Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2011 в 02:14, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода,- как в общем плане, так и с современной точки зрения.
Введение………………………………………………………………………………………….4
1. Сущность и структура бюджета РФ………………………………………………………...5
1.1. Сущность и функции бюджета РФ. Элементы бюджета и принципы построения бюджетной системы РФ………………………………………………………………...5
2. Бюджетная классификация………………………………………………………………….9
2.1. Классификация доходов бюджета……………………………………………………10
2.2. Классификация расходов бюджета…………………………………………………...12
3. Анализ состава и структуры бюджета РФ………………………………………………...14
3.1. Федеральный бюджет на 2009-2011 гг………………………………………….……14
3.2. Расходная часть бюджета 2009-2011 гг………………………………………………17
Заключение…………………………………………………………………………………...…22
Список литературы……………………………………………………………………………..23
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
-
контроля за выделением и
-
обеспечения сопоставимости
-
составления консолидированных
бюджетов всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ" своим приказом от 25 мая 1999 г. № 38н. По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков:
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления.
Доходы делятся на группы, подгруппы, статьи и подстатьи (четыре уровня).
Они подразделяются на четыре группы: налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов.
Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:
- налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
-
налоги на товары и услуги,
лицензионные и
- налоги на совокупный доход;
- налоги на имущество;
-
платежи за пользование
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
- прочие налоги, пошлины, сборы.
Все
налоги подразделяются, кроме того,
на прямые и косвенные. Прямые налоги
предполагают непосредственное изъятие
части доходов
Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:
-
доходы от имущества,
- доходы от продажи земли и нематериальных активов;
-
поступления капитальных
-
административные платежи и
- штрафные санкции, возмещение ущерба;
- доходы от внешнеэкономической деятельности;
-
прочие неналоговые доходы.
Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:
- от нерезидентов;
- от бюджетов других уровней;
- от государственных внебюджетных фондов;
-
от государственных
-
от наднациональных
-
средства, передаваемые в целевые
бюджетные фонды.
Доходы целевых бюджетных фондов включают в себя следующие целевые бюджетные фонды:
- дорожные фонды; экологические фонды;
-
Федеральный фонд МНС и
-
Фонд развития таможенной
- Государственный фонд борьбы с преступностью;
-
Фонд воспроизводства
- Фонд Министерства РФ по атомной энергии;
-
Целевой бюджетный фонд
-
Фонд управления, изучения, сохранения
и воспроизводства водных
-Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
В свою очередь подгруппы делятся на статьи и подстатьи.
Расходы бюджета - это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления.
Различают три структуры расходов бюджета: функциональную, экономическую и ведомственную.
Функциональная классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней, отражающая направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Группировка имеет четырехуровневую структуру: разделы и подразделы, целевые статьи и виды расходов.
Разделы:
- государственное управление и местное самоуправление;
- судебная власть;
- международная деятельность;
- национальная оборона;
-
правоохранительная
- фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
- промышленность, энергетика и строительство;
-
сельское хозяйство,
Разделы
делятся на подразделы. Так, раздел "Международная
деятельность" состоит из следующих
подразделов: международное сотрудничество;
участие в миротворческой деятельности;
реализация межгосударственных договоров
в рамках СНГ; международные культурные,
научные и информационные связи; экономическая
и гуманитарная помощь другим государствам.
Ведомственная классификация - это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета.
Главный
распорядитель средств - руководитель
органа государственной власти РФ, имеющий
право распределять средства федерального
бюджета по подведомственным распорядителям
и получателям бюджетных средств.
Экономическая классификация - группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.
Расходы делятся на категории, группы, предметные статьи и подстатьи (всего четыре уровня).
Различают три категории расходов: текущие, капитальные расходы, предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения.
Текущие расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п.
В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом.
В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др. Предметные статьи разделяются на подстатьи, которые отражают наиболее детальное распределение доходов бюджета.
Капитальные расходы - это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. В составе капитальных расходов может быть выделен бюджет развития. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты.
В
категорию "Предоставление кредитов
за вычетом погашений" включается
группа "Предоставление кредитов".
В связи с изменениями в бюджетном законодательстве в основу бюджетного планирования положен метод "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основной следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.
Федеральный бюджет на 2009-2011 год направлен на повышение уровня жизни населения и повышения всех обязательств перед гражданами в поддержку стратегических и инновационных отраслей, обеспечение безопасности и создание потенциала для устойчивого развития страны.
Согласно
федеральному закону "О федеральном
бюджете на 2009 год и плановый период
2010 и 2011 годов" прогнозируемый общий
объем доходов федерального бюджета
на 2009 год составил 10,9 трлн. Рублей (21,2%
ВВП), на 2010 и 2011 год в сумме 11,7 (19,8% ВВП)
и 12,8 трлн. Рублей (19% ВВП). Расходы федерального
бюджета на 2009 год прогнозируются в размере
9 трлн. руб., на 2010 год 10,3 трлн. руб., а в
2011 году 11,3 трлн. руб. Прогнозируется профицит
федерального бюджета в сумме 1,9 трлн.
рублей в 2009 году, 1,4 трлн. рублей в 2010 году
и 1,5 трлн. рублей в 2011 году.
Однако, в связи с финансовым кризисом показатели федерального бюджета на 2009 год были пересмотрены Федеральным законом от 28.04.2009 № 76-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов».. Из текста Закона исключены слова "и на плановый период 2010 и 2011 годов". Таким образом, основные характеристики федерального бюджета относятся исключительно к 2009 году. Бюджет спланирован исходя из прогнозируемого объема ВВП в размере 40,4 трлн. рублей (ранее - 51,47 трлн. рублей) и уровня инфляции, не превышающего 13 процентов, вместо прогнозируемого ранее на уровне 8,5 процента.
Поступления в доходную часть федерального бюджета 2009 года ожидаются в сумме 6,7 трлн. рублей, что на 4,2 трлн. рублей меньше объема, прогнозируемого ранее. При этом расходы федерального бюджета увеличены и определены в размере 9,69 трлн. рублей, вместо установленных ранее в сумме 9,02 трлн. рублей. Таким образом, дефицит бюджета составит 2,9 трлн. рублей.
Совет Федерации на внеочередном заседании 29.09.2009 одобрил антикризисные поправки в федеральный бюджет 2009 года, увеличивающие бюджетные расходы до 24,2% ВВП и дефицит - до 7,7% ВВП.
Поправки, разработанные правительством РФ, предусматривают увеличение расходов федерального бюджета-2009 на 152,99 миллиарда рублей, или на 0,4% ВВП - до 9 триллионов 845,2 миллиарда рублей.
Выступая на заседании, председатель комитета СФ по бюджету Евгений Бушмин уточнил, что с ростом расходов увеличивается дефицит бюджета - до 7,7% ВВП с запланированных ранее 7,4% ВВП. В абсолютном выражении дефицит бюджета в этом году составит 3 триллиона 131,4 миллиарда рублей (ранее - 2 триллиона 978,3 миллиарда рублей).