Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 12:44, курсовая работа
Цель курсового проекта – исследовать состав, структуру и динамику развития внутреннего государственного долга России.
На основе цели в курсовой работе поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы вопроса о государственном долге, а именно его понятие, виды и формы;
- проанализировать особенности и состав внутреннего долга России;
- рассмотреть основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявить пути их решения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ
1.1 Государственный долг: понятие, сущность и его формы…….………...4
1.2 История возникновения государственного долга России……………...7
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ
2.1 Основные особенности внутреннего долга России и его
современное состояние…...………………………………………………..11
2.2 Состав внутреннего государственного долга России………………….16
2.3 Анализ структуры и динамики внутреннего долга России…………..17
3. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
3.1 Принципы и задачи по управлению государственным долгом……...23
3.2 Пути решения проблем управления государственным долгом РФ…24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...30
Рис. 6. Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах (млрд. руб.) [10]
На 3 апреля 2006 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2005 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн . руб.
За 2006 год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
Сальдо
привлечения государственных
По состоянию на 1 октября 2007 года объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 272,1 млрд. рублей (1,2% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме 106,5 млрд. рублей (0,5% ВВП).
Таблица 3
Структура внутреннего долга Российской Федерации, выраженного в государственных ценных бумагах, на 1октября 2007 года.
Вид долгового обязательства |
Объем долга, млрд. рублей |
Доля, в общем объеме, % |
Всего, внутренний долг, выраженный в ценных бумагах, в том числе: |
1227,2 |
|
ОФЗ-ПД |
281,2 |
22,9 |
ОФЗ-ФК |
51,4 |
4,2 |
ОФЗ-АД |
799,1 |
65,1 |
ГСО-ППС |
10,4 |
0,8 |
ГСО-ФПС |
85 |
6,9 |
[10]
Объем государственного внутреннего долга по состоянию на 1 октября 2007 года составил 1263,9 млрд. рублей. Из них, долг, выраженный в государственных ценных бумагах – 1 227,2 млрд. рублей. За 3 квартал объем увеличился на 68,8 млрд. рублей.
Расходы по обслуживанию долга составили в январе 2008 года 11,9 млрд. рублей или 0,5% ВВП, аналогично показателю прошлого года. Из них 5,3 млрд. руб. было направлено на обслуживание внутреннего долга (в прошлом году – 3,6 млрд. руб.) Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке, составил 26,8 млрд. рублей (1,1% ВВП) при затратах на погашение обязательств в объеме менее 1 млн. рублей.
Объем государственного внутреннего долга за 2007 год увеличился на 236,3 млрд. руб., или на 22,2%, и по состоянию на 1 января 2008 года составил 1301,15 млрд. руб. при верхнем пределе, установленном Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2007 год» в сумме 1363,26 млрд. руб. При этом в 2007 году объем внутреннего госдолга превысил объем госдолга внешнего. Отношение объема государственного внутреннего долга к ВВП на 1 января текущего года составило 3,94% против 3,96% на 1 января 2007 года.
В структуре внутреннего государственного долга на 1 января 2008 года государственные ценные бумаги составили 1248,85 млрд. руб. (96% от общего объема), что на 220,8 млрд. руб. больше, чем на 1 января 2007 года, государственные гарантии – 46,7 млрд. руб. (3,6%), что на 15,5 млрд. руб. больше, чем на 1.01.2007. [10]
В составе государственных ценных бумаг основной удельный вес занимают облигации федерального займа с амортизацией долга – 64,7% (807,6 млрд. руб.), облигации федерального займа с постоянным купонным доходом – 23,1% (288,4 млрд. руб.). Объем облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом снизился до 51,4 млрд. руб. (4,1 процента).
В соответствии
с программой государственных внутренних
заимствований на 2007 год Минфин России
продолжил эмиссию
Доля государственных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, в общем объеме государственного внутреннего долга составила 80,5% против 82,2% по состоянию на 1 января 2007 года. [8]
Таблица 4
Государственный внутренний долг Российской Федерации, выраженный в государственных ценных бумагах, млрд. руб [10]
Вид долгового обязательства |
ОФЗ-ПД |
ОФЗ-АД |
ГСО-ППС |
ГСО-ФПС |
ОВОЗ* |
Итого внутренний долг |
01.01.2011 |
1338,592 |
815,6 |
175,42 |
132 |
- |
2461,6 |
01.01.2011 |
1334,822 |
815,6 |
175 |
132 |
- |
2457,4 |
01.03.2011 |
1498,114 |
800,1 |
175 |
132 |
- |
2605,2 |
01.04.2011 |
1599,452 |
800,1 |
175 |
132 |
40 |
2746,5 |
01.05.2011 |
1670,969 |
800,1 |
175 |
132 |
40 |
2818,1 |
01.06.2011 |
1704,219 |
800,1 |
205,5 |
132 |
90 |
2931,8 |
01.07.2011 |
1782,127 |
800,1 |
320,5 |
132 |
90 |
3124,7 |
01.08.2011 |
1819,575 |
800,1 |
391,15 |
132 |
90 |
3232,8 |
01.09.2010 |
1844,86 |
784,6 |
391,15 |
132 |
90 |
3242,6 |
01.10.2011 |
1819,339 |
1080 |
421,15 |
132 |
90 |
3542,1 |
01.11.2011 |
1829,063 |
1080 |
421,15 |
132 |
90 |
3551,8 |
Научиться
правильно управлять
3.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
3.1
Принципы и задачи по
Управление государственным долгом представляет собой комплекс мер, предпринимаемых государством в лице его уполномоченных органов по определению мест и условий размещения и погашения государственных займов, а также обеспечению гармонизации интересов заемщика, инвесторов и кредиторов. Целью управления государственным долгом является оптимизация затрат, связанных с финансированием дефицита государственного бюджета.
Управление и обслуживание внутреннего долга РФ возложено на Центральный банк РФ и Федеральное казначейство при Министерстве финансов РФ. Все затраты по обслуживанию долга осуществляются за счет государственного бюджета.
В управлении государственным долгом страны можно выделить следующие основные принципы:
безусловности – обеспечение режима безусловного выполнения государством всех обязательств перед инвесторами и кредиторами, которые государство, как заемщик, приняло на себя при заключении договора заимствования средств;
единства – учет в процессе управления государственным долгом всех видов обязательств, эмитированных правительством РФ;
снижения рисков – размещение и погашение займов таким образом, чтобы максимально снизить влияние колебаний конъюнктуры мирового рынка капиталов и спекулятивных тенденций рынка ценных бумаг на рынок государственных обязательств;
оптимальности структуры – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств по срокам обращения и погашения;
сохранения финансовой независимости – поддержание оптимальной структуры долговых обязательств государства между инвесторами-резидентами и инвесторами-нерезидентами;
гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.
В процессе управления государственным долгом решаются следующие задачи:
В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть приняты решения о новации, унификации, конверсии, консолидации, отсрочке погашений займов или аннулировании государственного долга.
Новация – соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.
Унификация – это решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов. При этом облигации и сертификаты ранее выпушенных займов подлежат обмену на облигации и сертификаты нового займа.
Конверсия – это одностороннее изменение доходности займов, т.е. государство объявляет о снижении для кредиторов доходности по займам, полученным государством.
Консолидация
– это изменение условий
Отсрочка погашения займов – это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам. Аннулирование государственного долга – это отказ государства всех обязательств по ранее выпущенным займам. Ежегодно в законе о федеральном бюджете Федеральное Собрание и Президент РФ устанавливают: предельные объемы государственного внутреннего долга; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг; направления использования, условия предоставления и предельные размеры бюджетных кредитов (ссуд) юридическим лицам и субъектам РФ; верхние пределы государственных внутренних гарантий.[8]
3.2
Пути решения проблем
Существуют
два основных пути решения: - усиление
административного контроля за финансовыми
потоками, дополненное ужесточением
законодательства и осуществление
системных институциональных
Россия может продержаться максимум год без рефинансирования и реструктуризации своих внешних долгов, без новых займов на погашение старых, списания части долга и рассрочки платежа. Федеральный бюджет не приходится рассматривать в качестве основного гаранта платежеспособности, поскольку нагрузку в 12-15 млрд. долл. в год он не выдержит. В противном случае все надежды на экономический рост, за счет которого и может пополняться доходная часть бюджета, можно оставить.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном курсовом проекте были изучены теоретические вопросы о государственном долге, проанализированы особенности, и состав внутреннего долга России, а также рассмотрены основные проблемы по управлению государственным долгом РФ и выявлены пути их решения. Отношения, связанные с формированием внутреннего и внешнего долга, его погашением и обслуживанием, – это динамичная, быстро развивающаяся сфера экономической деятельности государства.
Участие в формировании политики государственных заимствований и ее практической реализации требует от государственных служащих специальных знаний. Не менее важно научиться пользоваться информацией об условиях выпуска и обращения государственных ценных бумаг многочисленным инвесторам – юридическим и физическим лицам. Инвесторы должны овладеть приемами выхода на рынок государственного долга, тонкостями механизма проведения отдельных операций с обязательствами государства. В противном случае можно не только не получить ожидаемого дохода, но понести убытки.