Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:15, лекция
В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.
1 Государственный долг как экономическая категория
2 Классификация и виды государственного долга
3 Содержание и социально-экономическое значение долговой политики государства
4 Управление государственным долгом
Содержание государственного долга и долговой политики
1 Государственный
долг как экономическая
2 Классификация и виды государственного долга
3 Содержание
и социально-экономическое
4 Управление государственным долгом
1. В экономике и в обществе существуют объективные и субъективные причины дисбаланса между размером денежных доходов и растущими расходами экономических субъектов. Среди причин длительного использования в различных странах государственного долга в качестве экономического инструмента можно назвать такие, как рост военных и социальных расходов, сокращение налогов, циклические спады в экономике, непредвиденные чрезвычайные расходы.
В теории финансов государственный долг определяется как самостоятельная экономическая категория, представляющая собой часть понятия «государственный кредит». Под государственным долгом понимают совокупность экономических отношений, возникающих между государством в лице органов власти, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, с другой стороны, при которых государство выступает в качестве заемщика и гаранта.
По своему материальному содержанию государственный долг представляет собой совокупность долговых обязательств органов власти всех уровней перед кредиторами, которые существуют в различных формах, включая гарантии и поручительства по обязательствам третьих лиц.
Согласно Бюджетному кодексу РФ можно выделить четыре правовых основания возникновения государственного и муниципального долга.
Первое основание – это обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие в связи с размещением государственных и муниципальных ценных бумаг на внутреннем и внешнем рынках.
Вторым основанием являются кредитные соглашения и договоры, которые могут заключаться органами власти -с кредитными организациями внутри страны, иностранными кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями.
Третье основание может
появиться в связи с
Четвертым основанием можно считать взаимные долговые обязательства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающие вследствие предоставления бюджетных кредитов бюджетам других уровней.
2. Различают виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (см. рисунок 1).
Внутренний и внешний государственный долг – наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак – категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).
В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг – вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.
Рисунок 1 – Классификация государственного долга
Активный и пассивный государственный долг – характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической и бюджетной политики государства. Активная составляющая государственного долга – это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг – привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.
Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга – положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.
Говоря о
совокупном объеме долговых
Структура государственного долга Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств Российской Федерации по установленным видам долговых обязательств.
1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым
обязательствам, ранее отнесенным
в соответствии с
3. Долговая политика – совокупность стратегических и оперативных мероприятий государства в сфере управления государственным долгом, направленных на решение социально-экономических и фискальных задач органов власти всех уровней.
Долговая политика в зависимости от своей направленности может преследовать фискальную цель, цель оптимального распределения ресурсов (аллокативная цель), цель экономической стабилизации.
Государственная задолженность является одним из важнейших инструментов, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения. Сознательно используя государственный долг как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную долговую политику.
Воздействие государственного долга на экономику является достаточно противоречивым: вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно (позитивно или негативно) воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок, производство, занятость и другие микро- и макроэкономические показатели.
Возможные направления воздействия государственного долга на состояние и развитие экономики (как позитивные, так и негативные) могут быть классифицированы следующим образом:
1) стабилизационное воздействие (влияние изменения величины совокупного государственного долга, а также его структуры на основные экономические показатели);
2) стимулирующее воздействие на политику и динамику экономического роста;
3) аллокативное
воздействие (влияние на
4) дистрибутивное воздействие
(влияние на политику в
Воздействие государственного долга на уровень потреблений, сбережений и инвестиций носит противоречивый характер и зависит от состояния экономики и фазы ее развития. Так, если вкладчики покупают государственные долговые обязательства за счет ликвидных средств, находящихся вне банковской системы, то с помощью займов государству удается во время экономического спада мобилизовать накопленные денежные средства, которые через финансируемые с их помощью государственные мероприятия оказывают стимулирующее воздействие на совокупный спрос. В то же время размещение государственных займов в период оживления экономики влечет за собой уменьшение уровня потребления или уровня сбережений, и в этом случае наблюдается эффект вытеснения частных инвестиций государственными.
Следует также отметить, что владение государственными долговыми обязательствами уже само по себе влияет на сберегаемый и потребляемый капитал, в том случае, если государственные ценные бумаги покупаются частными домохозяйствами из-за соображений резервирования капитала. При этом после достижения определенной границы уровень потребления начинает снова возрастать, а доля дохода, накапливаемая в качестве сбережений, падать.
Что касается кредитования государства со стороны банковского сектора, то в этом случае государственный долг может использоваться в качестве инструмента воздействия на изменение ликвидности банковской системы.
Государственный
долг как инструмент долговой политики
государства имеет две
Государственный долг представляет собой важнейшее связующее звено между денежно-кредитной и налогово-бюджетной политикой государства. Большое значение при этом имеет влияние государственной задолженности на объем и структуру денежной массы, что требует согласованных действий правительства, проводящего определенную бюджетно-налоговую политику, и эмиссионного банка.
Государственный долг прямо и обратно связан со сбалансированностью государственного бюджета. Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния государственных финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом, поскольку значительная часть расходов бюджета должна направляться на обслуживание государственного долга в ущерб другим статьям расходов. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Так, огромный государственный долг России в конце 90-х годов свидетельствовал о кризисе финансов страны. Соотношение государственного долга и объема ВВП на уровне, не превышающем 50 процентов, является основным индикатором оценки долговой зависимости государства наряду с другими количественными показателями – уровнем процентных расходов, размером дефицита государственного бюджета.
Система управления государственным долгом непосредственно связана с бюджетным процессом. В этой связи в ежегодных Посланиях Президента РФ Федеральному собранию РФ значительное место занимает долговая политика.
В составе долговой политики можно выделить активную и пассивную составляющие в зависимости от ее целей, методов управления государственным долгом, применяемых форм долговых инструментов. При этом, активное использование государственного долга может иметь как положительные, так и отрицательные последствия для экономики и финансов страны. К числу позитивных аспектов воздействия относятся, в частности, мобилизация временно свободных денежных средств на финансирование общегосударственных потребностей, покрытие на здоровой основе бюджетного дефицита, поддержка эластичности денежного оборота в стране. Среди негативных моментов отмечают чрезмерную зависимость состояния государственных финансов от иностранных кредиторов, ухудшение структуры правительственных расходов вследствие отвлечения значительной части бюджетных средств от финансирования социально-экономических потребностей, непроизводительный характер применения кредитных ресурсов.
4 Система управления государственным долгом в общем виде представлена на рисунке 2.
Государственный долг может являться финансовым инструментом и объектом управления одновременно. В качестве финансового инструмента государственный долг обеспечивает возможность законодательным (представительным) и исполнительным органам власти оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость, на уровень сбережений и многие другие экономические процессы.
Одновременно государственный долг выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования. Так, органы власти определяют соотношение между различными видами долговой деятельности, регулируют структуру государственного долга по срокам обращения и доходности долговых обязательств, устанавливают порядок выпуска и обращения государственных займов, порядок предоставления и возврата государственных кредитов, порядок предоставления государственных гарантий и выполнения финансовых обязательств по ним.
Рисунок 2 – Система управления государственным долгом
Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий, связанных с выпуском и размещением государственных долговых обязательств, обслуживанием, погашением и рефинансированием государственного долга, а также регулированием рынка государственных ценных бумаг. Управление задолженностью в узком смысле осуществляют исполнительные органы власти, главным образом, министерство финансов и центральный банк. Следует отметить, что эти две инстанции не имеют возможности непосредственно воздействовать на величину совокупного государственного долга.
Информация о работе Содержание государственного долга и долговой политики