Духовность и бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:03, лекция

Описание работы

1) Что такое духовность и содействует ли она развитию бизнеса?
2) Чем определяется наличие в бизнесе духовности?
3) С чего она начинается для организации и какой от неё прок?

Работа содержит 1 файл

PIZNEC.doc

— 42.50 Кб (Скачать)

Всё зависит  от того, что мы вкладываем в понятие  духовность. 

1) Что такое  духовность и содействует ли  она развитию бизнеса?

2) Чем определяется  наличие в бизнесе духовности?

3) С чего она  начинается для организации и  какой от неё прок? 

Наиболее широкие  определения термина трактуют духовность в бизнесе, как совокупность проявлений духа в деятельности организации, предприятия, компании. А что такое дух организации? Это её философия (система убеждений компании), религия (ценности, правила и принципы), культура и история. 

В таком понимании  духовность безусловно присутствует в  любом бизнесе. Купить дешевле и  продать дороже — это суть бизнеса, неотъемлемая часть системы убеждений  бизнесмена, правил и принципов его  поведения. Примеры такой духовности мы уже рассмотрели выше и условно назвали её духом Иосифа. 

В толковых словарях русского языка можно обнаружить, что расхождения в определениях духовности только подтверждают широту того спектра, который характерен для  понимания духовности у наших  современников в целом. Для одних к духовности можно отнести любые занятия или переживания людей. Примером здесь может послужить определение В. И. Даля: «…все относящееся к Богу, церкви, вере; все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля». Для других, наоборот, духовные вещи признаются как находящиеся только в одной плоскости понимания. Не допуская существования чего-либо вне материи, они считают духовность лишь продуктом творчества человеческого разума. Этой категории толкователей духовности, пожалуй, больше понравится определение С. И. Ожегова: «Духовный — относящийся к умственной деятельности, к области духа». 

Есть ещё духовность как христианское понятие. Канонические книги Ветхого и Нового Завета, которые почитаются как богодухновенные  и авторитетные, содержат достаточно обширное и ясное учение о духовных вещах в целом и христианской духовности в частности. По апостолу Павлу духовные люди — «водимые Святым Духом». Примеряя такое определение к предпринимателям, представляется возможным отнести к этой категории людей, одарённых благодатию Божьей. Они занимаются бизнесом не для собственного обогащения, а для того, чтобы иметь возможность восстанавливать разрушенные и строить новые храмы, создавать приюты и школы для бедных и бездомных, оплачивать дорогостоящее лечение тех, кому оно недоступно. История России знает немало имён купцов, промышленников и меценатов, посвятивших себя этим, в высшей степени, богоугодным делам. Есть такие люди и в современной России. 

Но такой подвиг немногим под силу. Вместе с тем в понимании подавляющего большинства населения нашей страны, духовность — это не любая система убеждений, но лишь та, которая со знаком плюс, и характеризуется такими качествами как душевность, нравственность, интеллектуальность, добродетельность. А все другие системы убеждений и ценностей, не обладающие положительными качествами, относятся к бездуховности или ложной духовности. 

О духовности в  современном обществе говорят много  и часто. В России возвращение  к духовным ценностям и интересам  наблюдается не только на пути массового обращения к Православию, но и в рамках научных дискуссий, в том числе и о путях повышения духовности в бизнесе, возможности объединения усилий для параллельного достижения и материальных, и духовных целей. 

Сам бизнесмен представлен как вестник определенного мировоззрения, постигающий себя, бизнес и мир. 

Личные качества, с помощью которых предприниматель  создаёт свою жизнь, неотделимы от качества работы, которую он выполняет. Из этого  следует, что качества личности могут иметь важное значение в работе каждой компании. Организации заинтересованы в воспитании человеческого духа на рабочем месте, так как от состояния духа работников напрямую зависит качество работы. Это помогает бизнесу видеть в первых рядах людей, которые работают над своим духом. 

То, что компании начинают заботиться о внутреннем состоянии  тех, кто работает с клиентами, неизбежно  положительно отражается на бизнесе. А  поскольку духовность работников положительно сказывается на результатах труда, то владельцы и руководители организаций, предприятий, компаний начинают возрождать духовность в бизнесе. Сочиняются гимны предприятий, восстанавливаются публичные чествования лучших работников, приветствуются высокие моральные качества и образованность, уважительность и требовательность во взаимоотношениях, нарабатываются коллективные традиции, пишется летопись успехов, сотрудникам прививаются гордость и сознательная ответственность за свои компании, сплочённость и корпоративность. Пока одни хотят урвать побольше и побыстрее, другие кропотливо улучшают качество услуг и товаров, повышают авторитет компаний, устанавливают конкурентные цены и таким путём завоёвывают и закрепляют за собой рынки сбыта. 

Отвечая на потребность  духовности в бизнесе, ряд высших учебных заведений экономики и бизнеса, помимо профессионального обучения студентов, уделяют большое внимание и повышению их духовного уровня. Внедряя без указки сверху такие дисциплины, как этика поведения, эстетика, религиозная культура. 

Однако в целом духовность в сфере бизнеса — это некий идеал и пока не отвечает запросам общества, не оправдывает его ожиданий. Духовность, как правило, ограничивается корпоративными интересами. Ко всему, что находится за границами этих интересов, большинство предпринимателей безразличны и бездуховны. 

Формирование  предпринимательского класса в современной  России связано с глубокими социальными  изменениями, нередко негативного  свойства, на фоне обнищания широких  масс, возникновения идеологического  вакуума и душевного опустошения. В сознании общества имеется чёткая связь пред-принимателей с происходящими изменениями и на них возлагается ответственность за сложившиеся негативные явления.

Уровень духовной жизни российского предпринимательства  на сегодняшний день остаётся низким, в нём преобладает меркантильный, потребительский идеал. Игнорирование духовного содержания и религиозно-нравственных ценностей хозяйственной деятельности, сведение её только к материальным интересам привело к воспитанию в предпринимательской среде эгоизма, утраты чувства долга, разрушению самодисциплины. На упрёки об отказе от исконного представления о добре и справедливости и напоминания об известном изречении «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25) нередко предприниматели отвечают, что и так живут в раю и в Царствии Небесном не нуждаются. 

Некоторые положительные  сдвиги, происходящие в предпринимательской  среде, связаны не столько с повышением духовности, сколько с озабоченностью руководства страны сложившимся положением и принимаемыми им мерами. Постоянно звучат призывы к социальной ответственности бизнеса, демонстрируется понуждение крупных предпринимателей к социально ответственным решениям. Принимаются законы и иные нормативные акты, стимулирующие общественно полезный подход богатых людей к своему бизнесу, ограничиваются возможности предпринимателей в извлечении необоснованных сверхприбылей. Банкиров обязали указывать в договорах кредита реальную стоимость услуги, торговые сети ограничили в непомерном повышении цен и захвате рынков сбыта, аптекарям установили стоимостные рамки на ряд наиболее востребованных лекарственных препаратов, установлены нормативы роста цен на услуги ЖКХ, предоставляются налоговые вычеты по благотворительным проектам. Поставлена задача удешевления строительства и эксплуатации дорог и олимпийских объектов, принимаются меры к сокращению непомерно разросшихся посреднических фирм между производителями и потребителями. 

Для эффективного развития российского бизнеса на современном этапе большинство  специалистов в этой области формулируют  для бизнес-сообщества следующие  положения и задачи. 

1.    Духовность  бизнеса представляет собой компонент  культуры, проявляется в экономических, политических и социальных отношениях и тесно связана с моралью, нравственностью, религией. 

2.    Нынешним  российским предпринимателям в  своей деятельности следует учитывать  понятие социальной справедливости, реализуя ее в повсе-дневности.  Бизнес должен ощущать не только ответственность за человека, выраженную в защите нуждающихся и помощи обездоленным, но и настоятельную потребность в заботе об общем благе. В противном случае повседневность будет проявлять по отношению к предпринимательству агрессию и насилие, порождая отчуждение. Заинтересованность общества в уважении к достоинству каждого конкретного его индивида, взыскательный моральный климат и гуманизм смогут явиться для бизнеса побуждающей силой для ведения социально-ответственной политики. 

3.    На  современном этапе предпринимателям  всех уровней необходимо заботиться  о нравственной легитимизации  своей деятельности. Идеи спра-ведливости, соборности, социальной ответственности  должны составить прочную основу  духовности российского предпринимательства и занять на новом историческом уровне развития предпринимательской культуры достойное место. 

4.    В  настоящее время одним из показателей  духовного возрождения человека  можно считать рост религиозного  сознания. Наряду с обращением  к гуманистическим ценностям, внесение религиозной ответственности может существенно повысить моральные качества хозяйствующей личности, спо-собствуя тем самым экономическому прогрессу России. 

Прислушаются  ли предприниматели к этим рекомендациям  добровольно или будут принуждены к такому поведению государством, покажет ближайшее будущее. В любом случае, изменения в стране жизненно необходимы.

Информация о работе Духовность и бизнес