Внутренний долг Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30

Работа содержит 1 файл

курсовая внутренний долг.docx

— 71.87 Кб (Скачать)



 

 

Рис. 6. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд. руб.) [10]     

На 3 апреля 2006 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных  бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда  как по состоянию на 1 января 2005 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким  образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн . руб.

За 2006 год  доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ  с переменным купонным доходом отсутствовали  на рынке внутреннего долга, при  этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с  фиксированным купонным доходом  снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост  удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего  долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности  выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.

Сальдо  привлечения государственных ценных бумаг на внутреннем рынке в 2006 году составило 131,7 млрд. руб. (в 2005 году - 98,1 млрд. руб.). Объем государственного внутреннего долга Российской Федерации  на конец 2006 года достиг 1063 млрд. руб., из них 1028 млрд. руб. - долг, выраженный в  государственных ценных бумагах.

По состоянию  на 1 октября 2007 года объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 272,1 млрд. рублей (1,2% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 106,5 млрд. рублей (0,5% ВВП).

 

Таблица 3

Структура внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных  ценных бумагах, на 1октября 2007 года.

Вид долгового обязательства

Объем долга, млрд. рублей

Доля, в общем объеме, %

Всего, внутренний долг, выраженный в  ценных бумагах, в том числе:

1227,2

 

ОФЗ-ПД

281,2

22,9

ОФЗ-ФК

51,4

4,2

ОФЗ-АД

799,1

65,1

ГСО-ППС

10,4

0,8

ГСО-ФПС

85

6,9


[10]

Объем государственного внутреннего долга по состоянию  на 1 октября 2007 года составил 1263,9 млрд. рублей. Из них, долг, выраженный в государственных  ценных бумагах – 1 227,2 млрд. рублей. За 3 квартал объем увеличился на 68,8 млрд. рублей.

Расходы по обслуживанию долга составили  в январе 2008 года 11,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП, аналогично показателю прошлого года. Из них 5,3 млрд. руб. было направлено на обслуживание внутреннего долга (в прошлом году – 3,6 млрд. руб.) Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 26,8 млрд. рублей (1,1% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме менее 1 млн. рублей.

Объем государственного внутреннего долга за 2007 год увеличился на 236,3 млрд. руб., или на 22,2%, и по состоянию  на 1 января 2008 года составил 1301,15 млрд. руб. при верхнем пределе, установленном  Федеральным законом «О федеральном  бюджете на 2007 год» в сумме 1363,26 млрд. руб. При этом в 2007 году объем внутреннего  госдолга превысил объем госдолга внешнего. Отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января текущего года составило 3,94% против 3,96% на 1 января 2007 года.

В структуре  внутреннего государственного долга  на 1 января 2008 года государственные  ценные бумаги составили 1248,85 млрд. руб. (96% от общего объема), что на 220,8 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года, государственные гарантии – 46,7 млрд. руб. (3,6%), что на 15,5 млрд. руб. больше, чем на 1.01.2007. [10]

В составе  государственных ценных бумаг основной удельный вес занимают облигации  федерального займа с амортизацией долга – 64,7% (807,6 млрд. руб.), облигации  федерального займа с постоянным купонным доходом – 23,1% (288,4 млрд. руб.). Объем облигаций федерального займа  с фиксированным купонным доходом  снизился до 51,4 млрд. руб. (4,1 процента).

В соответствии с программой государственных внутренних заимствований на 2007 год Минфин России продолжил эмиссию государственных  сберегательных облигаций (49 млрд. руб. в 2007 году).

Доля  государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общем объеме государственного внутреннего долга составила 80,5% против 82,2% по состоянию на 1 января 2007 года. [8]

 

Таблица 4

Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб [10]

Вид долгового обязательства

ОФЗ-ПД

ОФЗ-АД

ГСО-ППС

ГСО-ФПС

ОВОЗ*

Итого внутренний долг

01.01.2011

1338,592

815,6

175,42

132

-

2461,6

01.01.2011

1334,822

815,6

175

132

-

2457,4

01.03.2011

1498,114

800,1

175

132

-

2605,2

01.04.2011

1599,452

800,1

175

132

40

2746,5

01.05.2011

1670,969

800,1

175

132

40

2818,1

01.06.2011

1704,219

800,1

205,5

132

90

2931,8

01.07.2011

1782,127

800,1

320,5

132

90

3124,7

01.08.2011

1819,575

800,1

391,15

132

90

3232,8

01.09.2010

1844,86

784,6

391,15

132

90

3242,6

01.10.2011

1819,339

1080

421,15

132

90

3542,1

01.11.2011

1829,063

1080

421,15

132

90

3551,8


 

Научиться правильно управлять государственным  долгом — одна из главных задач  современной России. Выполнение этой задачи станет предпосылкой постепенному переходу к экономическому росту. Государство  не должно вовлекать все свободные  денежные ресурсы общества в сферу  бюджетного перераспределения, соответственно доходность государственных займов и государственных ценных бумаг  не должна превышать эффективности  реального сектора и других секторов финансового рынка. Реструктуризация и упорядочение государственного долга  помогут встать России на путь экономического подъема.

 

3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

3.1 Принципы и задачи по управлению  государственным  долгом

Управление  государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых  государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и  условий размещения и погашения  государственных займов, а также  обеспечению гармонизации интересов  заемщика, инвесторов и кредиторов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.

Управление  и обслуживание внутреннего долга  РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при  Министерстве финансов РФ. Все затраты  по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.

В управлении государственным долгом страны можно  выделить следующие основные принципы:

безусловности – обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;

единства  – учет в процессе управления государственным  долгом всех видов обязательств, эмитированных  правительством РФ;

снижения  рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;

оптимальности структуры – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;

сохранения  финансовой независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;

гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:

  • удержание величины внутреннего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя долговых обязательств без значительного ущерба для финансирования программ социально-экономического развития;
  • минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;
  • поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;
  • обеспечение своевременного возврата государственных кредитов и уплаты процентов по ним;
  • разнообразие долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов.

В условиях невозможности для государства  по каким-либо причинам обеспечить погашение  займов и выплат процентов по ним  могут быть приняты решения о  новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашений займов или аннулировании  государственного долга.

Новация – соглашение между заемщиком  и кредиторами по замене обязательства  по указанному финансовому кредиту  другим обязательством.

Унификация  – это решение государства  об объединении нескольких ранее  выпущенных займов. При этом облигации  и сертификаты ранее выпушенных займов подлежат обмену на облигации  и сертификаты нового займа.

Конверсия – это одностороннее изменение  доходности займов, т.е. государство  объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.

Консолидация  – это изменение условий обращения  займов в части срока их погашения, т.е. решение о переносе даты выплаты  по обязательствам на более поздний  срок.

Отсрочка  погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства  от выплаты доходов по займам. Аннулирование государственного долга – это отказ государства всех обязательств по ранее выпущенным займам. Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних гарантий.[8]

 

3.2 Пути решения проблем управления  государственным долгом Российской Федерации

Существуют  два основных пути решения: - усиление административного контроля за финансовыми  потоками, дополненное ужесточением законодательства и осуществление  системных институциональных изменений, создающих благоприятный инвестиционный климат.

  • Первый путь - это осуществление административных мер против стандартных схем нелегального вывоза капитала - занижения экспортных цен, невозврата валютной выручки, фиктивных импортных контрактов с авансовой оплатой и завышенными ценами, коррупции на таможне, расчетов через оффшоры.
  • Второй путь для России предпочтительнее. Меры по укреплению доверия к российской экономике должны включать в себя: улучшение налоговой системы и налогового администрирования; сбалансированность бюджета; обеспечение надежной работы банковской системы; защиту прав кредиторов и инвесторов; прозрачность финансовой отчетности всех предприятий и организаций; борьба с преступностью и коррупцией, резкое улучшение работы прокуратуры и судебной системы; строгое соблюдение федеральных законов на всей территории РФ, прекращение произвола и избирательных привилегий со стороны региональных и местных властей. [7]

Россия  может продержаться максимум год  без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов,  без  новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки  платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного  гаранта платежеспособности, поскольку  нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический  рост, за счет которого и может пополняться  доходная часть бюджета, можно оставить.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данном курсовом проекте были изучены теоретические вопросы о государственном долге, проанализированы особенности, и состав внутреннего долга России, а также рассмотрены основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявлены пути их решения. Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства.

Участие в формировании политики государственных  заимствований и ее практической реализации требует от государственных  служащих специальных знаний. Не менее  важно научиться пользоваться информацией  об условиях выпуска и обращения  государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных  операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести  убытки.

Информация о работе Внутренний долг Российской Федерации