Виды и основные условия государственных внутренних займов

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 19:44, реферат

Описание работы

Государство было и остается одним из крупнейших участников правоотношений, связанных с использованием заемных средств. В России, как и в большинстве других стран, государственные займы используются не только для безэмиссионного финансирования государственного бюджета, но и для стимулирования инвестиций в различные сферы экономики, тем самым государственные займы прямо способствуют стабилизации российской экономики, которая является существенным фактором политической стабильности. Исследование общественн

Содержание

Введение 3
1. Государственные внутренние займы 4
1.1. Определение, назначение, классификация государственных займов 4
1.2. Определение, сущность, основные условия государственных внутренних займов 7
2. Универсальные федеральные займы 12
3. Специальные федеральные займы 15
Заключение 17
Список использованной литературы 18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Внутренние заимствования.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

     При выпуске государственных или  муниципальных ценных бумаг под  обособленное имущество, находящееся  в государственной или муниципальной  собственности, в соответствии с условиями эмиссии исполнение обязательств по таким ценным бумагам может осуществляться путем передачи в собственность владельцев этих государственных или муниципальных ценных бумаг имущества, явившегося обеспечением их выпуска.

     В случае исполнения обязательств по государственным или муниципальным ценным бумагам путем передачи имущества размер государственного или муниципального долга уменьшается на величину стоимости переданного имущества, а расходы на погашение долга учитываются в размере стоимости переданного имущества.

     Решение об эмиссии государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ или муниципальных ценных бумаг принимается соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного или муниципального долга.

     В решении об эмиссии государственных  или муниципальных ценных бумаг  отражаются:

    • сведения об эмитенте ценных бумаг;
    • объем и условия эмиссии;
    • способ исполнения обязательств по ценным бумагам.

     Политику  в области государственных заимствований  определяют законодательные органы власти Российской Федерации и субъектов  РФ. Они это делают в процессе рассмотрения и утверждения бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год. В частности, Федеральное собрание определяет источники финансирования дефицита федерального бюджета за счет государственных внутренних и внешних заимствований, предел государственных внешних заимствований по показателям источников внешнего финансирования дефицита бюджета, пределы предоставления государственных гарантий другим лицам на привлечение внутренних и внешних заимствований.

     Порядок выпуска, обращения и погашения  государственных ценных бумаг РФ, субъектов РФ, а также муниципальных ценных бумаг регулируется федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

     Заимствования, осуществляемые путем предоставления государственных или муниципальных  гарантий, учитываются в составе  государственного или муниципального долга. Они не являются источником финансирования дефицита бюджета. В расходы на обслуживание государственного или муниципального долга закладывается резерв на исполнение обязательств по гарантиям при наступлении гарантийного случая.

     В Российской Федерации действует  единая система учета и регистрации государственных заимствований РФ. Субъекты РФ, муниципальные образования регистрируют свои заимствования в Минфине РФ. Минфин РФ ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга РФ. Информация о заимствованиях и других обязательствах вносится эмитентом в Государственную долговую книгу РФ, субъекта РФ или муниципальную долговую книгу в течение 3 дней с момента возникновения соответствующего обязательства.

     Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу, передается органу, ведущему государственную долговую книгу соответствующего субъекта РФ, затем данная информация передается органу, ведущему Государственную долговую книгу РФ.

     В Государственную долговую книгу  РФ вносятся сведения об объеме долговых обязательств РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам, о дате эмиссии ценных бумаг, об исполнении обязательств полностью или частично, а также другая информация, состав которой устанавливается органом, осуществляющим ведение Государственной долговой книги РФ.

  1. Универсальные федеральные займы

     Государственные краткосрочные бескупонные  облигации – это облигации, выпускаемые Министерством финансов Российской Федерации на сроки до одного года (чаще всего на 6 месяцев). Они были вплоть до внезапного их замораживания общепризнанным лидером российского фондового рынка и вновь стали ими после того, как рынок оправился от последствий краха.

     Основные  Условия выпуска государственных  краткосрочных бескупонных облигаций Российской Федерации утверждены постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1993 г. № 107 «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (с изменениями от 27.09.94г. № 1105). Этими Условиями предусмотрено, что эмиссия ГКО осуществляется периодически в форме отдельных выпусков на срок до одного года.

     Государственные ценные бумаги, выпускаемые в виде срочных долговых обязательств, являются одним из инструментов управления государственным  долгом. Все облигации являются именными.

     Эмиссия облигаций осуществляется периодически в форме отдельных выпусков. Общий объем эмиссии ГКО определяется Минфином РФ в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. ГКО не изготавливается в документарной форме. Учет отдельных облигаций и соответственно их собственников осуществляется в виде записей по счетам «депо». Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Министерстве финансов РФ, второй в депозитарии.

     Каждый  выпуск производится, как правило, один раз в месяц. ГКО всех выпусков имеют одинаковую номинальную стоимость  – 100 тысяч рублей. Цены на облигации устанавливаются в процентах к номиналу с точностью до 0,01%. Облигации размещаются с дисконтом, то есть по цене ниже номинала. Такой способ выпуска позволяет удешевить обслуживание займа, а также избежать ряда проблем, связанных с изменением учётных ставок.

     Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации и ценой покупки. Так как доход по ГКО приравнен к доходу по процентам по государственным ценным бумагам, то он не облагается налогом.

     Облигации федерального займа – государственная именная купонная ценная бумага, имеющая срок обращения более 1 года и предоставляющая право владельцу на получение процентного дохода, начисляемого к номинальной стоимости облигаций, и суммы основного долга (номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента), выплачиваемого при погашении облигаций федерального займа.

     Эмитент облигаций федерального займа – Министерство финансов РФ от имени Российской Федерации. Эмиссия облигаций федерального займа осуществляется периодически в форме отдельных выпусков в соответствии с «Генеральными условиями выпуска и обращения облигаций федеральных займов», утвержденными Постановлением Правительства РФ (15 мая 1995).

     Общий объем эмиссии облигаций федерального займа определяется Минфином РФ в  пределах лимита государственного внутреннего  долга, устанавливаемого федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

     Облигации федерального займа выпускаются  в бездокументарной форме. Учет отдельных  облигаций и соответственно их собственников  осуществляется в виде записей по счетам депо. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом в 2-х экземплярах, имеющих равную юридическую силу, один из которых хранится в Минфине РФ, второй – в депозитарии.

     В 1995г. Министерство финансов РФ приступил к выпуску облигаций федерального займа с переменным купонным доходом. Величина купонного дохода, определяемая на основе доходности по ГКО и рассчитываемая отдельно для каждого купонного периода, объявляется по 1-му купону не позднее чем за 7 дней до даты начала размещения, по последующим купонам – не позднее чем за 7 дней до даты выплаты дохода по предшествующему купону.

     В 1996 Минфин РФ приступил к выпуску  среднесрочных облигаций федерального займа с постоянным купонным доходом. Величина купонного дохода, объявляемая  при выпуске облигаций федерального займа постоянного дохода, постоянна и действует в течение всего периода обращения данных облигаций (по всем купонам).

     Облигации федеральных займов с фиксированным  доходом выпущены в ходе новации, срок облигации – 4 и 5 лет. Номинальная  стоимость 10 и 1000 рублей. Они выпущены 12 равными траншами с начислением купонного дохода с 19 августа 1998 г.

     Эмиссия облигаций федерального займа с  амортизацией долга впервые осуществлена во 2 квартале 2002 г. Эти облигации  являются именными купонными среднесрочными (от одного до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до тридцати лет) государственными ценными бумагами и представляют их владельцам право на получение при их погашении номинальной стоимости, а также дохода в виде процента, начисляемого на непогашенную часть номинальной стоимости.

  1. Специальные федеральные займы

     Специальные займы для юридических лиц. Среди специальных федеральных займов выделяют займы для юридических лиц.

     Казначейский  вексель – государственная ценная бумага, краткосрочное денежное обязательство, распространяется среди банков или других юридических лиц. По казначейскому векселю не выплачиваются проценты. Его эмиссия и погашение производятся центральным банком по поручению казначейства.

     Центральный банк РФ выступает генеральным агентом  по размещению, обращению и погашению векселей. Он хранит их бланки без выдачи на руки владельцам и регистрирует все сделки по их купле-продаже.

     Казначейские  обязательства – российские государственные  ценные бумаги, обращение которых  в данный момент уже прекратилось. Казначейские обязательства появились в 1994г. Казначейские билеты являются ценной бумагой (с доходностью 40% годовых), которая одновременно может приниматься в качестве оплаты за товары, работы и услуги, а также выступать в качестве залога.

     Специальные займы для физических лиц.

     Облигации Российского внутреннего выигрышного  займа 1992г. Заем осуществляется отдельными разрядами. Общий объем выпусков отдельных разрядов не должен превышать  предельного объема займа, установленного Правительством РФ на соответствующий год. Облигации указанного займа выпускаются Министерством РФ по мере их продажи населению. Средства, поступающие от продажи облигаций, зачисляются в федеральный бюджет.

     Финансирование  затрат, связанных с выпуском, обращением и погашением облигаций, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на погашение и обслуживанием государственного внутреннего долга.

     На  основании условий Российского  внутреннего выигрышного займа 1992г., утвержденного Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. №549 «Вопросы выпуска российского внутреннего выигрышного займа 1992 года», обращение облигаций закончилось 1 октября 2002г.

Заключение

     Целью данной курсовой было дать характеристику и изучить основные особенности государственных внутренних займов. На предварительном этапе была изучена литература об особенностях, принципах, условиях государственного внутреннего займа.

     Важной  роль государственных займов является обеспечение финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств – дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения регулирующих мероприятий. Выпуск займов, сроки и время их размещения стали определяться не только дефицитом государственного бюджета, но и потребностями регулирования денежного обращения.

     Сущность  государственного займа состоит  в том, что кредиторами государства  выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие денежные средства государству в ссуду. Государственные займы – это один из важных методов мобилизации государственных доходов. Государство в условиях хронической дефицитности государственных бюджетов вынуждены постоянно и все более широко привлекать государственные займы для финансирования возрастающих расходов.

Список  использованной литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации (по состоянию  на 1 октября 2009 года). – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. – 233 с.
  2. Вавилов Ю.Я. Государственный долг: Учебное пособие для ВУЗов. Изд. 2-е, доп. М.: Перспектива, 2004 – с.144.
  3. Данилов Ю.А. Рынки государственного долга. Мировые тенденции и российская практика. – М.: ГУ ВШЭ, 2002. – 432 с.
  4. Мысляева И.М. Государственные и муниципальные финансы. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2007. — 360 с. 
  5. Никифорова В.Д., Островская В.Ю. Государственные и муниципальные ценные бумаги. – Спб.: Питер, 2007. – 336с.: ил.
  6. Сорокина М.М. Государственный и муниципальный долг: учеб. пособие для всех форм обучения. – Новосибирск: СибАГС, 2009.

Информация о работе Виды и основные условия государственных внутренних займов