Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:01, реферат
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.
Бюджетный
процесс – регламентируемая законодательством
Российской Федерации деятельность
органов государственной
Задачи бюджетного процесса:
1)
Определение доходов бюджета
по отдельным налоговым и др.
платежам, а также общего объема
в соотв. с общими прогнозами
и целевыми программами
2)
осуществление бюджетного
3)
Установление расходов по
4)
Повышение роли
5)
Контроль за финансовой
6)
Автоматизация процесса
1)
а) сводное финансовое
б) составление бюджета.
2) в) рассмотрение и утверждение проекта бюджета.
3)
г) исполнение бюджета в
д) анализ и контроль исполнения бюджета.
4)
е) составление отчета об
Законодательные
органы - федеральное собрание, представительные
органы власти субъектов РФ, а также
местные органы самоуправления рассматривают
и утверждают бюджеты и отчеты
об их исполнении, осуществляют контроль.
Формируют и устанавливают
Составление
проекта бюджета и его
Организация,
методическая и практическая работа
по составлению и исполнению бюджета
возлагается на Минфин РФ. Министерство
по налоговым сборам осуществляет контроль
за соблюдением налогового законодательства,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующие
бюджеты налогов и др. платежей,
установленных
Правовые
основы организации бюджетного процесса
подразумевают раскрытие таких
понятий как, понятие и принципы
бюджетного процесса, порядок составления
проектов бюджетов, стадии бюджетного
процесса, распределение компетенции
между органами государственной
власти (органами местного самоуправления)
по осуществлению стадий бюджетного
процесса и закреплены в Бюджетном
кодексе РФ.
2.
Стадии бюджетного
процесса
Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление бюджетов, их рассмотрение и утверждение.
Исполнение
бюджетов - это четвертая стадия
прохождения бюджетов в их периодическом
цикле. Заключительным этапом стадии исполнения
бюджетов является составление и
утверждение отчетов об исполнении
бюджетов. Порядок составления, рассмотрения,
утверждения и исполнения бюджетов
устанавливается
Основные положения формирования бюджетов установлены Бюджетным Кодексом РФ. На основе российского законодательства субъекты РФ и органы местного самоуправления принимают свои нормативные акты, регламентирующие порядок формирования и исполнения соответствующих бюджетов.
Продолжительность
всех стадий бюджетного процесса в
Российской Федерации от начала составления
бюджетов до утверждения отчетов
об их исполнении занимает период в 3,5
года. Срок действия утвержденного
бюджета называется бюджетным годом.
В нашей стране он определен в
12 месяцев и совпадает с
В основе бюджетного процесса лежат принципы, характерные для бюджетного устройства РФ: единства бюджетной системы Российской Федерации; разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; прозрачности (открытости); достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств; подведомственности расходов бюджетов.
Распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципе разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствии с этим принципом составление и исполнение бюджетов относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджетов – к функциям органов представительной власти.
Всем
без исключения стадиям бюджетного
процесса свойственен принцип
Бюджетная классификация имеет важное организующее и юридическое значение. С одной стороны, ее применение обеспечивает четкую организацию работы органов власти по формированию и исполнению бюджетов всех уровней; упрощает осуществление контроля за своевременностью и полнотой поступления бюджетных средств и их использованием по целевому назначению; создает условия для объединения бюджетов в консолидированные бюджеты соответствующих территорий; облегчает экономический анализ бюджетных показателей и т.д. С другой стороны, в бюджетной классификации выражена правовая организация бюджетов, поскольку, как уже указывалось, она является юридическим актом, лежащим в основе составления и исполнения бюджетов. Составленная на основе бюджетной классификации роспись доходов и расходов устанавливает конкретные рамки полномочий соответствующих субъектов по формированию и использованию бюджетных средств.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
Несмотря
на то, что каждый субъект Российской
Федерации и органы местного самоуправления
формируют и исполняют свои бюджеты
самостоятельно, это не исключает
наличия процессуальных юридических
норм, устанавливающих общие
1.
Составление бюджетов
2. Правительство Российской Федерации организует работу по доведению до органов представительной и исполнительной властей субъектов Российской Федерации включая города Москву и Санкт-Петербург не позднее, чем за семь месяцев до начала финансового года инструктивного письма об особенностях составления расчетов к проектам бюджетов на предстоящий финансовый год, в том числе о централизованно установленных социальных и финансовых нормах и нормативах (минимальных).
Соответственно
исполнительные органы власти субъектов
Российской Федерации в сроки, установленные
их представительными органами власти,
доводят до представительных и исполнительных
органов власти нижестоящего уровня
соответствующие указания по разработке
проектов их бюджетов, в том числе
социальные нормы и нормативы, включая
нормы и нормативы, утвержденные
вышестоящим органом
В
случае несбалансированности доходов
и минимально необходимых расходов
бюджетов национально-государственных
и административно-
3.
В основе составления проектов
бюджетов национально-
– проектируемые нормативы (проценты) отчислений от регулирующих доходов и принятые в их расчет суммы контингентов этих доходов;
– показатели дотаций и субвенций, намечаемые к предоставлению из соответствующего вышестоящего бюджета, и их целевое назначение;
–
перечень и фиксированные доли (в
процентах) доходов, закрепленных за бюджетами
соответствующих национально-
– перечень расходов, передаваемых из вышестоящего бюджета.
Доведение
указанных показателей до представительных
и исполнительных органов власти
субъектов РФ организует Правительство
РФ не позднее чем за четыре с
половиной месяца до начала финансового
года. В свою очередь, исполнительные
органы субъектов РФ в сроки, установленные
соответствующими органами представительной
власти, доводят эти показатели до
органов исполнительной и представительной
властей нижестоящей
4.
Органы исполнительной власти
тщательно анализируют
Рассмотрение предложений по изменению и уточнению показателей проектов бюджетов первоначально производится в соответствующем вышестоящем органе исполнительной власти. В случае отклонения (полностью или частично) таких предложений вышестоящий орган исполнительной власти должен совместно с заинтересованным органом исполнительной власти составить протокол об имеющихся разногласиях. В протоколе необходимо отразить как обоснование предложений по изменению и уточнению показателей, так и обоснование отказа произвести такие изменения либо уточнения.
В дальнейшем для рассмотрения возникших в связи с отказом разногласий представительные органы власти на паритетных началах образуют согласительную комиссию. Результаты рассмотрения согласительной комиссии должны быть доведены в установленные сроки до сведения соответствующих вышестоящего и нижестоящего органов представительной власти. Окончательное решение принимается соответствующим вышестоящим органом представительной власти.
5.
На основании разработанных
Информация о работе Сущность и содержание бюджетного процесса