Бизнес- план: понятия, функции, содержание и структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 12:13, реферат

Описание работы

Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выводу на рынок новых видов товаров и услуг, а также для оценки перспектив бизнеса при его создании. Достичь успеха в бизнесе можно даже не имея бизнес-плана (многие сегодняшние успешные предприниматели начинали свое дело интуитивно, на ходу постигая азы ведения бизнеса). Однако соответствующий бизнес-план поможет систематизировать и оценить риски, преимущества и недостатки проекта. В конечном итоге это может сэкономить много сил и ресурсов, которые всегда ограничены, особенно во время экономического кризиса.

Работа содержит 1 файл

Бизнес.docx

— 15.60 Кб (Скачать)

Бизнес-планы в  основном предназначаются для того, чтобы способствовать выводу на рынок  новых видов товаров и услуг, а также для оценки перспектив бизнеса при его создании. Достичь  успеха в бизнесе можно даже не имея бизнес-плана (многие сегодняшние  успешные предприниматели начинали свое дело интуитивно, на ходу постигая азы ведения бизнеса). Однако соответствующий  бизнес-план поможет систематизировать  и оценить риски, преимущества и  недостатки проекта. В конечном итоге  это может сэкономить много сил  и ресурсов, которые всегда ограничены, особенно во время экономического кризиса.  

Что такое бизнес-план? 

Бизнес-план как понятие  сравнительно недавно вошел в  лексикон российского бизнес-сообщества. Сегодня все еще лишь немногие предприниматели четко представляют себе его назначение. Наиболее адаптивным к нашей действительности определением бизнес-плана служит следующее: бизнес-план – это краткое, точное, доступное  и понятное описание предполагаемого  бизнеса, важнейший инструмент при  рассмотрении большого количества различных  ситуаций, позволяющих выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижении.  

Функции бизнес-плана 

1.    бизнес-план  для обоснования нового дела, задачи такого плана – выявить  основные аспекты будущего дела, проанализировать проблемы, с которыми  придется столкнуться определить  способы их решения. 

2.    бизнес-план  для действующего предприятия,  который поможет разобраться  в перспективах роста бизнеса,  оценить их и предвидеть основные  возможные проблемы в будущем,  а также контролировать текущие  операции.

3.    бизнес-план  как формальный юридический документ, с помощью которого предприятие  получает инвестирование.  

Бизнес-план дает «возможность определить пути и способы достижения разных целей, максимально использовать конкурентные преимущества предприятий, предотвратить ошибочные действия, отследить новые тенденции в  экономике, технике, технологии использовать их для своей деятельности, доказать и демонстрировать обоснованность, надежность и реализуемость проекта, смягчить влияние разных сторон предприятия, определить потребность в капитале и денежных средствах, своевременно принять защитные меры против разного  рода рисков, полнее использовать инновации  в своей деятельности, объективнее  оценить результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия, обосновать стратегию проекта».  

Так, мы примерно определили основные особенности бизнес-плана. Однако стоит озадачится следующим  вопросом: а так ли уж необходим  бизнес-план в действительности, ведь жили же наши предприятия в советский  период без всяких бизнес-планов. На самом деле, большинство специалистов утверждает, что бизнес-план в нашей  зарождающейся (или скорее встающей на ноги) рыночной экономике не просто нужен, а даже необходим.  

Во-первых, бизнес-план позволяет объективно, беспристрастно оценить деловой проект в целом. Во-вторых, в законченном виде бизнес-план представляет собой руководящий  документ, обеспечивающий эффективность  управления и функционирования предприятия. В-третьих же, он позволяет незнакомым с предприятием потенциальных партнерам  лучше понять цели и особенности  предприятия и привлечь дополнительные ресурсы. конечно, эти причины составления  бизнес-планов подходят для всех предприятий. Однако, нам было бы долее интересно  посмотреть на возможность интегрирования бизнес-плана в нашу действительность.  

Позиция, отрицающая целесообразность разработки развернутого бизнес-плана, хорошо закрепилась в  российском бизнесе, хотя она значительно  усложняет процессы внутри отечественного и международного бизнеса. Основной причиной неповсеместного принятия необходимости бизнес-плана несознание значения системного и комплексного планирования, которым и является бизнес-план.

А учитывая то, что  российская экономика по сегодняшний  день находится в стадии кризиса, мы должны принять, что бизнес-план особенно необходим, ведь он позволяет  легче преодолеть, связанные с  ситуацией проблемы:  

•    нестабильность экономики;

•    дефицит  и ограниченность ресурсов;

•    инфляция и возрастание стоимости проекта;

•    усиление конкуренции;

•    социальные проблемы и требования;

•    требования потребительского рынка;

•    возрастающие требования к качеству продукта.  

Составление бизнес-плана  актуально как никогда! 

Поэтому овладение  наукой составления бизнес-плана  в современных условиях стало  как никогда актуально. Во-первых, в нашей стране существует слой предпринимателей, не имеющих опыта как своего, так  и своих предшественников в управлении в условиях рыночной системы. К тому же, меняющиеся экономические условия по-новому требуют от руководителей ставить и решать задачи.

Российское законодательство не закрепляет обязательные разработки бизнес-планов, зато на сегодняшний  день принято значительное количество указов и других актов, которые формулируют  деловую среду предпринимательства. Поэтому стоит понадеяться, что  в скором будущем у нас, как  и в других государствах, составление  бизнес-плана станет законной необходимостью.  

Экономическая и  социальная ситуация, в которой работают российские предприятия, часто не позволяет  им непосредственно использовать зарубежные методические разработки при составлении  бизнес-план, поэтому необходима их адаптация к реальным хозяйственным, социальным, правовым и другим условиям нашей страны. Наверное, эта необходимость  и стала причиной столь разных понятий бизнес-плана и его  структуры. Тем не менее, нам все  же нужно ознакомиться с основными  представлениями о структуре  бизнес-плана.  

Содержание бизнес-плана  предприятия 

Конечно, все источники  указывают в структуре и наличие  титульного листа, и меморандума  о конфиденциальности, но мы сочтем это не принципиально значимыми  частями, поэтому перейдем к более  существенным подробностям.  

Бизнес-план должен содержать резюме и описание отрасли  или «изложение цели и сводку по деятельности предприятия, что в  принципе, равнозначно. Одни авторы считают, что бизнес-план должен содержать  подразделы «Предприятие» (описание предприятия, рынок сбыта, конкурентная среда, управление, кадры); «Финансовые сведения» (источники  финансирования перечень основных средств, баланс, анализ безубыточности планируемы доходы, анализ отклонения…); «Вспомогательные документы». Другие же не выделяют таких  подразделов, однако, выделяют схожие пункты: выбор деятельности, производственный план, оргструктура предприятия, финансовый план и бюджет, анализ рисков, приложения.  

Также некоторые  выделяют такие пункты бизнес-плана, как «План маркетинга», «Стратегия бизнеса», «Юридический план». Как уже  было отмечено, все примерные структуры  бизнес-плана схожи, однако мы советуем придерживаться нижеследующей структуры, так как считаем ее наиболее подходящей и полной.  

Структура бизнес-плана 

•    резюме – краткое описание проекта, бизнес-идея, программное заявление фирмы;

•    описание направления деятельности – современное  состояние целевой сферы бизнеса;

•    описания товара (услуги) – качественные и  технические характеристики товара;

•    анализ рынка и продвижение товара –  предполагаемые объемы продаж, пути достижения целей, сегменты целевого рынка и  их анализ, способы продвижения товара на рынок;

•    конкурентная стратегия – сведения о конкурентах  и уровень конкуренции на целевом  рынке, анализ возможных действий конкурентов  и контрмеры к ним, конкурентная стратегия предприятия;

•    план производства – обоснование потенциальных  издержек;

•    система  управления – структура управления организации, сферы и уровни власти, ответственности и прав принятия решений;

•    кадры  и управление ими – кадровая политика предприятия, особенности взаимоотношений  с кадрами, мотивации и т.п.;

•    оценка риска и страхование – система  управления возможными рисками;

•    финансовый план- выражение всех предыдущих пунктов  в цифрах.  

Эта структура бизнес-плана  отражает наиболее значимые части для  будущего проекта.

Информация о работе Бизнес- план: понятия, функции, содержание и структура