Акционерное общество

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2012 в 19:55, реферат

Описание работы

Акционерное общество (АО) - это коммерческая организационно-правовая форма объединения, образованного путем добровольного соглашения юридических и физических лиц (в том числе иностранных), объединивших свои средства и выпустивших в обращение акции с целью получения прибыли.
Наиболее сложную внутреннюю систему функционирования имеют финансы акционерных обществ. Акционерные общества объединяют широкий круг юридических и физических лиц - акционеров. Соблюдение прав акционеров - одно из условий финансовой деятельности акционерных обществ. Имущество АО формируется за счет продажи акций в форме открытой либо закрытой подписки, полученных доходов и иных источников.

Содержание

Введение
Уставный капитал акционерного общества_________________________4
Фонды денежных средств: состав, структура, факторы формирования___12
Прибыль акционерного общества и особенности ее распределения______18
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

мал.бизнес.docx

— 183.89 Кб (Скачать)

Валютный  фонд  формируется  на  предприятиях,  получающих   валютную выручку от экспортных операций и для импортных операций. Этот фонд не  имеет самостоятельного  целевого  значения.  Он  выделяется  постольку,  поскольку операции в валютой имеют свои  особенности.  В этих  целях предприятием  в коммерческих банках, имеющих лицензию  Центрального  Банка,  для  проведения валютных операций открываются валютные счета. Вторая группа денежных фондов – это фонды привлеченных  средств.  Они имеют двойственных характер. С одной стороны,  эти средства  находятся в обороте предприятия, а с другой – они принадлежат его работникам  (дивиденды и фонд потребления). Подтверждает их двойственность то,  что,  во-первых,  в балансе предприятия они находятся в пятом разделе  пассива,  то  есть  среди краткосрочных  обязательств,  а  во-вторых,  при  некоторых   расчетах   они исключаются из обязательств предприятия. Фонд потребления денежный фонд, образуемый  за  счет  чистой  прибыли предприятия, представляющий собой совокупность  прямых  и  косвенных  выплат работникам  предприятия  независимо  от  их  организационно-правовой   формы собственности. По профессора М.Г.  Лапусты,  фонд  потребления предназначен для выплаты  дивидендов,  для  уплаты  в  ряде  случаев  штрафов,  пени,  за нарушения по вине предприятия.  Начисление  оплаты  труда  работников  автор выделяет в отдельный оперативный фонд.  А  по  мнению  С.В.  Рыжикова,  В.Г. Золотогорова и В.С. Рыжикова,  фонд  оплаты  труда входит  в состав  фонда потребления.

Третья  группа  денежных  фондов  предприятия  –  это  фонды  заемных средств.  В  условиях  рыночной  экономики  ни  одно  предприятие  не  может обходиться  без  заемных  средств.  Многообразие  фондов  дает   возможность использовать  их  в  различных  ситуациях.  Заемные  средства  в  нормальных экономических условиях способствуют  повышению  эффективности  производства. Заемные средства  –  часть  оборотных  средств,  полученных  предприятием  в порядке краткосрочного  банковского  кредита.  Их  наличие  обуславлива6ется тем,  что  собственные  средства  покрывают  лишь  минимальную   потребность предприятия, необходимую для  нормального  осуществления  его  деятельности. Дополнительная потребность, возникающая  в  связи  с  перевыполнением  плана производства, задержкой в отправке готовой продукции, неравномерностью  хода производства  или  поставок  сырья,  носит  временный   характер   и   может покрываться краткосрочными кредитами банков. Кредит – ссуда в  денежной  или натуральной форме, предоставляемая одним юридическим или физическим лицом  – кредитору, другому лицу – заемщику.

К  заемным  средствам  кроме  кредитов  относят  лизинг.   Лизинг   – пользование  юридическим  или  физическим  лицом   не   принадлежащими   ему средствами труда вместо приобретения их в свою собственность; одна  из  форм кредитования товаров длительного пользования. Факторинг является разновидностью  посреднической  деятельности,  при которой  фирма-посредник  (факторинговая  компания)  за  определенную  плату получает  от  предприятия  право  взыскивать  и  зачислять   на   его   счет причитающиеся  ему  от  покупателей   суммы   денег   (право   инкассировать дебиторскую  задолженность).  Одновременно  с   этим   посредник   кредитует оборотный капитал клиента и принимает  на  себя  его  кредитный  и  валютный риски.

Оперативные денежные фонды  предприятия, образующие  четвертую  группу денежных фондов, создаются  им  периодически.  Эти  фонды  денежных  средств могут создаваться на всех предприятиях. К ним  относят  фонд  оплаты  труда, фонд для платежей в бюджет, фонд  для  освоения  новой  техники,  отчислений вышестоящей организации.  Павлова Л.Н. выделяет еще один фонд – фонд возмещения, обеспечивающий покрытие затрат на простое воспроизводство и начисление износа. Сюда  входят арендная плата  и амортизационные  отчисления.  С  точки  зрения  профессора Лапусты М.Г., фонд возмещения входит в состав инвестиционного фонда. Таким  образом,  несмотря  на  противоречия  мнений,  все  авторы   и экономисты выделяют основные фонды денежных средств:  уставный,  добавочный, резервный капиталы, фонды потребления и накопления, фонд заемных средств.  А предприятия в процессе своей деятельности могут создавать и другие  денежные фонды для финансирования различных операций.

 

3.Прибыль акционерного общества и особенности ее распределения

 

Согласно Статье 50 ГК РФ, юридические  организации могут быть коммерческие и некоммерческие. Целью некоммерческих организаций является решение социальных задач (благотворительность, образование, медицина, здравоохранение, охрана окружающей среды и др.). Коммерческие организации  преследуют основную цель - извлечение прибыли.

Прибыль является основной целью организаций. Сложно однозначно определить экономическую  сущность прибыли. На практике она представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции (товаров, услуг) и затратами (издержками) на их производство и реализацию. В теоретическом  плане можно рассмотреть подходы  к определению экономической  природы прибыли.

Карл Маркс в своем трактате «Капитал» писал, что прибыль - это превращенная форма прибавочной стоимости. Он это объяснял следующим образом. Прибавочная стоимость представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства. Он своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница становится интересной держателю капитала, и на ее основе он организует свою экономическую деятельность. В буржуазном обществе присвоение труда уже не принимает особого значения, а прибыль выступает как результат издержек производства, и движение авансированного капитала. Таким образом, можно сделать вывод, что К.Маркс определял прибыль, как результат эксплуатации наемного труда капиталом.

Современные экономисты рассматривают  прибыль как доход от использования  всех факторов производства - труда, земли, капитала. Но в этом понимании прибыль  не может иметь единую экономическую природу ввиду разных источников ее формирования. Прибыль может быть как плата за услуги предпринимательской деятельности, как плата за риск, за талант и новаторство, за внешние данные, за творчество и др. Доход могут получать владельцы капитала, земли, которые сами в экономической деятельности не участвуют. И скорее можно сказать, что во всех этих случаях прибыль определяется, как вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать.

За каждым фактором производства стоят  конкретные люди и группы людей. И  если всякое экономическое благо  есть результат взаимодействия факторов производства, то можно сказать, что  все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим  трудом в создании благ и новой  стоимости. Разница лишь в том, что  одни участвуют сегодняшним живым  трудом, а другие прошлым, воплощенным  в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом  трудовых усилий целого ряда поколений. Всякое экономическое благо есть в конечном счете продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности.

Для АО любого типа прибыль имеет  важнейшее значение, это основная цель при возникновении и дальнейшей экономической деятельности общества. Без прибыли невозможно было бы не только развитие общества в современных  условиях, но и его возникновение, поскольку акционеры приобретают  акции, рассчитывая на хорошие дивиденды  по ним из планируемой прибыли. Конечно, помимо получения прибыли, у АО существуют другие цели, такие как участие  в общественном производстве и в  развитии экономики страны. Но АО создают  предприниматели (учредители), которым  необходимо удовлетворить не только потребность в самореализации, творческой деятельности, но им также важно  получить доход от результатов их умственного и физического труда. Поэтому прибыль для АО необходима для их дальнейшего существования  и развития.

Прибыль - это один из наиболее важных показателей финансовых результатов  хозяйственной деятельности субъектов  предпринимательства (организаций  и предпринимателей). Ее значение велико:

  • это основной источник финансовых ресурсов организаций, позволяющий ей развиваться и расширять производственную и иные виды деятельности;
  • источник для выплаты дивидендов по акциям;
  • источник материального поощрения и других социальных благ для сотрудников;
  • источник формирования бюджетов разных уровней;
  • это показатель, по которому кредиторы оценивают платежеспособность предприятия, инвесторы могут судить о целесообразности инвестиций, а поставщики - о платежеспособности предприятия.

Прибыль определяется как разность между выручкой (валовым доходом) от производства и реализации продукта хозяйственной деятельности (выполнения работ, оказания услуг) и суммой затрат (валовыми расходами) факторов производства на эту деятельность в денежном выражении, что представляет собой форму  себестоимости продукта. Прибыль  возникает только в том случае, когда валовой доход превышает  валовые расходы. И здесь прибыль  как экономическая категория  отражает чистый доход, созданный в  процессе хозяйственной и коммерческой деятельности в сфере материального  производства

Прибыль выполняет следующие функции:

1. стимулирующая - прибыль способствует  расширению производства, социальному  развитию, материальному поощрению  сотрудников организации, она  оказывает стимулирующее воздействие  на повышение эффективности финансово-хозяйственной  деятельности организации;

2. контрольная - прибыль является  важным показателем, характеризующим  финансовый результат деятельности  организации; сам факт, что организация  имеет прибыль, говорит о его  эффективной деятельности;

3. фискальная - прибыль является  источником формирования бюджетных  ресурсов и внебюджетных фондов.

Прибыль образуется в результате реализации созданной продукции (выполнения работ, оказания услуг). Ее величина зависит  от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых  на продукцию (работы, услуги), себестоимости  продукции, а также от того, насколько  уровень издержек соответствует  необходимым затратам. Также важными факторами, влияющими на величину прибыли, являются: 1) проведение эффективных коммерческих работ - умение создавать наиболее выгодные условия для реализации продукции (организация маркетинга, рекламы, поиск хороших каналов сбыта, формирование ценовой и товарной политики и т.д.); 2) уровень издержек при производстве и реализации продукции (зависит от эффективности организации труда и производства, выбранной технологии производства, технической оснащенности предприятия и др.).

Мировая практика свидетельствует, что  в условиях рыночных отношений существует два основных источника формирования прибыли:

Первый источник - это монопольное  положение предприятия по выпуску  той или иной продукции или  уникальности продукта. Поддержания  этого источника на относительно высоком уровне предполагает проведение постоянного усовершенствования продукта. Здесь следует учитывать такие  противодействующие силы, как антимонопольную  политику государства и растущую конкуренцию со стороны других предприятий  Кодацкий В.П. Второй источник связан с производственной и предпринимательской деятельностью, поэтому касается практически всех предприятий и организаций. Эффективность его использования зависит от знания конъюнктуры рынка и умения постоянно адаптировать под нее развитие производства. Здесь, по сути, все сводится к маркетингу. Величина прибыли в данном случае зависит Там же, стр.28.:

1) от правильности выбора производственной  направленности предприятия по  выпуску продукции (выбор продуктов,  пользующихся стабильным и высоким  спросом);

2) от создания конкурентоспособных  условий продажи своих товаров  и оказания услуг (цена, сроки  поставок, обслуживание покупателей,  послепродажное обслуживания и  т.д.);

3) от объемов производства (чем  больше объем продаж, тем больше  масса прибыли);

4) от ассортимента продукции  и снижения издержек производства.

Однако получение прибыли в  условиях рынка всегда связано с  риском - над организацией постоянно  висит угроза потерять вложенный  капитал целиком или частично. Именно поэтому в теории и на практике используется понятие «предпринимательская прибыль», которая по своей величине должна быть больше, чем процент, получаемый по вкладам в банках.

В АО прибыль формируется, во-первых, в зависимости от самого рода деятельности общества - производит ли оно продукцию, оказывает какие-либо услуги, или  это посредническая организация. Во-вторых, как было выше сказано, прибыль зависит  от многих факторов (условия реализации, объема производства, снижения издержек, маркетинговой политики и т.д.)

АО, как и любая другая организация, имеет свои доходы и расходы, которые  определяются при разработке финансового  плана.

Доходы организации - это увеличение экономических выгод в результате поступления активов, и/или погашение  обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением  уставных вкладов участников или  акционеров.

Расходы организации - это уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества и т.д.), и/или  возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этого предприятия, за исключением уменьшения уставных вкладов по решению участников, акционеров.

Доходы и расходы организации  делятся на:

- на доходы и расходы от  обычных видов деятельности;

- операционные доходы и расходы;

- внереализационные доходы и расходы;

- чрезвычайные доходы и расходы.

Итак, организация реализует продукцию (работы, услуги) и получает выручку. За вычетом затрат на производство и реализацию, в случае превышения доходов над расходами, образуется прибыль.

Изначально это балансовая прибыль. Она включает в себя 1) прибыль  от продаж; 2) результат от операций с имуществом и финансовой деятельности; 3) результат от внереализационных операций. Балансовая прибыль рассчитывается: прибыль от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализационные расходы (затраты на производство, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.). Балансовая прибыль - это общая прибыль отчетного периода.

Информация о работе Акционерное общество