Территориальные бюджеты

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 01:36, реферат

Описание работы

Территориальные бюджеты - совокупность бюджетов республик, входящих в состав РФ, краев, областей, национальных округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.

Содержание

1. Введение……………………………………………………….2
2. Основная часть………………………………………………..3
3. Заключение…………………………………………………....9
4. Список литературы………………………………………….10

Работа содержит 1 файл

доклад тер бюжжеты.docx

— 44.53 Кб (Скачать)

    Содержание. 

    
  1. Введение……………………………………………………….2
  2. Основная часть………………………………………………..3
  3. Заключение…………………………………………………....9
  4. Список литературы………………………………………….10
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

    Территориальные бюджеты - совокупность бюджетов республик, входящих в состав РФ, краев, областей, национальных округов, районов, городов, поселков, сельских поселений.1

    Территориальные бюджеты являются финансовой базой территориальных органов власти. 2

    Территориальные бюджеты - один из главных каналов доведения до конечных результатов производства.

    Экономическая сущность территориальных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют ряд функций:

  1. формирование денежных фондов, представляющих финансовое обеспечение деятельности территориальных органов власти;
  2. распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
  3. контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственным этим органам власти.3

    Велика  роль территориальных бюджетов в  реализации общегосударственных экономических  и социальных задач, в первую очередь  в распределении государственных  средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры.

    Через бюджет формируется значительная часть  общественных фондов потребления.

    С помощью территориальных финансов государство выравнивает диспропорции в уровнях экономического и социального  развития территорий, проводит активную социальную политику.

Основная  часть.

    1. Доходы  территориальных  бюджетов.

    Доходы территориальных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

    Собственные, или закрепленные доходы - это средства, принадлежащие субьекту бюджетного права, т.е. полностью или в твердо фиксированной доле на постоянной основе поступают в соответствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты.

    Основа  собственных доходов - местные налоги и сборы, отчисления от федеральных и региональных налогов, переданные в территориальные бюджеты в твердой доле на постоянной основе.

    Регулирующие  доходы - это вся совокупность средств, передаваемых из вышестоящих бюджетов в нижестоящие с целью регулирования (сбалансирования) их расходов и доходов. Это средства, передаваемые вышестоящим органом власти нижестоящему на основании юридического акта (закона), постановления, решения, распоряжения.

    Передача  средств производится либо заблаговременно, т.е. до начала планируемого года на основании  плана регулирования и законодательного акта о бюджете на планируемый  год, либо в процессе исполнения бюджета  по указанию вышестоящих распорядительных и исполнительных органов.

    Схема регулирующих доходов дана на Рис.1  

    Регулирующие  доходы

  1. Отчисления от федеральных и региональных налогов
  2. Дотации и субсидии
  3. Средства, полученные из вышестоящего бюджета по взаимным расчетам и из фондов финансовой поддержки
  4. Отчисления от налога на прибыль
  5. От налога на добавленную стоимость и акцизов
  6. Отчисления от подоходного налога с физических лиц

      

    Рис.1  

    В соответствии с Законом РФ «Об  основах налоговой системы» в  число главных регулирующих налогов  входят отчисления от:

  • НДС;
  • акцизов;
  • налога на прибыль (доход) предприятий;
  • подоходного налога с физических лиц.

    Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами в зависимости от общей суммы  территориального бюджета и обьема их собственных доходов.

    Отчисления  от регулирующих налогов занимают по обьему и экономическому значению ведущее  положение в доходах территориальных  бюджетов.4

    Преимущества  существующей системы регулирования территориальных бюджетов состоит в следующем:

    ·обеспечивает необходимыми средствами территориальные  бюджеты независимо от производительности местных источников;

    ·способствует выравниванию уровней развития отдельных  территориальных единиц;

    ·стимулирует  территориальные органы власти к  выполнению планов мобилизации федеральных  и региональных налогов.

    Недостатки  системы в основном заключаются в субъективизме при формировании регулирующих доходов территориальных бюджетов. Т.е. величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выбор тих состава не всегда производится обьективно. В дальнейшем планируется этот недостаток устранить введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм.

    Что касается дотаций и субвенций как методов наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов, то следует отметить, что эти источники лишены стимулирующих свойств. Они способствуют развитию иждивенческих настроений у территориальных органов власти, не стимулируют развитие хозяйственной инициативы. Однако полностью их исключить нельзя. Дотация может иметь место например, в городах - исторических и культурных заповедниках, где местные источники не в состоянии покрыть необходимые расходы.

    Субвенции следует выдавать целевым назначением  на определенные мероприятия, на проведение которых на местах не хватает средств.

    В целях оказания финансовой поддержки  регионам в федеральном бюджете  создан специальный фонд (Федеральный  фонд финансовой поддержки регионов). Фонд формируется по процентной норме от суммы налоговых поступлений федерального бюджета (за исключением сумм подоходного налога с физических лиц и сумм импортных пошлин).

    Финансовая  помощь оказывается регионам, получившим статус «региона нуждающегося в поддержке» или «региона особо нуждающегося в поддержке».

    Статус  «региона нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых душевой бюджетный доход в планируемом году (в расчете на одного жителя) меньше среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ.

    Статус  «региона особо нуждающегося в поддержке» предоставляется регионам, у которых обьем бюджетных доходов (в том числе и для регионов «нуждающихся в поддержке» с учетом возмещения им недостающей суммы до среднедушевого бюджетного дохода по всем регионам РФ) меньше обьема прогнозируемых в планируемом году бюджетных расходов (без капитальных вложений).

    С учетом этих двух статусов Фонд делится  на 2-ве части, пропорции между которыми определяются на основе расчета по данным на планируемый год суммы  недостающих средств для покрытия текущих бюджетных расходов по всем регионам, особо нуждающимся в  поддержке.

    Преимущество  способа регулирования состоит в том, что средства территориальным бюджетам выделяются на основе единой для всех бюджетов методики, учитывающей территориальные бюджетные доходы (налоговый потенциал), численность населения, проживающего на территории. Т.е. выделение средств происходит на объективной основе - общей для всех регионов форма расчета выделения средств их общего фонда финансовой поддержки.

    1. Расходы территориальных  бюджетов. 

    Расширение  процесса урбанизации, динамично развивающиеся  экономические и социальные процессы отражаются на расходной части территориальных  бюджетов.

    Структура расходов отдельных видов территориальных  бюджетов не одинакова и зависит  от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам разного уровня.5 Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена большая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, торговли, поэтому удельный вес ассигнований на хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значительный и может быть > 40%.

    В ведении районных, поселковых, сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения, на которые  и приходится подавляющая часть  расходов. (т.е. финансирование социально-культурных мероприятий). Направления использования средств территориальных бюджетов представлены на Рис.2

Направления использования средств  территориальных  бюджетов РФ

  1. Финансовая поддержка отраслей народного хозяйства
  2. Социально-культурные мероприятия
  3. Наука
  4. Управление
  5. Прочее
  6. Образование и подготовка кадров
  7. Культура и искусство
  8. Здравоохранение, физкультура, спорт
  9. Средства массовой информации
  10. Финансирование мероприятий в области молодежной политики
  11. Социальное обеспечение6

      

    Рис.2

    В настоящее время одним из главных  направлений использования финансовых ресурсов должно стать финансирование развития местной производственной базы, как основы получения в будущем собственных доходов.

    Одной из постоянно возрастающих статей расходов территориальных бюджетов должны стать  ассигнования на охрану окружающей среды, улучшение благоустройства городов  и сел и др. Имеют тенденцию  к увеличению расходы на финансирование народного хозяйства, что связано  с ростом и усложнением местного хозяйства. 
 
 
 
 

    Заключение

    Территориальные бюджеты - бюджеты, входящие в бюджетную  систему федерального государства, за исключением федерального бюджета. В России это - бюджеты субъектов  РФ и бюджеты муниципальных образований.

    Что касается России, то в консолидированном  бюджете на долю территориальных  бюджетов приходится более 1/2 доходов (схожая ситуация и в США).  

    Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный  бюджет РФ и консолидированные бюджеты  субъектов РФ. В то же время консолидированные  бюджеты субъектов РФ состоят  из собственно бюджета субъекта РФ и бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории данного  субъекта РФ.

    Одна  часть налогов (региональные и местные) целиком поступает в территориальные  бюджеты, другая - целиком в федеральный  бюджет, а налоги на добавленную  стоимость, на прибыль предприятий  и акцизы распределяются между федеральным  бюджетом и территориальными бюджетами. Одновременно в доходах территориальных  бюджетов заметную долю составляют неналоговые  доходы (от использования или продажи  собственного имущества), а также  бюджетные ссуды, субсидии и дотации  от бюджетов более высокого уровня. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы:

  1. Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под общ. ред. Л.И. Сергеева.– Калининград: Янтарный сказ, 2000.
  2. Поляк Г.Б. Территориальные финансы: Учебное пособие. — М.: Вузовский учебник, 2003.
  3. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007.
  4. Руденко В.И. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций — М., 2006.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Конспект лекций - http://www.nuru.ru/fin.htm

Информация о работе Территориальные бюджеты