Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 14:02, доклад
При управлении предприятием качественная система планирования позволяет оценить и использовать потенциальные возможности развития бизнеса в современных условиях рыночной экономики. Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В свою очередь бизнес - экономическая деятельность субъекта хозяйствования в условиях конкурентной среды, заключающаяся в создании и реализации определенной продукции, оказании услуг или выполнении работ с целью получении прибыли
Бизнес-планирование на современном предприятии
3 курс
инженерно-экономического
УО Белорусский
государственный
Научный руководитель: Демидовец В.П.
Выполнила студентка Агейчик И. А.
При управлении предприятием качественная система планирования позволяет оценить и использовать потенциальные возможности развития бизнеса в современных условиях рыночной экономики. Бизнес-планирование – это самостоятельный вид плановой деятельности, которая непосредственно связана с предпринимательством. В свою очередь бизнес - экономическая деятельность субъекта хозяйствования в условиях конкурентной среды, заключающаяся в создании и реализации определенной продукции, оказании услуг или выполнении работ с целью получении прибыли [1].
Бизнес-план - основной документ, описывающий развитие компании или ее подразделений на некоторую перспективу: обычно на срок от одного года до трех лет. Он показывает, какие действия нужно предпринять незамедлительно, а какие станут задачами долгосрочной перспективы. Бизнес-план отлично содержит информацию о том, что представляет собой фирма, как она функционирует, какой предполагается спрос на товары и услуги, как обстоят дела с финансами и т.д., на основании которых менеджеры принимают решения и предпринимают соответствующие управленческие действия по развитию бизнеса [2].
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности предприятия на ближайшие и отдаленные периоды в соответствие с потребностями рынка и возможностью получения необходимых ресурсов.
В современной практике бизнес-план выполняет пять функций:
1. Использование данного документа для разработки и реализации стратегии развития бизнеса;
2. Оценка возможности организации нового производства (реализация инноваций) и контроль процессов внутри компании;
3. Получение заемных денежных средств (ссуды, кредиты) на расширение масштабов деятельности предприятия;
4. Привлечение новых инвесторов (партнеров) к реализации планов компании, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию;
5. Вовлечение всех сотрудников в процесс бизнес-планирования для улучшения их информированности о действиях руководства, координации усилий и улучшения мотивации труда.
Структура и содержание бизнес-плана:
1. Резюме отражает основную идею проекта и обобщает основные выводы и результаты по разделам бизнес-плана. Его содержание должно в сжатой и доступной форме изложить суть бизнес-плана. Целесообразно привести информацию о технологической новизне проекта (при наличии), его социальной значимости;
2. История развития бизнеса организации (описание продукции). В данном разделе представляется информация о продукции, которая будет производиться организацией, приводится план мероприятий по усовершенствованию продукции с целью повышения ее конкурентоспособности;
3. Характеристика объекта бизнеса организации. В данном разделе даются описание отрасли и характеристика организации, ее роль и место в отраслевой иерархии и народном хозяйстве в целом.
4. Анализ бизнес среды организации. Данный раздел посвящается исследованию и анализу рынка, конкуренции на нем и т. д. В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции и услуг. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, – качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.;
5. План маркетинга. В данном разделе излагаются ключевые моменты обоснования объемов продаж продукции, основанные на анализе рынков сбыта и выработке стратегии маркетинга;
6. Производственный план разрабатывается на срок реализации проекта. Данный раздел должен состоять из следующих подразделов: программы производства и реализации продукции; материально-технического обеспечения; сметы затрат на производство и реализацию продукции;
7. Организационный план. В данном разделе в соответствии с основными этапами реализации проекта дается комплексное обоснование организационных мероприятий. Отдельно приводится обоснование штатной численности организации, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и организацией в целом;
8. Финансовый план помогает потенциальному инвестору определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес, а также какую прибыль можно получить при инвестировании капитала в развитие компании;
9. Оценка и страхование риска. В данном разделе следует определить, какие из потенциальных проблем наиболее опасны для проекта, и описать предложения по минимизации влияния неблагоприятных обстоятельств в каждой рискованной части проекта.
При составлении бизнес-плана менеджерам (предпринимателю) необходимо реализовать следующие поэтапные действия:
1) принятие решения о создании собственного дела или реализации нового коммерческого проекта;
2) анализ собственных возможностей и способностей взяться за реализацию нового проекта развития бизнеса;
3) выбор продукции или услуги, производство которой составляет цель проекта (создания новой компании);
4) исследование возможностей рынка сбыта;
5) прогноз объемов сбыта;
6) выбор места для осуществления коммерческой или производственной деятельности;
7,8,9) разработка плана производства;
10) разработка юридической схемы будущей коммерческой деятельности;
11) организация бухгалтерского учета;
12) решение вопросов страхования;
13) разработка финансового плана;
14) написание резюме к бизнес-плану [1].
Типичные ошибки, возникающие при составлении бизнес-плана:
– недостаточно глубокий анализ существующего состояния и слабое обоснование требований к проекту не позволяет вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовки необходимой информации для принятия решений;
– не четко определенные цели проекта могут увести разработчиков с нужного направления и большая часть работы будет сделана напрасно. Цели должны быть измеримы и заданные параметры выполнены;
– на практике довольно часто вместо объективного поиска альтернатив разработчики отдают предпочтение излюбленному варианту, который не всегда бывает оптимальным;
– ответственность в проекте может распределяться недостаточно четко и согласованно;
– команда планирования и управления проектом бывает недостаточно укомплектована квалифицированным персоналом;
– если возникают непредвиденные проблемы, то нельзя их игнорировать или пытаться решить «сидением на месте»;
– ни в коем случае нельзя недооценивать возможные риски;
– для некоторых разработчиков характерны такие ситуации, как повторение ошибок из старых проектов и отсутствие готовности учиться.
Можно избежать типичных ошибок в процессе бизнес-планирования, если четко представить, какие вопросы будут задавать инвесторы относительно нового продукта, и заранее подготовить соответствующую информацию и нужные документы [3].
В рыночных условиях среда быстро меняется и если руководство будет слишком консервативным в отношении изменения организации и подходов в бизнес-планировании, то бизнес-план может тормозить развитие бизнеса. Можно представить следующую ситуацию: бизнес-план – юридически значимый документ, используется для получения очередного кредита в рамках выделенной кредитной линии. Впоследствии ситуация на рынке может измениться, и компании станет выгоднее отступить от пунктов плана. А контролер инвестора/кредитора приходит и говорит – вы отступаете от плана, мы вам следующий транш кредита не перечислим. То есть бизнес-план может быть вреден тогда, когда он жестко связывает предприятие с источником денег и его условиями и не предусматривает никаких изменений.
При
разработке бизнес-плана, необходимо помнить
еще и о том, что реализация четко поставленных
целей возможна лишь при условии готовности
всей команды к слаженной работе, к ответственности
за результат. Если такой команды нет,
то на начальном этапе фирму ожидают потери:
часть сотрудников, неспособных к работе
в новых условиях, покинет компанию, другая
часть будет активно сопротивляться нововведению.
И, хотя серьезная стратегическая цель,
подкрепленная бизнес-планом, обычно важнее
кадровых потерь, главная задача менеджеров
состоит с том, что бы не допустить утечки
«мозгов» из компании к конкурентам. Поэтому
нужно управлять процессами перехода
организации к новым методам работы, заинтересовывать
сотрудников и обучать их необходимым
навыкам, тогда сопротивление с их стороны
будет минимальным.
Список литературы:
Информация о работе Бизнес-планирование на современном предприятии