Бизнес-планирование на современном предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:02, доклад

Описание работы

При управлении предприятием качественная система планирования позволяет оценить и использовать потенциальные возможности развития бизнеса в современных условиях рыночной экономики. Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В свою очередь бизнес - экономическая деятельность субъекта хозяйствования в условиях конкурентной среды, заключающаяся в создании и реализации определенной продукции, оказании услуг или выполнении работ с целью получении прибыли

Работа содержит 1 файл

Бизнес-планирование.docx

— 22.83 Кб (Скачать)

Бизнес-планирование на современном предприятии

3 курс  инженерно-экономического факультета

УО Белорусский  государственный технологический  университет

Научный руководитель: Демидовец В.П.

Выполнила студентка Агейчик  И. А.

     При управлении предприятием качественная система планирования позволяет оценить и использовать потенциальные возможности развития бизнеса в современных условиях рыночной экономики. Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В свою очередь бизнес - экономическая деятельность субъекта хозяйствования в условиях конкурентной среды, заключающаяся в создании и реализации определенной продукции, оказании услуг или выполнении работ с целью получении прибыли [1].

     Бизнес-план - основной документ, описывающий развитие компании или ее подразделений на некоторую перспективу: обычно на срок от одного года до трех лет. Он показывает, какие действия нужно предпринять незамедлительно, а какие станут задачами долгосрочной перспективы. Бизнес-план отлично содержит информацию о том, что представляет собой фирма, как она функционирует, какой предполагается спрос на товары и услуги, как обстоят дела с финансами и т.д., на основании которых менеджеры принимают решения и предпринимают соответствующие управленческие действия по развитию бизнеса [2].

     Основной  целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствие с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.

     В современной практике бизнес-план выполняет  пять функций:

     1. Использование данного документа для разработки и реализации стратегии развития бизнеса;

     2. Оценка возможности организации нового производства (реализация инноваций) и контроль процессов внутри компании;

     3. Получение заемных денежных средств (ссуды, кредиты) на расширение масштабов деятельности предприятия;

     4. Привлечение новых инвесторов (партнеров) к реализации планов компании, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;

     5. Вовлечение всех сотрудников в процесс бизнес-планирования для улучшения их информированности о действиях руководства, координации усилий и улучшения мотивации труда.

     Структура и содержание бизнес-плана:

     1. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости;

     2. История развития бизнеса организации (описание продукции). В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией, приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности;

     3. Характеристика объекта бизнеса организации. В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.

     4. Анализ бизнес среды организации. Данный раздел посвящается исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т. д. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции и услуг. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, – качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.;

     5. План маркетинга. В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга;

     6. Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта. Данный раздел должен состоять из следующих подразделов:  программы производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения; сметы затрат на производство и реализацию продукции;

     7. Организационный план. В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий. Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом;

     8. Финансовый план помогает потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес, а также какую прибыль можно получить при инвестировании капитала в развитие компании;

     9. Оценка и страхование риска. В данном разделе следует определить, какие из потенциальных проблем наиболее опасны для проекта, и описать предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части проекта.

     При составлении бизнес-плана менеджерам (предпринимателю) необходимо реализовать следующие поэтапные действия:

     1) принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта;

     2) анализ собственных возможностей и способностей взяться за реализацию нового проекта развития бизнеса;

     3) выбор продукции или услуги, производство которой составляет цель проекта (создания новой компании);

     4) исследование возможностей рынка сбыта;

     5) прогноз объемов сбыта;

     6) выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;

     7,8,9) разработка плана производства;

     10) разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;

     11) организация бухгалтерского учета;

     12) решение вопросов страхования;

     13) разработка финансового плана;

     14) написание резюме к бизнес-плану [1].

     Типичные  ошибки, возникающие при составлении  бизнес-плана:

     – недостаточно глубокий анализ существующего состояния и слабое обоснование требований к проекту не позволяет вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовки необходимой информации для принятия решений;

     – не четко определенные цели проекта могут увести разработчиков с нужного направления и большая часть работы будет сделана напрасно. Цели должны быть измеримы и заданные параметры выполнены;

     – на практике довольно часто вместо объективного поиска альтернатив разработчики отдают предпочтение излюбленному варианту, который не всегда бывает оптимальным;

     – ответственность в проекте может распределяться недостаточно четко и согласованно;

     – команда планирования и управления проектом бывает недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом;

     – если возникают непредвиденные проблемы, то нельзя их игнорировать или пытаться решить «сидением на месте»;

     – ни в коем случае нельзя недооценивать возможные риски;

     – для некоторых разработчиков характерны такие ситуации, как повторение ошибок из старых проектов и отсутствие готовности учиться.

     Можно избежать типичных ошибок в процессе бизнес-планирования, если четко представить, какие вопросы будут задавать инвесторы относительно нового продукта, и заранее подготовить соответствующую информацию и нужные документы [3].

     В рыночных условиях среда быстро меняется и если руководство будет слишком  консервативным в отношении изменения  организации и подходов в бизнес-планировании, то бизнес-план может тормозить развитие бизнеса. Можно представить следующую ситуацию: бизнес-план – юридически значимый документ, используется для получения очередного кредита в рамках выделенной кредитной линии. Впоследствии ситуация на рынке может измениться, и компании станет выгоднее отступить от пунктов плана. А контролер инвестора/кредитора приходит и говорит – вы отступаете от плана, мы вам следующий транш кредита не перечислим. То есть бизнес-план может быть вреден тогда, когда он жестко связывает предприятие с источником денег и его условиями и не предусматривает никаких изменений.

     При разработке бизнес-плана, необходимо помнить еще и о том, что реализация четко поставленных целей возможна лишь при условии готовности всей команды к слаженной работе, к ответственности за результат. Если такой команды нет, то на начальном этапе фирму ожидают потери: часть сотрудников, неспособных к работе в новых условиях, покинет компанию, другая часть будет активно сопротивляться нововведению. И, хотя серьезная стратегическая цель, подкрепленная бизнес-планом, обычно важнее кадровых потерь, главная задача менеджеров состоит с том, что бы не допустить утечки «мозгов» из компании к конкурентам. Поэтому нужно управлять процессами перехода организации к новым методам работы, заинтересовывать сотрудников и обучать их необходимым навыкам, тогда сопротивление с их стороны будет минимальным. 

     Список  литературы:

  1. Бизнес-план: теория и практика. – М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2004 – 274с.
  2. Бизнес-план: Пошаговое руководство/ Полли Берд. – Пер. с англ. Ю. Бушуевой. – М. ФАИР-ПРЕСС, 2006 – 304с.
  3. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» / [В.З. Черняк и др.] под ред. В.З. Черняка, Г.Г. Чараева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 – 591с.

Информация о работе Бизнес-планирование на современном предприятии