Автор: a*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 11:39, реферат
Стратегический менеджмент экономики Казахстана получил свое глубокое освещение в фундаментальном труде Президента Республики Казахстан «Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства».
Стратегическими целями управления в сфере экономики являются:
формирование социальной рыночной экономики. Она должна быть основана на конкурентных началах, в сочетании с формами собственности (частной и государственной);
создание правовых и других условий для реализации принципа экономического самоопределения человека.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Стратегический
менеджмент экономики Казахстана получил
свое глубокое освещение в фундаментальном
труде Президента Республики Казахстан
«Стратегия становления и развития Казахстана
как суверенного государства».
Стратегическими целями управления в
сфере экономики являются:
Доля государственной
собственности будет постоянно
уменьшаться, но вместе с тем на всех
этапах движения к социальному рыночному
хозяйству будет присутствовать
активное использование государственного
регулирования. Это связано не только
с наличием государственных предприятий,
сколько с его функциями, осуществляемыми
через бюджет, налоговую, кредитную
и социальную политику.
Воздействие правительства Казахстан
на экономику, формирование ее рациональной
структуры будет все больше приобретать
макроэкономический характер. Иначе говоря,
его решения будут основаны на рыночных
импульсах и связаны с регулированием
денежного обращения, политикой в области
налогов, таможенных пошлин и бюджета
валютного курса и банковского процента,
экспортно-импортных квот и лицензий;
Основной
задачей управления экономикой в
переходном периоде является преодоление
хозяйственного кризиса, проведение структурной
перестройки экономики, устранение
технического и технологического отставания.
В начальной стадии формирования рыночных
отношений в республике было много проблем.
Это прежде всего экономический кризис,
вызванный политическими, хозяйственными
и системными причинами, субъективными
ошибками.
В сложившейся ситуации (нестабильность
экономики, спад производства, отсутствие
кредитной помощи, разрушение межотраслевых
и межгосударственных связей) единственным
выходом из кризиса является опора на
собственные силы, в частности, ориентир
на своего производителя и инвестора.
В стратегическом плане Казахстан располагает
реальными потенциальными возможностями
управления процессом ускорения экономического
развития. Эти реалии сводятся к следующему:
Эти условия
являются фундаментальной основой
экономического процесса Казахстана.
Важной особенностью менеджмента экономики
республики является выбор правильных
приоритетов и их реализация на основе
механизма экономического стимулирования
развития отдельных отраслей. Названная
особенность характеризуется прогрессивной
структурной перестройкой экономики и
преодолением ее технологического отставания.
В управлении материальным производством
для Казахстана приоритетными являются:
В целях реализации
этих приоритетов разрабатываются
специальные государственные
Государственными программами являются:
Управление экономикой на макроуровне предполагает разработку не только программ приоритетов, но и целевых программ по отдельным видам продукции и производствам, которые в последующем могут занять место в системе мировой экономики и станут объектами постоянной государственной поддержки.
ПРОБЛЕМЫ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Любому реформированию экономики присущи недостатки, просчеты, промахи. Они же наблюдаются и в переходе казахстанской экономики к рыночным отношениям. Однако задача состоит в том, чтобы свести их к минимуму.
За период реформы в Казахстане еще не создана материально-техническая база рыночной экономики, в полной мере не отработан хозяйственный механизм, не проведена переподготовка кадров для внедрения в производство мировых достижений науки и техники, а также к условиям рынка. Кроме того, переход экономики к рыночным отношениям осуществляется с определенными перегибами. Этот переход в Республике Казахстан, как нам представляется, происходит ускоренно. При этом предприятия преобразуются в акционерные общества, производственные кооперативы, общества с ограниченной ответственностью и другие формы хозяйствующего субъекта рыночной экономики. Эти преобразования осуществлялись так, чтобы в органах государственного управления были сконцентрированы контрольные пакеты акций хозяйствующих субъектов, использование которых, по мнению специалистов, позволило бы регулировать деятельность хозяйствующего субъекта в новых условиях хозяйствования через подбор и расстановку кадров, определение стратегии развития производства, распределение его результатов. Однако они не обеспечили стабильность функционирования экономики Республики Казахстан в переходный период.
Важное место в реформировании хозяйствующих субъектов в настоящее время занимает приватизация особо крупных предприятий по индивидуальным проектам, реализация которых позволяет формировать оптимальную производственную структуру базовых предприятий ключевых отраслей экономики. В разработанном механизме этой приватизации в основном предусмотрена передача в частную собственность особо крупных предприятий, так как она стимулирует привлечение в производство особо крупных предприятий инвесторов. Отметим, что в настоящее время еще не сформированы крупные отечественные инвесторы, которые смогли бы внедритъ в особо крупные предприятия мировые достижения науки и техники, организовать производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции. Поэтому индивидуальные проекты в основном ориентированы на привлечение в особо крупные предприятия иностранных инвесторов.
Как известно, в 1997 г. реализованы инвесторам госпакеты акций и имущественные комплексы 47 предприятий, сделка по этим предприятиям рассчитана на период до 10 лет. К ним относятся предприятия нефтегазового комплекса (21), электроэнергетики (10), угольной промышленности (4), горно-металлургического комплекса (6), машиностроения (3), телекоммуникации (1), прочие (2). Ежегодное поступление в бюджет от этих сделок составит около 56,5 млрд. тенге (745,4 млн. долл.).
Передача иностранным компаниям всех крупных предприятий базовых отраслей экономики путем заключения контрактов на управление с последующей приватизацией может в перспективе привести к значительному ослаблению государственного управления экономикой, так как в частной собственности иностранных компаний окажутся особо крупные предприятия казахстанской экономики, которые будут управляться по законам мировой экономики. Кроме того, они будут распоряжаться богатством недр нашей земли.
Отметим, что развитие особо крупных предприятий является основой формирования тенденций и закономерностей развития Казахстанской экономики. Поэтому государству необходимо при приватизации особо крупных предприятий сохранить экономические рычаги управления - контрольные пакеты акций, чтобы обеспечить надежность государственного управления экономикой.
Приватизация хозяйствующих субъектов привела к расслоению общества. При этом она не обеспечила стабильное функционирование экономики, а сократила количество рабочих мест. Поэтому существует необходимость разработки экономической политики, учитывающей результаты приватизации по количеству владельцев хозяйствующих субъектов, а также распределение их доходов.
Она позволила бы дифференцировано решить проблемы оздоровления хозяйствующего субъекта, подойти к налогообложению предприятий, разрабатывать меры, направленные на расширение рабочих мест.
Следует заметить, что многие владельцы приватизированных предприятий недостаточно компетентны в управлении производством, что негативно сказывалось на деятельности хозяйствующих субъектов. В настоящее время сдерживающим фактором в рациональном использовании на предприятиях кредитных ресурсов является слабый менеджмент, который особенно проявился в определении обновления и расширения ассортимента продукции, в установлении объемов поставок и цены на продукции, в организации производства конкурентоспособной продукции, а также в реагировании производства на требования рынка. Поэтому считаем, что государство должно содействовать формированию независимых от государственных органов управления фирм, объединений и т.д., которые занимались бы исследованием и использованием деятельности хозяйствующих субъектов, оказывали бы практическую помощь в оздоровлении экономики. Кроме того, необходимо создавать такие фирмы, объединения и т.д., которые на платной основе занимались бы переподготовкой кадров для управления производством в условиях рынка, а также конкурсным подбором управленческих кадров. Иначе говоря, государство должно оказывать реальную помощь в формировании независимых от государственных органов управления фирм, объединений, центров и т.д., которые в условиях рынка помогли бы подобрать и рекомендовать хозяйствующим субъектам профессиональных руководителей, команды управленцев, оказали бы им практическую помощь (рекомендации, предложения, разработки и т.д.) по оздоровлению и подъему экономики предприятий.
Взаимоотношения хозяйствующих субъектов с этими фирмами, объединениями и центрами, по нашему мнению, должны строиться на хозрасчетной основе, которая сыграет важную роль в повышении их материальной ответственности за рекомендации (предложения, разработки) по подбору и постановке кадров, а также по оздоровлению и подъему экономики конкретного предприятия. Допустим, что рекомендованная центром команда управленцев не справилась с решением проблем предприятия к установленному сроку, и эта команда отстраняется от управления предприятием, сумма залога, которая оговорена в договоре между центром и владельцами предприятия, должна переходить в собственность предприятия. Если эта команда успешно решила задачи предприятия к установленному в договоре сроку, то центр возвращает себе сумму залога, а также он получает поощрение в виде оговоренной в договоре доли совокупного дохода предприятия. Такой подход к подбору и расстановке кадров способствует использованию присущей рыночной экономике системы стимулирования и материальной ответственности за реализацию принятого в договоре решения, что реально привлечет к управлению предприятием деловую, компетентную и профессиональную команду управленцев.
Для проведения реформы государству необходимо иметь резервы, использование которых должно обеспечить стабильность и гарантированность в развитии экономики. При этом резервы должны быть достаточны не только для реализации в жизнь законов и принятого хозяйственного механизма, но и на устранение непредвиденных расходов при их реализации. Иначе говоря, любое совершенствование хозяйственного механизма должно гарантировано обеспечиваться необходимыми на его реализацию ресурсами. Однако этот принцип часто нарушается на практике. В результате не обеспечены стабильность и гарантированность в оздоровлении и подъеме экономики Республики Казахстан, наблюдается провал некоторых направлений экономической политики по проведению реформ. К ним, в частности, можно отнести финансирование предприятий легкой промышленности РК.
Думается, что на проведение реформы по углублению рыночных отношений необходимо использовать также внешние и внутренние источники финансирования. Внешние источники следует в основном использовать на формирование материально-технической базы рыночной экономики, в которой отражаются современные достижения науки и техники. Использование этой базы позволяет наладить производство конкурентоспособной на мировом рынке продукции.
Следует отметить, что уровень изношенности основных фондов составляет более 50 %, это говорит о низком уровне внедрения в производство достижений науки и техники, что не позволяет производить конкурентоспособную продукцию. Поэтому для улучшения формирования материально-технической базы рыночной экономики необходимо принять два закона. Один из них должен быть направлен на формирование банка, в котором будут концентрироваться амортизационные фонды. Этот банк будет финансировать техническое перевооружение и реконструкцию предприятия, а также обновление и расширение основных фондов. Другой — направлен на изменение соотношения краткосрочных (70,7%) и долгосрочных кредитов (6,4%) в пользу последних. Иначе говоря, в этом законе необходимо предусмотреть нормативы на структуру кредитных ресурсов, использование которого позволит обновить основные фонды и внедрить в производство современные достижения науки и техники.
Информация о работе Стратегия управления экономикой Республики Казахстан