Формы и функции Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 17:17, реферат

Описание работы

Первые центральные банки возникли примерно 300 лет назад (один из первых центральных банков — Шведский Риксбанк образован в 1668 г.), но повсеместное их распространение относится лишь к концу XIX - началу XX вв. Исторически центральные банки возникали как акционерные компании, наделённые особыми полномочиями. В большинстве стран функции центрального банка закреплялись за наиболее крупными банками.
О формах и функциях современных центральных банков рассказывается в настоящей работе.

Содержание

Введение 2
Формы и функции Центрального Банка 3
Центральные банки зарубежных стран 10
Банк Англии 10
Федеральная резервная система США 12
Банк Франции 16
Банк Японии 20
Центральный Банк РФ 21
Заключение 24
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

центральных банков.doc

— 123.00 Кб (Скачать)

Каждый резервный банк имеет  свой собственный Совет, состоящий  из 9 директоров со стороны, не являющихся служащими данного банка. По закону 3 директора класса  А, представляющих банки-члены ФРС, и 3 директора класса Б, представляющих общественность, избираются в каждом районе банками-членами ФРС.  Совет управляющих назначает трех директоров класса С, которые тоже представляют общественность.

ФРБ получают прибыль в основном из процентов соответствующих доле вкладов Системы в ценные бумаги и, в меньшей степени, из доходов от процентов на имеющуюся у Системы валюту, а также от процентов по ссудам депозитным учреждениям.

Большинство стран сегодня имеют  центральные банки, функции которых  в целом схожи с функциями Федеральной резервной системы. Каждый из них проводит свою национальную и финансовую политику, хотя, конечно в зависимости от исторических, экономических и политических обстоятельств, их специфические обязанности могут отличаться друг от друга, равно как  и их роль и степень независимости внутри правительства.

Банк Франции

Во Франции процесс  образования Центрального банка  проходил следующим образом. С начала, во Франции первым банком, учрежденным  в 1716 г. шотландцем Джоном Ло, был Банк Женераль, который в 1718 г. был переименован в Королевский банк и национализирован. Акции были реализованы на ¼ наличными и на ¾ государственными долговыми обязательствами. Затем в результате сильного падения курса акций Королевский банк “пошел с молотка”.  В начале XIX столетия была предпринята новая попытка создать Центральный банк Франции. По решению первого консула Наполеона Бонапарта в 1800 г. был образован Банк Франции как акционерный и частный банк. С 1806 г. он получил исключительное право на выпуск банкнот, а с 1848 г., подчинив себе провинциальные банки, стал единственным эмиссионным банком Франции. После Второй мировой войны в 1945 г. Банк Франции был национализирован. Во всех важнейших пунктах Франции он имеет филиалы, бюро и отделы.

В  центре кредитной системы Франции находится Банк Франции, созданный в 1800 году в форме акционерного общества с капиталом 30 млн. франков. Через 145 лет после своего образования он становится центральным государственным банком страны.

Банк Франции имеет право  принимать регламенты и вырабатывать нормы профессиональной деятельности.

Банк Франции уполномочен давать заключения по всем вопросам кредитной  политики. Он участвует в подготовке и проведении мероприятий, осуществляемых в этой области на основе постановлений  правительства.

Банк Франции в настоящее  время превратился из банка, обслуживающего кредитные учреждения и частных  лиц, в «банк банков». Главными его  клиентами являются банки и государство. Несмотря на это, законодательство не исключает предоставления кредитов частным лицам. Однако всего несколько Предпринимателей, имеющих с давних пор счета в этом банке, продолжают пользоваться его услугами.

Для современной организации Банк Франции характерна централизация  всей административной власти в руках  управляющего. Он и оба его заместителя назначаются декретом Совета Министров. Управляющий приносит присягу Президенту республики. По мере необходимости, но не реже одного раза в год, управляющий представляет президенту отчет об операциях Банка Франции. Управляющий представляет банк во внешних отношениях и пользуется исключительным правом подписания договоров и соглашений от имени Банк Франции. Управляющий председательствует в Генеральном совете банка и определяет его повестку дня. В Генеральный совет, кроме управляющего и его заместителей, входят 10 советников, обязательно имеющих французское гражданство, а также финансовый инспектор и его заместитель, назначаемые министром экономики, финансов и бюджета. 9 советников назначаются декретом Совета Министров, а один ¾ избирается служащими банка на основе тайного голосования.

В компетенцию Генерального совета входит: рассмотрение общих вопросов управления банка, принятие бюджета  и внесение в него изменений, утверждение  балансового бухгалтерского отчета и другие функции.

Решение Генерального совета считается принятым, если за него проголосовали не менее 7 членов. Оно окончательно вступает в силу, если финансовый инспектор не приносит свои возражения. В противном случае управляющий вновь ставит вопрос на обсуждение. Ни одно решение Генерального совета не подлежит исполнению, если оно не скреплено подписью управляющего.

Изложенные выше процедура назначения, порядок деятельности и подотчетность  основных органов Центрального банка  свидетельствуют об определенной зависимости  Банк Франции от исполнительной власти.

В соответствии с Законом от 3 января 1973 года Банк Франции осуществляет контроль за банковскими операциями с заграницей. Детальную регламентацию  этот контроль получил в декрете  № 89-938 от 29 декабря 1989 года. Физические и юридические лица, в чьих интересах выполняются банковские операции, а также сами кредитные учреждения должны ежемесячно представлять декларации о проводимых операциях (в частности, об оплате счетов, зачете обязательных требований и долгов, валютном обмене) на основе прямых связей с заграницей.

Предприятия и промышленные объединения, у которых размер расчетных операций с иностранными партнерами превышает  за финансовый год размер, установленный  постановлением министра экономики, финансов и бюджета, должны немедленно поставить в известность об этом Банк Франции и направить отчет о проведенных операциях.

Физические и юридические лица, пользующиеся обычным режимом местопребывания  во Франции и имеющие ссуды  из иностранных банков, обязаны ежемесячно представлять информацию в Центральный банк о ходе их погашения.

Банк Франции получил право  на эмиссию денежных знаков в 1838 году. Сначала устанавливались сроки  эмиссионного права, а с 1945 года это  право стало бессрочным. Банк Франции ¾ единственный банк страны, уполномоченный выпускать денежные знаки, являющиеся законными. Банк Франции выпускает деньги в обращение через Казначейство и кредитные учреждения, преобразуя в наличные созданные этими учреждениями «записанные на счета центрального банка деньги» в форме вкладов.

Для заморских территорий и департаментов  денежные знаки вводятся их эмиссионными институтами, которые действуют  как банки ¾ корреспонденты Банк Франции.

В отличие от ряда других стран, где  печатание денег отдано в частный  сектор, Банк Франции печатает денежные купюры на подчиненных ему предприятиях.

Ежегодно Банк Франции эмитирует  свыше 600 млн. купюр и приблизительно такое же количество он изымает из обращения.

Центральный банк по традиции является хранителем золото-валютных резервов. В настоящее время официальный золотой запас выполняет роль резервного актива и своего рода гаранта в международных расчетах.

На фонд стабилизации валют возложена  задача наблюдения за курсом франка и  поддержания, с помощью различных  операций, на валютном рынке определенного  соотношения иностранной и национальной валюты.

Основными методами денежно-кредитного регулирования экономики Франции  со стороны ЦБ являются:

    • учетные операции;
    • операции на открытом рынке;
    • изменение норм обязательных резервов кредитных учреждений в центральном банке;
    • контроль за кредитами.

Центральный банк принимает участие  в эмиссии казначейских бон, облигаций  и иных ценных бумаг. Боны ¾ краткосрочные долговые обязательства казначейства. Они выпускаются на срок не более 5 лет. Боны могут быть двух видов: в купюрах и по текущему счету. Боны в купюрах размещаются среди населения. Боны по текущему счету распространяются среди кредитных учреждений. Эти боны не материализованы в определенные купюры, а представляют собой соответствующие суммы, записываемые на счета кредитных учреждений.

С 1985 года эмитируются также облигации  казначейства. Они выпускаются на срок от 7 до 25 лет и вместе с бонами являются основными формами займов, предпринимаемых государством для  покрытия своих расходов.

Однако, если распространения бон и облигаций оказывается недостаточным для получения необходимых денежных средств, казначейство может прибегнуть к прямым кредитам центрального банка. Кредиты бывают следующих двух видов:

  1. Постоянный беспроцентный заем государству, являющийся как бы возмещением за предоставление Банк Франции монопольного права эмиссии денежных знаков.
  2. Временные ссуды, которые выдаются в пределах строго установленной суммы, на основе соответствующего соглашения между управляющим Банк де Франс и Министром экономики, финансов и бюджета.

Банк Японии

Банк Японии был создан в 1882 году. По своему статусу он не административный орган, а акционерная компания, 55% его капитала принадлежит правительству. С точки зрения правительства  Японии, Центральный банк страны –  лишь одно из средств управления экономикой государства. С его помощью осуществляется кредитно-денежная политика, а основной функцией является поддержание стабильных цен и финансового рынка.

Структура ЦБ Японии изображена на рисунке.


 

 

 

 

 

 

 

Политический совет  состоит из 9 членов. Это 6 назначенных рядовых члена совета, Председатель и 2 его заместителя.

В полномочия политического совета входят:

    • Определение учетной ставки процента,
    • Изменение процентной ставки по ссудам,
    • Изменение или аннулирование нормы обязательных банковских резервов,
    • Определение стратегической линии контроля над денежным рынком. Применяемые меры контроля – в основном операции на открытых рынках.
    • Принятие решений по вопросам валютного контроля,
    • Определение объектов проверки и принятие решения р сроках ее проведения,
    • Создание, перенос и роспуск отделений, офисов и почих объектов внутренней структуры Банка.

Решения Политического совета осуществляются чиновниками-исполнителями.

Центральный Банк России

 

Деятельность Центрального Банка  РФ (ЦБР) регулируется Федеральным законом “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, который был принят Государственной Думой 02 декабря 1990 г.

В законе зафиксировано, что имущество  Банка находится в собственности  государства, и в своей деятельности он подотчетен законодательным и исполнительным органам государственной власти.

Наряду с этим Банк представляет собой юридическое лицо, самостоятельно выполняет свои функции и в  текущей деятельности не зависим  от органов государственного управления экономикой.

Банк России образует единую  централизованную  систему  с вертикальной структурой управления.

В систему Банка России входят центральный  аппарат,  территориальные учреждения,  расчетно-кассовые  центры,  вычислительные  центры,  полевые учреждения,  учебные  заведения  и другие  предприятия,   учреждения   и организации,  в том числе подразделения безопасности   и   Российское объединение инкассации, необходимые для осуществления деятельности  банка .

Высшим органом Банка России является Совет  директоров  - коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление Банком России.

Основными целями деятельности Банка России являются:

   -   защита  и  обеспечение   устойчивости  рубля,   в   том   числе   его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам;

   -    развитие  и укрепление банковской системы  Российской Федерации;

   - обеспечение эффективного  и бесперебойного  функционирования  системы расчетов.

Основными задачами ЦБР являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно - кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

     Получение прибыли  не является целью деятельности  Банка России.

Банк России выполняет следующие функции:

     1)  во  взаимодействии   с   Правительством   Российской   Федерации разрабатывает   и  проводит   единую   государственную   денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

     2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег  и   организует  их обращение;

     3)   является   кредитором   последней   инстанции   для   кредитных организаций,  организует систему рефинансирования;

     4)  устанавливает   правила  осуществления  расчетов   в   РФ;

     5)   устанавливает   правила   проведения    банковских    операций, бухгалтерского учета  и отчетности для банковской  системы;

     6) осуществляет государственную регистрацию  кредитных  организаций; выдает  и  отзывает  лицензии  кредитных   организаций   и   организаций, занимающихся их аудитом;

     7) осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций;

     8) регистрирует эмиссию   ценных  бумаг  кредитными  организациями  в соответствии с федеральными законами;

     9)  осуществляет  самостоятельно  или  по  поручению   Правительства  Российской  Федерации  все   виды  банковских  операций,  необходимых   для выполнения основных задач  Банка России;

     10) осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами;

     11) организует  и осуществляет валютный контроль  как непосредственно, так и  через  уполномоченные  банки  в  соответствии  с  законодательством Российской Федерации;

Информация о работе Формы и функции Центрального Банка