Бизнес-планирования: понятие, содержание и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 16:03, реферат

Описание работы

Предпринимательство - это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.
Бизнес-план-это план развития предприятия, необходимый для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

Работа содержит 1 файл

бизнес-планирование.docx

— 33.71 Кб (Скачать)
 

     Любое новое дело нуждается в принятии важных предварительных решений  о его развитии. Бизнес-план - это очень хорошее средство для их осмысления. В условиях становящегося российского бизнеса уже работающие предприятия и люди, ещё недавно далёкие от хозяйственной деятельности, ищут новые возможные применения своих сил в экономике.

     Предпринимательство - это в большей степени творчество. Однако первые шаги в предпринимательской сфере требуют тщательного расчёта и умения правильно предвидеть своё будущее.

     Бизнес-план-это  план развития предприятия, необходимый  для освоения новых сфер деятельности фирмы, создания новых видов бизнеса.

     Бизнес-план может быть разработан как для  нового, только создающегося, предприятия, так и для уже существующих экономических организаций на очередном  этапе их развития.

     Каковы  основные цели бизнес- плана? Грубое, но верное определение того, что означает бизнес-план для предпринимателя, дал специалист по бизнес - планированию Г. Райен: “Понять себя и продать себя”. Другими словами, бизнес-планирование решает следующие важные проблемы:

  • определяет степень жизнеспособности и будущей устойчивости предприятия, снижает риск предпринимательской деятельности;
  • конкретизирует перспективы бизнеса в виде системы количественных и качественных показателей системы;
  • привлекает внимание и интерес, обеспечивает поддержку со стороны потенциальных инвесторов фирмы;
  • помогает получить ценный опыт планирования, развивает перспективный взгляд на организацию и её рабочую среду.

   Как видно, в отличие от традиционного плана  организации бизнес-план учитывает  не только внутренние цели предпринимательской  организации, но и внешние цели лиц  которые могут быть полезны новому делу. Помимо инвесторов заинтересованными  лицами будущего бизнеса являются потенциальные  потребители и поставщики фирмы. Для начинающего предпринимателя бизнес-план - это по сути, всё, чем он может привлечь внимание инвесторов. Уровень составленного бизнес-плана становится показателем надёжности серьёзности предпринимателя и его дела. Как правило, бизнес-план является отправной точкой для начала переговоров между предпринимателем и возможными инвесторами (например, банками). Особенно необходим бизнес-план при ведении переговоров с иностранными инвесторами. Бизнес-план, как никакой другой из планов фирмы, имеет внешнюю направленность, превращая в своего рода товар, продажа которого должна принести максимально возможный выигрыш.

   В современных  российских условиях бизнес-план осуществляет ещё одну важную функцию - он является инструментом приватизации государственных предприятий. Здесь он используется для обоснования предложений по приватизации, для определения круга задач, связанных с санацией (оздоровлением) приватизируемых предприятий. Бизнес-план входит в состав проспектов эмиссии ценных бумаг, публикуемых при акционировании экономической организации.

   Для сегодняшней  российской практики характерна тенденция  перехода чрезмерно формализованного к более взвешенному и разумному  применению бизнес-планов в процессе приватизации:

  • Бизнес-план, как и стратегический план организации, охватывает достаточно длительный период, обычно- 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планом и стратегическим планом существует ряд различий: в отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей фирмы, а только одну из них, ту, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий организации.
  • Стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пересмотре стратегического плана. Нередко затем к стратегическому плану добавляется очередной годичный период. Бизнес – план имеет чётко очерченные временные рамки, по истечению которых определённые планом цели и задачи должны быть выполнены (например, должен быть построен и достигнут проектной мощности завод). Таким образом, бизнес-план по своей форме, в отличие от стратегического плана, тяготеет к проекту с его конкретной проработкой и определённой самодостаточностью;
  • В бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др. ) имеют гораздо более весомое значение, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равновесными частями структуры бизнес-плана. Близким “родственным” бизнес-плана можно назвать такой документ, как технико - экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО- это ещё один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана.

   Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико- экономическое обоснование- это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особый акцент в структуре ТЭО сделан на производственно- технические аспекты проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми. Следовательно, можно говорить о гораздо узком, специфическом характере ТЭО по сравнению с бизнес-планом.

   Методика  составления ТЭО разработана  Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). У  нас методика ЮНИДО была использована при разработке Рекомендации по обоснованию  предложений о создании совместных предприятий.

    В соответствии с разработками ЮНИДО предлагается следующая последовательность изложения материалов ТЭО: 

    1. Общие исходные данные и условия.
    2. Рынок и мощность предприятия.
    3. Материальные факторы производства.
    4. Место нахождения предприятия.
    5. Проектно- конструкторская документация.
    6. Организация предприятия и накладные расходы.
    7. Трудовые ресурсы.
    8. Планирование сроков осуществления проекта.
    9. Финансово-экономическая оценка проекта.

   Для российских предприятий ТЭО является более  привычной фирмой обоснования экономического проекта из-за указанных особенностей его содержания. В современных условиях ТЭО отечественных предприятий в наибольшей степени приближены к образу, предложенному ЮНИДО.

   Бизнес-план, как форма обоснования предпринимательского проекта, постепенно вытесняет ТЭО  из сферы плановой деятельности бизнеса. В нём заложены преимущества гибкого  сочетания производственного и  рыночного, финансового и технического, внутреннего и внешнего аспектов деятельности фирмы. 

   Прежде  чем приступить к созданию бизнес-плана, необходимо получить весь комплекс необходимой  информации.

    Первый шаг  в подготовке бизнес-плана предполагает определение источников нужной информации. Ими могут стать:

    • учебники по бизнес - планированию;
    • правительственные учреждения (в том числе занимающиеся проблемами малого бизнеса);
    • фирмы по управленческому консультированию и другие подобные организации; отраслевые издания;  
    • курсы по составлению бизнес-планов;
    • аудиторские фирмы;
    • знакомые, коллеги, друзья.

     Вторым  шагом в работе над бизнес-планом становится определение целей его  подготовки. Цели определяются перечнем тех проблем, которые призван  разрешить бизнес-план. Очень важно  понять, что внутренние и внешние  цели предприятия могут быть достигнуты, только если создан по-настоящему добротный  и качественный план. Российские бизнесмены часто приводят доказательства, опираясь скорее на эмоциональные, чем на рациональные доводы. Однако в кредитной сфере словам и формальным отпискам доверять не склонны.

     Хилый, скудный по содержанию, скрывающий важную хозяйственную информацию бизнес-план не может соответствовать целям  привлечения инвесторов. Наиболее распространённые недостатки при составлении бизнес-плана  российскими предпринимателями  будут указаны при характеристике содержания его разделов.

     Третий  шаг к созданию бизнес-плана- это точное определение своих целевых читателей- будут ли это только внутренние участники организации (что крайне маловероятно) или также внешние лица, которых организация хотела бы видеть своими инвесторами, - будущие акционеры, коммерческие банки, венчурные капиталисты. (Венчурный, или рисковый, капитал- это коммерческие организации, специализирующиеся в области финансирования предпринимательских проектов на различных стадиях их осуществления (как на этапе становления, так и на этапах расширения и модернизации), а также финансирования отдельных рисковых подразделений- видов бизнеса, входящих в крупную хозяйственную организацию). Выбор круга читателей определяет специфику содержания бизнес-плана, необходимость тех или иных сторон деятельности фирмы, экономических показателей (фирма, ориентированная на финансирование в первую очередь за счёт выпуска и продажи акции, должна подчеркнуть размеры дивидендов, порядок их выплат; если организация рассчитывает на получение банковского кредита, в бизнес-плане нужно указать величину процентов, имея в виду их типичные размеры на рынке вообще и на рынке банковских кредитов в частности).

    Когда автор  будущего бизнес-плана очертил круг своих будущих читателей, он может  перейти к следующему, четвёртому шагу- установление общей структуры создаваемого документа. Обычно бизнес-план включает в себя такие составные части: 

    • титульный лист;
    • резюме;
    • историю своего бизнеса ( если предприятие уже действует );
    • описание продуктов (услуг);
    • описание дел в отрасли, товарные рынки; 
    • конкурентов: оценку и выбор конкурентной стратегии;
    • производственный план;
    • план маркетинга;
    • организационный план;
    • финансовый план и оценку риска;
    • план исследований и разработку;
    • приложение (аппендикс).

     Пятый шаг бизнес- планирования предполагает сбор информации для подготовки каждого из намеченных разделов бизнес-плана. На этом этапе необходимо заручится поддержкой тех людей, которые имеют необходимые опыт и знания для составления бизнес-плана.

     Это могут быть внутренние участники- работники организации, имеющие опыт и хорошее знание внутренней среды. Желательно также привлечь внешних консультантов, особенно для использования их в сферах финансового прогнозирования и маркетинговых исследований рынка. Кроме финансистов, бухгалтеров, маркетологов в работу над бизнес-планом могут вовлечены экономисты широкого профиля ( в том числе специализирующиеся на макроэкономических проблемах), консультанты по управлению.

     Следующий, шестой шаг в бизнес- планировании- непосредственное написание бизнес- плана. Это очень ответственный и трудоёмкий этап. Главное правило здесь: предприниматель должен самостоятельно написать бизнес-план, даже если это требует большого количества времени и у предпринимателя нет навыков такого рода работы. Помощь консультантов предпринимателю завершается на предыдущем этапе, когда внешние и внутренние консультанты помогают собрать необходимую информацию и осуществляют её первичную обработку. На конечном этапе консультанты могут ассистировать предпринимателю.

     Если  предприниматель перепоручает написание  бизнес-плана кому-нибудь другому, то следствием этого являются:

  • неполное и несистематичное знание предпринимателем слабых и сильных сторон своей организации, основных направлений её деятельности, возможного будущего запланированного проекта.
  • отсутствие периода обучение деятельности по планированию, которое негативно скажется на будущих действиях организации

    (ведь планирование- это неотъемлемый компонент управленческой деятельности); неумение предпринимателя доказательно и глубоко продемонстрировать преимущества своего проекта будущим инвесторам.

     Когда все разделы бизнес-плана написаны, предприниматель должен подготовить  резюме основных идей бизнес-план.

     В целом работа по бизнес планированию - это очень трудоёмкий и достаточно длительный процесс. Предпринимателю  приходится тратить недели и месяцы для создания бизнес-плана.

     Различные специалисты по бизнес- планированию единодушны в том, что суммарное время, необходимое для этого, составляет около 200 часов.

В этом разделе  рассмотрим составляющие и содержание бизнес-плана.

Титульный лист и оглавление. 
 
    Титульный лист имеет следующее содержание:

Информация о работе Бизнес-планирования: понятие, содержание и структура