Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:05, курсовая работа
Целью исследования данной курсовой работы является изучение расходов бюджета РФ.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов, и его роли в системе финансовых планов. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы: 1)рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
2)раскрыть понятие состава и структуры расходных статей федерального бюджета РФ;
3)показать его роль в системе финансовых планов страны;
Ведение…………………………………………………………………………….2
Глава 1. Теоретические аспекты расходов федерального бюджета РФ……….4
Сущность федерального бюджета РФ и его значение……...……………5
1.2. Расходы федерального бюджета……...……..……………………………..11
Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета………………17
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета …………17
2.2.Программно – целевое планирование бюджетных расходов… …….……21
Глава 3. Роль федерального бюджета в финансовых планах страны…….…..24
Заключение………………………………………………………………...……..26
Список литературы……………………………………………………...……….28
- стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
1.2. Расходы федерального бюджета
Расходы государственного
бюджета – это экономические
отношения, возникающие в связи
с распределением фонда денежных
средств государства и его
использование по отраслевому, целевому
и территориальному назначению. Категория
расходов бюджета проявляется через
конкретные виды расходов, которые
характеризованы с качественной
или количественной сторон. Качественная
характеристика позволяет установить
экономическую природу и
Расходы
бюджета представляют собой затраты,
возникающие в связи с
Через бюджетные расходы
Организация государственных расходов основана на следующих принципах:
1.Принцип
целевого использования
2.Соблюдение
режима экономии - одной из важнейших
задач бюджетного
3.Безвозвратность
государственных расходов - экономическая
сущность расходов бюджета
В теории
и практике финансов существуют несколько
признаков классификации
Для уяснения роли и значения многообразных бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:
1.По роли в общественном производстве;
2.Общественному назначению;
3.Отраслям производства;
4.Целевому назначению.
По роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:
1.Расходы
на содержание и развитие
2.Расходы
на содержание и дальнейшее
развитие непроизводственной
3.Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).
Бюджетные расходы, в силу
своего перераспределительного характера,
способны играть важную роль в государственном
регулировании экономики и
В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции – экономическую, социальную, и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на 4 большие группы:
1.Расходы
на народное хозяйство и
2.Расходы на социально-культурные нужды;
3.Военные расходы;
4.Расходы на управление.
Структура бюджетных расходов
по данным группам в течение многих
лет была в нашей стране относительно
стабильной, демонстрируя давно установившиеся
приоритеты в распределении средств
бюджета. Основная масса ресурсов (около
половины всех бюджетных средств) направлялась
на народное хозяйство и поддержку
экономики, что обеспечивало выполнение
экономической функции
Основой отраслевой группировки расходов федерального бюджета является общепринятое деление экономики на отрасли и виды деятельности:
1.В производственной
сфере подразделяются по
2.В непроизводственной
по отраслям и видам
Такое деление государственных
расходов (также как и по роли
в воспроизводстве) помогает выявлять
пропорции в распределении
Классификация расходов по целевому назначению (экономическому содержанию) является необходимой базой для осуществления финансового контроля за использованием бюджетных средств. В федеральном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством. Так, в составе расходов на народное хозяйство принято выделять: затраты на капитальные вложения, дотации, операционные расходы и др. По учреждениям и организациям непроизводственной сферы – затраты на заработную плату, стипендии, медикаменты, питание, текущий и капитальный ремонт и т.д.
Одновременно с экономической классификацией расходов бюджета используются и другие группировки, в том числе и организационная, в основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням управления. Группировка расходов по целевым программам указывает на конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное использование выделяемых бюджетных ресурсов. Также в экономической литературе можно встретить классификацию государственных расходов по источникам на бюджетные ассигнования, расходы за счет резервных и страховых фондов, кредитные источники финансирования (в государственном секторе экономики может быть использован и такой источник, как самофинансирование).
Перечисленные
группы расходов определены по предметному
признаку. Но, как уже упоминалось,
государственные расходы можно
классифицировать и по другим признакам
(по роли в воспроизводственном
Предоставление
бюджетных средств
а) ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
б) средства
на оплату товаров, работ и услуг,
выполняемых физическими и
в) трансферты населению, т.е. бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления;
г) ассигнования
на осуществление отдельных
д) ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
е) бюджетные кредиты юридическим лицам (в том числе налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей и других обязательств);
ж) субвенции и субсидии, физическим и юридическим лицам;
з) инвестиции
в уставный капитал действующих
или вновь создаваемых
и) бюджетные ссуды, дотации, субвенции и субсидии бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственным внебюджетным фондам;
к) кредиты иностранным государствам.
Глава 2. Состав и структура расходов федерального бюджета РФ.
В соответствии
со ст. 65 БК РФ формирование расходов бюджетов
бюджетной системы РФ осуществляется
в соответствии с расходными обязательствами,
обусловленными установленным
2.1. Анализ состава и структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации.
Проведем сравнительный анализ расходной части федерального бюджета за последние три года. Анализ проводится по основным группам расходов федерального бюджета, среди которых можно выделить такие как расходы на общегосударственные вопросы, на национальную оборону, на национальную безопасность и правоохранительную деятельность, на национальную экономику, на жилищно-коммунальное хозяйство, на социально-культурные мероприятия и на межбюджетные трансферты.
Общая сумма расходов федерального бюджета в 2011 году в абсолютном выражении составила 9352495982 тыс. руб., в 2012 г. расходы увеличились на 1755543131 тыс. руб., а в 2013 г. увеличилась еще на 385831980 тыс. руб. и в абсолютном выражении составила 2141375111 тыс. руб. Рассмотрим подробнее каждую группу расходов. Для того чтобы оценить развитие каждого показателя в динамике построим таблицу (таблица 1).
Таблица 1. Динамика расходов федерального бюджета.
НАИМЕНОВАНИЕ |
2011 год |
2012 год |
2013 год | |||
сумма (тыс.руб.) |
% |
сумма (тыс.руб.) |
% |
сумма (тыс.руб.) |
% | |
всего |
9 352 495 982 |
100 |
11 108 039 113 |
100 |
11 493 871 093 |
100 |
общегосударственные вопросы |
788 971 962 |
8,44 |
744 921 941 |
6,71 |
833 161 836 |
7,25 |
национальная оборона |
793 001 142 |
8,48 |
943 371 025 |
8,49 |
998 580 444 |
8,69 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
819 982 158 |
8,77 |
1 365 272 959 |
12,29 |
1 487 167 010 |
12,94 |
национальная экономика |
1 725 956 234 |
18,45 |
1 744 439 203 |
15,70 |
1 664 060 885 |
14,48 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
173 731 423 |
1,86 |
120 061 327 |
1,08 |
139 852 164 |
1,22 |
охрана окружающей среды |
16 824 005 |
0,18 |
21 672 986 |
0,20 |
24 860 286 |
0,22 |
образование |
494 368 189 |
5,29 |
586 295 076 |
5,28 |
607 195 489 |
5,28 |
культура, кинематография |
81 948 608 |
0,88 |
86 057 615 |
0,77 |
97 937 107 |
0,85 |
здравоохранение |
454 034 948 |
4,85 |
539 300 543 |
4,86 |
494 984 376 |
4,31 |
социальная политика |
2 940 494 829 |
31,44 |
3 898 937 715 |
35,10 |
3 960 479 656 |
34,46 |
физическая культура и спорт |
42 386 711 |
0,45 |
42 030 026 |
0,38 |
53 807 867 |
0,47 |
средства массовой информации |
61 078 056 |
0,65 |
73 344 107 |
0,66 |
72 364 591 |
0,63 |
обслуживание государственного и муниципального долга |
389 906 105 |
4,17 |
388 438 427 |
3,50 |
425 343 308 |
3,70 |
межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований |
569 811 622 |
6,09 |
553 896 063 |
4,99 |
634 076 075 |
5,52 |
Информация о работе Состав и структура расходов федерального бюджета