Бизнес-план как составная функционирования предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 20:52, реферат

Описание работы

Бизнес-план является совершенно необходимым условием для успешного поиска и привлечения инвестиционных средств с целью реализации задуманного проекта, будь то строительство крупного торгового центра или открытие небольшого надомного бизнеса. Увы, люди далекие от коммерческой деятельности имеют весьма смутное представление о том, каким должен быть бизнес-план и что он вообще из себя представляет. Мы попытаемся этот пробел устранить.

Содержание

введение
1 раздел Бизнес-план как составная функционирования предприятия
Внутренняя структура бизнес-плана

Работа содержит 1 файл

иванова ира.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

План

введение

1 раздел Бизнес-план  как составная функционирования  предприятия

    1. Внутренняя структура бизнес-плана

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подготовка  современного специалиста в области экономики должно осуществляться соответствии с требованиями рынка труда, которые, в свою очередь, изменяются в зависимости от состояния экономики страны. Современная экономика требует от специалиста умения и навыков разработки бизнес-планов как компонента функционирования предприятия.    

Анализ литературы убеждает, что в условиях рыночной системы хозяйствования ни одно предприятие не может работать прибыльно без тщательно подготовленного плана. Опыт организации предпринимательства свидетельствует, что планирование деятельности организации приобретает все большее значение в связи с быстрыми изменениями в среде функционирования предприятия. Что более динамичным и неопределенным становится среду деятельности, тем больше порядке должно быть на самом предприятии, больше внимания следует уделять разработке стратегий и оперативных действий для их реализации. Отсутствие четкого плана является неоспоримым свидетельством неудовлетворительного управления предприятием. Успех предпринимательского проекта, независимо от его масштабов, сферы деятельности, формы организации бизнеса, невозможно без четкого представления о перспективах деятельности, без обработки надежных ориентиров и реального плана хозяйствования.

Возникновение любой предпринимательской идеи (или создания нового бизнеса, или совершенствования деятельности уже существующего) ставит много различных вопросов: кто является конкретным потребителем, рынок продукта предприятия, какие средства необходимы для реализации проекта, оправдывает себя проект экономически и др.. Для определения этих аспектов и составляют бизнес-план. Необходимость разработки бизнес-плана объясняется еще и тем, что риск банкротства для вновь созданных предприятий, особенно в первые 3-5 лет, значителен. Об этом свидетельствует и международная практика. Поэтому умение составлять бизнес-план в условиях современной экономики - это достаточно актуальная задача.

 

 

Раздел 1. Бизнес-план как составная функционирования предприятия

1.1 Внутренняя структура бизнес-плана

 

Бизнес-план является совершенно необходимым условием для  успешного поиска и привлечения  инвестиционных средств с целью реализации задуманного проекта, будь то строительство крупного торгового центра или открытие небольшого надомного бизнеса. Увы, люди далекие от коммерческой деятельности имеют весьма смутное представление о том, каким должен быть бизнес-план и что он вообще из себя представляет. Мы попытаемся этот пробел устранить.

Бизнес-план – это комплекс важнейших документов, в которых содержится вся информация, необходимая для реализации задуманного проекта. Грамотно составленный бизнес-план играет решающую роль в поиске источников финансирования проекта. Именно этот документ дает возможность определить, насколько предлагаемыеинвестиционные проекты выгодны для потенциальных инвесторов.

Стандартный бизнес-план имеет следующую структуру:

- общее описание  проекта, указание его целей и задач;  

- маркетинговые  исследования рынка, анализ возможностей  сбыта, конкурентной среды, формирование  ценовой политики, общая маркетинговая стратегия; 
- описание места реализации проекта с учетом технологических, социальных, климатических и прочих факторов; 

- выбор технологии, объемы проектных работ, материально-техническое обеспечение проекта; 
 - определение уровня накладных расходов и материальных затрат на вспомогательные материалы, энергоносители и сырье; 
 - описание принципов управления организацией и юридического сопровождения проекта; 
          - потребность в кадрах, график их работы, условия оплаты труда; 
          - график и сроки реализации проекта; 
          - планирование движения денежных потоков, анализ безубыточности; 
          - оценка экономической эффективности проекта.

Окончательная версия бизнес-плана состоит из нескольких документов: бизнес-проспекта, краткого и полного бизнес-плана. Для первичного ознакомления с проектом потенциальному инвестору предоставляется бизнес-проспект, содержащий всю необходимую информацию в сжатом виде. Если инвестор заинтересуется проектом, ему предоставляется краткий структурированный бизнес-план и детально проработанная полная версия бизнес-плана. На основании этих документов принимается окончательное решение об инвестировании.

Отметим также, что если планируется привлечения  иностранных инвестиций, то бизнес-план необходимо продублировать, как минимум на английский язык.

Электронные версии документов должны быть составлены и  представлены потенциальным инвесторам в одном из распространенных сегодня  форматов, таких как word для текстовых  файлов, excel для таблиц и pdf для презентаций. Не стоит использовать менее распространенные или вовсе экзотические форматы документов, поскольку это может затруднить ознакомление с ними потенциального инвестора.

 

 

 

 

 

На мой  взгляд, наиболее полное объяснение бизнес-плана следующее: бизнес-план - это письменный документ, в котором изложена суть предпринимательской идеи, пути и средства ее реализации, охарактеризованы рыночные, производственные, организационные и финансовые аспекты будущего бизнеса и особенности управления им.

В бизнес-плане сформулированы перспективы и текущие цели реализации идеи, оценены сильные и слабые стороны бизнеса, приведены результаты анализа рынка и перечислены его особенности, изложены подробности функционирования предприятия в этих условиях, определены объемы финансовых и материальных ресурсов для реализации проекта.

Бизнес-план в  рыночной системе хозяйствования выполняет  две важнейшие функции :

1) внешнюю - ознакомить  различных представителей делового мира с сущностью и основными аспектами реализации конкретной предпринимательской идеи;

2) внутреннюю (жизненно важную  для деятельности самого предприятия) -

разработать механизм самоорганизации, т.е. создать целостную, комплексную

систему управления реализацией  предпринимательского проекта.

Традиционно бизнес-план в контексте внешней функции рассматривается как инструмент привлечения необходимых для реализации проекта финансовых ресурсов. Внешние инвесторы и кредиторы никогда не вкладут деньги в бизнес, если не ознакомятся с тщательно подготовленным бизнес-планом. Такой план должен убедить потенциальных инвесторов в том, что предпринимательский проект имеет четко определенную стратегию успеха и заслуживает на финансовую поддержку.

 

Не менее  важна внутренняя функция бизнес-плана, в рамках которой можно

выделить два направления его применения:

  1. как инструмента стратегического планирования и оперативного управления деятельностью предприятия. Разработка бизнес-плана будущей деятельности требует определения не только стратегических направлений и целей деятельности, но и оперативных действий для их достижения.
  2. Бизнес-план является основой текущего планирование всех аспектов деятельности предприятия, он способствует более глубокому осознанию работниками личных задач, связанных с общим для них бизнесом, контролировать и оценивать успешность деятельности в процессе реализации предпринимательского проекта, выявлять отклонения от плана и своевременно корректировать развитие бизнеса.

 Кроме того, в бизнес-плане решаются следующие конкретные задачи :

 • уточняются правовые аспекты, нормативы, ограничения, требования муниципальных органов;

 • приводится анализ исходных материалов: ситуативного плана, показателей технического состояния бизнеса (для действующего бизнеса), социальных условий и демографического состава населения и др.

• рассматриваются  размеры возможных потерь, связанных  с организацией и

развитием конкретного  бизнеса, с компенсационными выплатами, а также с

упущенной выгодой (например, при досрочном прекращении  аренды

муниципальных объектов коммерческими структурами);

• формируется инвестиционная программа проектного предложения нового

бизнеса с четким анализом возможных вариантов развития ситуации;

 

• определяются формы и условия реализации проектного предложения;

• прогнозируются условия производства продукции (оказания услуг) предприятиями, которые формируются на определенной территории, получения ими прибыли, а также финансовых поступлений в бюджет (налоги, сборы, выплаты и др..)

 • определяются показатели экономической, коммерческой и бюджетной эффективности проектного предложения, а также его социальной и экологической результативности;

• разрабатывается стратегия маркетинга; 

• формируется  план финансирования и организации  функционирования объекта;

• определяются условия, формы, сроки развития бизнеса;

• уточняются типы коммерческих рисков и условия страхования;

• готовится  резюме, в концентрированном виде даются основные характеристики, параметры и показатели проектного предложения, ее преимущества, возможные доходы, инвестиционные и эксплуатационные расходы, их структура по источниками финансирования, размеры и сроки финансовых поступлений в городского бюджета и внебюджетных фондов.

Итак, специфика  бизнес-плана состоит в том, что  это комплексный документ, который отражает все основные аспекты предпринимательского проекта. В нем рассматривается немало проблем, которые могут возникнуть во время деятельности, определены способы решения этих проблем.

Принципы управления с помощью бизнес-плана предусматривают необходимость учет в процессе разработки многих специфических факторов, влияют на содержание бизнес-плана, среди них можно выделить следующие:

• состояние  внешней среды предприятия;

• масштаб бизнеса;

• количество бизнес-линий;

• характеристики продукции (потребительский или  инвестиционный товар,

традиционный  или инновационный продукт);

• источники  финансирования (собственный, заемный, паевой капитал, смешанное финансирования);

• специфические  отраслевые особенности.

Закономерно, что  структура бизнес-плана не может  быть одинаковой во всех случаях, поскольку на его содержание влияет много различных факторов, но процесс формирования структуры бизнес-планов имеет много общего. В частности, в структуре любого бизнес-плана можно выделить:

 • описание ключевых, важнейших аспектов будущего бизнеса, описание состояния всех компонентов менеджмента, которого стремится достичь предприниматель;

• количественно  охарактеризованы меры, которые предполагается принять для достижения поставленных целей;

• обобщение  результатов расчетов с помощью финансовых показателей, которые и становятся основными критериями оценки привлекательности конкретного предпринимательского проекта.

 

 

    1. Задачи, цели, содержание бизнес плана.

Бизнес-план служит двум основным целям:

  • Он даёт инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект.
  • Служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект.

Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

  • определить конкретные направления деятельности фирмы,
  • целевые рынки и место фирмы на этих рынках;
  • сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию и тактику их достижения.
  • определить лиц, ответственных за реализацию стратегии; выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые будут предложены фирмой потребителям.
  • оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;
  • выявить соответствие имеющихся кадров фирмы, условий мотивации их труда предъявляемым требованиям для достижения поставленных целей;
  • определить состав маркетинговых мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;
  • оценить финансовое положение фирмы и соответствие имеющихся финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей; предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому выполнению бизнес-плана.

Бизнес-план помогает дать ответы предпринимателю на следующие  вопросы:

  • какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
  • каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги и как он будет изменяться;
  • какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес-проекта;
  • сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надёжных поставщиков;
  • каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
  • какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на неё повлияют конкуренты;
  • какими могут быть общие доходы и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
  • каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить.

Информация о работе Бизнес-план как составная функционирования предприятия