Содержание государственного долга и долговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:15, лекция

Описание работы

В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.

Содержание

1 Государственный долг как экономическая категория
2 Классификация и виды государственного долга
3 Содержание и социально-экономическое значение долговой политики государства
4 Управление государственным долгом

Работа содержит 1 файл

Lektsia.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

Содержание  государственного долга и долговой  политики

 

1 Государственный  долг как экономическая категория 

2 Классификация  и виды государственного долга

3 Содержание  и социально-экономическое значение  долговой политики государства 

4 Управление  государственным долгом

 

1. В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.

В теории финансов государственный долг определяется как самостоятельная экономическая категория, представляющая собой часть понятия «государственный кредит». Под государственным долгом понимают совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика и гаранта.

По своему материальному  содержанию государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств органов власти всех уровней перед кредиторами, которые существуют в различных формах, включая гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц.

Согласно Бюджетному кодексу РФ можно выделить четыре правовых основания возникновения государственного и муниципального долга.

Первое основание – это обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках.

Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться органами власти -с кредитными организациями внутри страны, иностранными кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.  

Третье основание может  появиться в связи с предоставлением государственных и муниципальных гарантий и поручительств, что влечет за собой возникновение долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в случае неисполнения обязательств третьими лицами перед их кредиторами.  

Четвертым основанием можно считать взаимные долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие вследствие предоставления бюджетных кредитов бюджетам других уровней.

 

2. Различают виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (см. рисунок 1).

Внутренний  и внешний государственный долг – наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак – категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости  от периодичности обслуживания и  погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить  его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рисунок 1 –  Классификация государственного долга

Активный и  пассивный государственный долг – характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической и бюджетной политики государства. Активная составляющая государственного долга – это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг – привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга – положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

 Говоря о  совокупном объеме долговых обязательств  и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным  видам долговых обязательств.

1) кредитам, привлеченным  от имени Российской Федерации как заемщика;

2) государственным  ценным бумагам, выпущенным от  имени Российской Федерации;

3) бюджетным  кредитам, привлеченным в федеральный  бюджет из других бюджетов  бюджетной системы Российской  Федерации;

4) государственным  гарантиям Российской Федерации;

5) иным долговым  обязательствам, ранее отнесенным  в соответствии с законодательством  Российской Федерации на государственный  долг Российской Федерации.

 

3. Долговая политика – совокупность стратегических и оперативных мероприятий государства в сфере управления государственным долгом, направленных на решение социально-экономических и фискальных задач органов власти всех уровней.

Долговая политика в зависимости от своей направленности может преследовать фискальную цель, цель оптимального распределения ресурсов (аллокативная цель), цель экономической стабилизации.

Государственная задолженность является одним из важнейших инструментов, с помощью  которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения. Сознательно используя государственный долг как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную долговую политику.

Воздействие государственного долга на экономику является достаточно противоречивым: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно (позитивно или негативно) воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, производство, занятость и другие микро- и макроэкономические показатели.

Возможные направления воздействия государственного долга на состояние и развитие экономики (как позитивные, так и негативные) могут быть классифицированы следующим образом:

1) стабилизационное воздействие (влияние изменения величины совокупного государственного долга, а также его структуры на основные экономические показатели);

2) стимулирующее  воздействие на политику и  динамику экономического роста;

3) аллокативное  воздействие (влияние на распределение  финансовых и других материальных (нематериальных) ресурсов между  различными сферами хозяйственной  деятельности);

4) дистрибутивное воздействие  (влияние на политику в области  перераспределения доходов).

Воздействие государственного долга на уровень потреблений, сбережений и инвестиций носит противоречивый характер и зависит от состояния экономики и фазы ее развития. Так, если вкладчики покупают государственные долговые обязательства за счет ликвидных средств, находящихся вне банковской системы, то с помощью займов государству удается во время экономического спада мобилизовать накопленные денежные средства, которые через финансируемые с их помощью государственные мероприятия оказывают стимулирующее воздействие на совокупный спрос. В то же время размещение государственных займов в период оживления экономики влечет за собой уменьшение уровня потребления или уровня сбережений, и в этом случае наблюдается эффект вытеснения частных инвестиций государственными.

Следует также отметить, что владение государственными долговыми обязательствами уже само по себе влияет на сберегаемый и потребляемый капитал, в том случае, если государственные ценные бумаги покупаются частными домохозяйствами из-за соображений резервирования капитала. При этом после достижения определенной границы уровень потребления начинает снова возрастать, а доля дохода, накапливаемая в качестве сбережений, падать.

Что касается кредитования государства  со стороны банковского сектора, то в этом случае государственный долг может использоваться в качестве инструмента воздействия на изменение ликвидности банковской системы.

Государственный долг как инструмент долговой политики государства имеет две функциональные особенности: во-первых, он обеспечивает взаимосвязь между денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой государства; во-вторых, он оказывает влияние на политику балансирования государственного бюджета.

Государственный долг представляет собой важнейшее связующее звено между денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой государства. Большое значение при этом имеет влияние государственной задолженности на объем и структуру денежной массы, что требует согласованных действий правительства, проводящего определенную бюджетно-налоговую политику, и эмиссионного банка.

Государственный долг прямо и обратно связан со сбалансированностью государственного бюджета. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния государственных финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, поскольку значительная часть расходов бюджета должна направляться на обслуживание государственного долга в ущерб другим статьям расходов. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Так, огромный государственный долг России в конце 90-х годов  свидетельствовал  о кризисе финансов страны. Соотношение государственного долга и объема ВВП на уровне, не превышающем 50 процентов, является основным индикатором оценки долговой зависимости государства наряду с другими количественными показателями – уровнем процентных расходов, размером дефицита государственного бюджета.

Система управления государственным долгом непосредственно  связана с бюджетным процессом. В этой связи в ежегодных Посланиях  Президента РФ Федеральному собранию РФ значительное место занимает долговая политика.

В составе долговой политики можно выделить активную и  пассивную составляющие в зависимости  от ее целей, методов управления государственным  долгом, применяемых форм долговых инструментов.  При этом, активное использование государственного долга может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относятся, в частности, мобилизация временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отмечают чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от иностранных кредиторов, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от финансирования социально-экономических потребностей, непроизводительный характер применения кредитных ресурсов.

 

4 Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рисунке 2.

Государственный долг может являться финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.

Одновременно  государственный долг выступает  в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.

Рисунок 2 –  Система управления государственным  долгом

Под управлением  государственным долгом понимается совокупность мероприятий, связанных  с выпуском и размещением государственных  долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга,  а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом, министерство финансов и центральный банк. Следует отметить, что эти две инстанции не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга.

Информация о работе Содержание государственного долга и долговой политики