трех  лет);

6) по масштабности –  моно проекты, мульти-проекты,  мега проекты.

Также инновационные проекты  можно разделить на:

1) модернизационные (псевдоинновации)  – когда конструкция прототипа  или базовая технология не  претерпевают радикальных изменений;

2) новаторские (улучшающие  инновации) – когда конструкция  продукта (услуги) по виду своих  элементов полностью отличается  от прежнего;

3) опережающие (базисные  инновации) – когда конструкция  изделия базируется на предваряющих  технических решениях;

4) пионерные (базисные  инновации) – когда возникают  совершенно новые материалы, конструкции  и технологии, реализующие прежние  или даже новые функции.

 

4. Базовые условия, стимулирующие инновационный процесс

- наличие финансовых, материально-технических  запасов 

- наличие необходимой  хозяйственной и научно-технической  инфраструктуры 

- эффективная система  материального стимулирования новаторов

-законодательные меры (особенно льготы), стимулирующие инновационную деятельность

- государственная поддержка  инноваций

-гибкость оргструктуры, демократический стиль управления, преобладание горизонтальных потоков информации, самопланирование, допущение корректировок

- децентрализация, автономия,  формирование целевых проблемных  групп

- моральное поощрение,  общественное признание 

- обеспечение возможностей  самореализации, освобождение творческого  труда 

- нормальный психологический  климат в трудовом коллективе

 


Информация о работе Инновационное управление малыми и средними предприятиями