Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
В условиях переходной экономики усиливается роль бюджета в регулировании воспроизводственных процессов, происходит активизация всей системы бюджетных отношений. Бюджет становится одним из главных инструментов в проведении финансовой политики государства, а бюджетные методы регулирования - наиболее эффективными.
Путем
бюджетного перераспределения валового
внутреннего продукта формируется
структура общественного
Управляя
бюджетным процессом, государство
выстраивает бюджетные
Однако как в теории, так и в практике формирования бюджета возникает ряд проблем, решение которых позволило бы усилить его воздействие на выход страны из затянувшегося кризиса.
В
современной экономической
Государственный
бюджет - это важнейший плановый
и контрольный инструмент, посредством
которого государство перераспределяет
более третьей части
Актуальность
рассматриваемой темы определяет в
первую очередь значением
Объектом исследования является понятие государственный бюджет.
Предметом исследования является экономика РБ.
Цель курсовой работы – на основании литературных источников, методических материалов, нормативно – правовых актов изучить сущность государственного бюджета, его роль в макроэкономическом регулировании.
Основными задачами курсовой работы являются:
изучить сущность государственного бюджета, его структуру и особенности формирования;
выявить функции государственного бюджета;
определить роль государственного бюджета в макроэкономическом регулировании;
В ходе выполнения курсовой работы широко использовалась литература и периодические издания по предмету «Государственный бюджет» и «Теория налогов», законодательство Республики Беларусь, материалы сайта Министерства Финансов.
В системе государственных финансов основное место занимает бюджет, который используется правительством для перераспределения национального дохода, а также регулирования и стимулирования экономических процессов.
Бюджет (от франц. «бужетт» – кожаная сумка, мешок) – это фонд финансовых ресурсов, который существует в виде баланса денежных доходов и расходов государства, республики, штата, области, района, города, отдельной организации или домохозяйств и составляется на определенный период времени. Государственный бюджет предоставляет полную информацию о финансах государства, его деятельности, направлениях внутренней и внешней политики. Поэтому он рассматривается как основной финансовый план страны, централизованный фонд финансовых ресурсов государства, инструмент государственного регулирования, наконец, как закон, обязательный для выполнения участниками бюджетных отношений. Совокупность входящих в госбюджет организационных структур образует бюджетную систему [3, c. 111].
Содержание и структура бюджетной системы зависят от ряда объективных и субъективных факторов. Среди объективных факторов выделяют преобладающую форму собственности, порядок распределения валового продукта, природные, экономические, социальные и национальные особенности страны. Среди субъективных факторов – политика правительства, приоритеты развития, внешняя экономическая ситуация, государственное устройство.
В странах, имеющих
унитарное устройство (Франция, Великобритания,
Беларусь), бюджетная система имеет
двухъярусное построение – государственный
и местный бюджеты. В странах
с федеральным государственным
устройством (США, ФРГ, Швейцария, Российская
Федерация) имеются промежуточные
звенья – бюджеты штатов, земель,
кантонов, субъектов федерации и
т.п. Такое бюджетное устройство
достигается вследствие разделения
источников формирования доходов всех
видов бюджетов, в том числе
распределения налоговых
Бюджетная система строится на основе следующих принципов:
единство, означающее, что государство должно иметь лишь один консолидирующий бюджет страны, объединяющий все доходы и расходы. Это обеспечивается единством правовой базы, использованием единой бюджетной классификации, формами документов, согласованием бюджетного процесса, единой налоговой и денежной систем;
полнота, достигающаяся отражением всех источников доходов и направлений расходов по каждому уровню бюджетной системы;
реальность,
означающая, что в доходах отражены
источники поступлений в
гласность, предполагающая, что проекты бюджетов доводятся до общественности путем их освещения в средствах массовой информации.
Бюджет —
это форма образования и
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный
бюджет, являясь основным финансовым
планом государства, дает органам власти
реальную экономическую возможность
осуществления властных полномочий.
Бюджет отражает размеры необходимых
государству финансовых ресурсов и
определяет тем самым налоговую
политику в стране. Бюджет фиксирует
конкретные направления расходования
средств, перераспределение
Государственный
бюджет как совокупность экономических
отношений имеет объективный
характер. Его существование в
качестве самостоятельной сферы
распределения объективно предопределено
самим общественным производством,
развитие которого нуждается в соответствующих
централизованных ресурсах. Централизация
денежных средств необходима для
организации бесперебойного кругооборота
в масштабах всего
В то же время
бюджет правомерно рассматривать как
экономическую категорию, которая
выражает определенные экономические
отношения. Бюджет — категория свойственная
различным отношениям. Его возникновение
и развитие связано с зарождением
и формированием государства. Государство
использует бюджет в качестве одного
из основных инструментов обеспечения
как непосредственно своей
Бюджет выполняет следующие задачи:
- перераспределение ВВП;
- государственное
регулирование и
- финансовое
обеспечение бюджетной сферы
и осуществления социальной
- контроль
за образованием и
Распределительная
функция бюджета проявляется
через формирование и использование
централизованных фондов денежных средств
по уровням государственной и
территориальной власти и управления.
В развитых странах через бюджеты
разных уровней перераспределяется
до 50% ВВП. С помощью бюджета государство
регулирует хозяйственную жизнь
страны, экономические отношения, направляя
бюджетные средства на поддержку
или развитие отраслей, регионов. Регулируя
таким образом экономические
отношения, государство способно целенаправленно
усиливать или сдерживать темпы
производства, ускорять или ослаблять
рост капиталов и частных
Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные, проистекающие одновременно и непрерывно стадии:
1) образование доходов бюджета;
2) использование
бюджетных средств (расходы
Бюджет - это
важный инструмент государственного вмешательства
в экономику. Правильно выбранная
бюджетная политика может способствовать
улучшению экономической
Конкретные
направления расходования средств,
процентное соотношение расходов по
отраслям и территориям, является конкретным
выражением экономической политики
государства. Через бюджет происходит
перераспределение
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
1.2
Основные черты
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет» довольно утилитарную функцию - фиксированный избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Бюджет как
специфическая сфера
— представляет
особую экономическую форму
— предназначен
для перераспределения
— выражает
такую стадию стоимостного распределения,
которая непосредственно не связана
с движением внутреннего
— пропорции и формы бюджетного распределения определяются потребностями и задачами социально-экономического развития страны на каждом историческом этапе;
— область
бюджетного распределения тесно
взаимосвязана с другими
Ведущее место в бюджетном устройстве каждой страны принадлежит центральному или государственному бюджету, который образует централизованный фонд денежных ресурсов правительства для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования, выплаты социальных пособий. Бюджет является мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Воздействие государства на экономику происходит путем финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и т. д.
Бюджет современного государства – сложный, многоплановый инструмент, отражающий компромисс в соотношениях социально–экономических интересов различных групп и партий. Это компромисс между собственниками и работающими по найму, по вопросам налогообложения, доходов и заработной плате, по поводу расходов на социальные цели.
С помощью
бюджета государство
Информация о работе Социально-экономическая сущность и основные черты государственного бюджета