Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:58, реферат
Труд, наем работников, персонал
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Инновационный Евразийский Университет
Кафедра: “Экономика”
СРС№
Тема: <<Трудовые
ресурсы>>
Выполнил: студент группы
ГМУ-202с, Каленов А.
Проверила: Анара
Абдрашитовна
Павлодар 2011г.
Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, его способность к труду. В условиях рыночных отношений "способность к труду" делает рабочую силу товаром. Отличие этого особенного товара от других товаров заключается в следующем:
Формы движения и стоимость трудовых ресурсов (купля, продажа, обмен рабочей силы) регулируются с помощью рынка труда. Рынок труда включает в себя следующие элементы: биржи труда (службы занятости); центры подготовки кадров; фонд занятости; пенсионный фонд; фонд содействия предпринимательству; благотворительные фонды и организации; рынок жилья.
Цена рабочей силы определяется на рынке труда в зависимости от ее качества и баланса спроса и предложения. Рынок труда является основным регулятором оплаты труда и занятости. На рынке труда возникает конкуренция между работниками за рабочие места с высокой оплатой, дополнительными социальными гарантиями, престижными и привлекательными, открывающими перспективу по службе; между работодателями за наиболее квалифицированную рабочую силу.
2. Состав и структура кадров предприятия
Основной характеристикой
трудовых ресурсов, которые используются
на предприятии, являются кадры.
Кадры предприятия представляют
собой совокупность работников различных
профессионально-
Следует различать понятия «кадры», «персонал»
и «трудовые ресурсы предприятия». Понятие
«трудовые ресурсы предприятия» характеризует
его потенциальную рабочую силу, «персонал»
— весь личный состав работающих по найму
постоянных и временных, квалифицированных
и неквалифицированных работников. Под
кадрами предприятия понимается основной
(штатный, постоянный), как правило, квалифицированный
состав работников предприятия.
Состав и количественные соотношения
отдельных категории и групп работников
предприятия характеризуют структуру
кадров.
Профессия подразумевает
особый вид трудовой деятельности,
требующий определенных теоретических
знаний и практических навыков. Специальность
— это вид деятельности в пределах
профессии, который имеет специфические
особенности и требует от работников
дополнительных специальных знаний
и навыков.
Работники каждой профессии и специальности
различаются по уровню квалификации. Квалификация
характеризует степень овладения работником
тон или иной профессией, специальностью
и отражается в квалификационных (тарифных)
разрядах и категориях. Тарифные разряды
и категории — это одновременно и показа
гели, характеризующие степень сложности
работ.
Другими качественными характеристиками
трудовых ресурсов являются: образование;
возраст; квалификация; профессиональная
компетентность; интеллектуальный потенциал.
В современных
условиях к труду работников предъявляются
также более широкие
изобретательность, рационализация, новаторство;
разносторонность;
быстрое овладение новыми знаниями и постоянное
саморазвитие;
чувство долга и ответственности;
желание трудиться стремление к получению
морального удовлетворения от работы;
высокая самодисциплина;
стремление к профессиональному росту;
умение работать в коллективе и др.
Повышение качественного уровня трудовых
ресурсов осуществляется путем разработки
и реализации взвешенной кадровой политики.
Подготовка кадров способствует повышению
качества рабочей силы и осуществляется
на основе профессиональной ориентации
и профотбора, первичного обучения; повышения
квалификации; переподготовки.
3.Занятость населения.
В рамках социальной политики Республики Казахстан одним из стратегических приоритетов деятельности Правительства объявлено обеспечение достойной занятости населения как основного вида её социальной защиты. Обеспечение занятости населения является важнейшим условием развития и реализации потенциала человеческих ресурсов, главным средством роста общественного богатства и повышения качества жизни.
В целях повышения эффективности социальной модернизации, обозначенной в Послании Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Построим будущее вместе!» от 28 января 2011 года, перед Правительством и акимами была поставлена задача разработать и принять принципиально новую программу стратегии занятости населения.
При этом Главой государства был провозглашен главный принцип осуществления социальной политики – переход к мотивационным денежным выплатам с целью преодоления иждивенчества, а социальную помощь предоставлять только объективно нетрудоспособным и малообеспеченным.
Приоритетность
обеспечения занятости
Непринятие антикризисных мер в сфере занятости могло привести к росту безработицы, дальнейшему высвобождению работников, особенно в экспортоориентированных отраслях производства. Прогнозировались риски сокращения рабочих мест в сферах строительства, торговли, транспорта и связи. Все эти факторы способствуют нагнетанию социальной напряженности в государстве, подрыву его стабильности.
В такой ситуации Правительство Республики Казахстан по поручению Главы государства разработало специальную Стратегию занятости (Дорожная карта), направленную на сохранение и создание новых рабочих мест.
Основными результатами Дорожной карты, по данным Министерства труда и социальной защиты, стали: внедрение почти 9 тыс. проектов; создание 392 тыс. рабочих мест; направление на подготовку и переподготовку около 150 тыс. человек, из которых около половины трудоустроены; трудоустройство более 192 тыс. человек на социальные рабочие места и рабочие места в рамках молодежной практики.
Реализация
в условиях кризиса 2008-2010 годов стратегия
краткосрочной занятости
Рост занятости обусловил увеличение доходов населения и снижение уровня бедности. Доля населения, имеющего доходы ниже уровня прожиточного минимума, снизилась с 46.7% в 2001 году до 18,2 % - в 2006 и 6,9% - в 2010 году.
Однако,
несмотря на позитивные изменения, национальный
рынок труда до сих пор не сбалансирован.
При наличии безработных, сохраняются
незаполненные вакансии, отсутствует
объективный прогноз
В реализацию поручения Главы государства по разработке новой стратегии занятости Министерством труда и социальной защиты населения Республики Казахстан презентован проект новой Программы занятости до 2020 года. Главной целью данной программы является повышение уровня доходов населения путем содействия устойчивой и продуктивной занятости, которую предусматривается достичь путем решения следующих задач: вовлечение самостоятельно занятых, безработных и малообеспеченного населения в активные программы занятости (далее - АПРТ); развитие кадрового потенциала; совершенствование системы социальной помощи.
В этой связи как средство для решения проблем занятости населения предусматривается использование активных программ на рынке труда, признанных мировой практикой и уже апробированных в Казахстане во исполнение Дорожной карты.
Зарубежный опыт показывает, что ранее подобные программы использовались во время экономической депрессии и высокого уровня безработицы, а в настоящее время – применяются и для смягчения негативного влияния промышленной реструктуризации в странах с переходной экономикой и интеграции уязвимых слоев населения, наиболее отдаленных от рынков труда. АПРТ, как правило, осуществляются через развитие трудовых ресурсов (профессиональная подготовка и переподготовка), увеличение спроса на рабочую силу (субсидирование заработной платы/занятости, общественные работы), совершенствование регулирования рынка труда (создание служб занятости, информационное сопровождение), сочетание активизации трудовых усилий с системой социальной поддержки осуществляемой государством (стратегии «прав и обязанностей» или «взаимных обязательств», когда государство обязуется оказывать высококачественные услуги по обеспечению занятости и обучению, а участник АПРТ обязуется осуществлять интенсивный поиск работы).
Осуществляемый в настоящее время переход к форсированному индустриально-инновационному развитию, с одной стороны, расширяет возможности дальнейшего роста занятости, а с другой – требует разработки и реализации новых подходов к вовлечению на рынок труда внутренних резервов рабочей силы, повышению качества и экономической активности трудовых ресурсов.