Социально экономическое планирование в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 12:42, реферат

Описание работы

В условиях рынка, ориентирующего каждого производителя и предпринимателя на получение высоких конечных результатов, планирование приобретает в экономике новые функции. Оно признано не только обеспечивать процесс производства конкурентоспособной продукции, но и способствовать при этом достижению полной занятости ресурсов, справедливому распределению доходов и росту качества жизни.

Работа содержит 1 файл

планирование.docx

— 33.89 Кб (Скачать)

      ·  Непрерывность, данный принцип выражается в преемственности планов, один из которых переходит в другой, а также корректирование планов в соответствии с внутренними или внешними условиями;

      ·  Координация и интеграция, этот принцип  обеспечивает комплексное планирование, координирует планы одного уровня, т.к. процессы протекающие в них связаны между собой. Интегрируется процесс управления на различных уровнях. В результате перечисленных действий достигается единство и взаимосвязанность планирования;

      · Обеспечение достижимости поставленных целей и точное выполнение взятых на себя обязательств. Для этого реальные события регулярно сверяются с ожидаемыми, и осуществляется необходимая корректировка планов с учетом продвижения к цели;

      ·  Предшествование планирования другим управленческим функциям, а именно, организации, мотивации и контролю;

      · Экономичность, суть этого принципа – достижение поставленных целей наиболее рациональным способом, с учетом всех расходов, возможных потерь, непредвиденных ситуаций, последствий от неправильно принятых решений.

      Основное  условие планирования это гибкость, т.к. план в рыночной экономике

должен  своевременно пересматриваться и корректироваться.

Существуют  следующие виды стратегического  планирования:

      - Долгосрочное (перспективное) планирование. Поскольку при разработке планов идут от будущего к настоящему, планы, рассчитанные на более короткий срок, становятся составной частью перспективных. Перспективные планы отражаются долгосрочные цели и генеральную стратегию действий. Разрабатываемые альтернативные стратегии, в план не включается, а отражаются в специальных программах, содержащихся в приложениях. Перспективные планы включают в себя показатели и предложения, которые отражаются в обобщенных, чаще всего финансовых, показателях. Перспективные планы разрабатываются на срок от 5 до 10 лет.

      - Среднесрочное планирование.

      В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет.

      - Краткосрочное планирование.

Такое планирование охватывает период в несколько  недель или месяцев. Оно

нацелено  на регулирование текущего использования  ресурсов и реализуется через составление календарных программ производства и контроля за ним, управления материальными запасами и полученными кредитами.

      - Оперативное планирование.

В задачу оперативного планирования входит контроль за ежедневной загрузкой оборудования, последовательность операций, расстановка работников и др. 

3. Программирование, как система государственного  воздействия на экономику 

      Программирование  – это система государственного воздействия на экономику соединяющую прогнозирование с длительным числовым регулированием. Функции программирования:

      - Анализ текущего состояния экономики;

      - Разработка прогноза на будущее;

      - Определение рационального, с  точки зрения государства, варианта развития экономики;

      - Разработка и реализация мер  по достижению намеченных целей.

      В рыночной экономике программирование носит рекомендательный характер. При разработке программ необходимо пройти следующие этапы:

      · Предпрограммное прогнозирование;

      · Формирование целевой функции, здесь в действие вступают механизмы принятия политических решений, с их помощью определяется очередность целей и желательный уровень развития;

      · Формирование пакетов вариантов экономической политики, обеспечивающих достижение цели программы;

      · Балансирование ресурсов по всем направлениям программы, составление бюджетов, определение системы управления и контроля за реализацией программы;

      · Формирование пакетов вариантов  с целью определения критерия и выбора одного из самых оптимальных вариантов;

      ·  Включение в программу резервных  вариантов, позволяющих своевременно скорректировать экономическую политику с учетом возможных изменений внутренних и внешних условий развития национальной экономики, которые препятствовали бы достижению намеченной цели (в случаях смещения высших должностных лиц, военных конфликтов, экологических катастрофах, распада и возникновения государств, конъюнктурные повороты в мировой экономике, прорыв в НТП и т.д.).

      По  временному диапазону программы  делятся на:

      ·Краткосрочные программы, разрабатываемые на срок до 2-х лет. Краткосрочные программы выполняют посредническую роль между текущим и перспективным регулированием, являясь связным звеном между конъюнктурным и структурным вмешательством. Во многих странах в качестве основы для краткосрочного регулирования используются бюджетные программы;

      · Среднесрочные программы,  они разрабатываются на срок от 2-х до 5 лет. Среднесрочные программы опережают краткосрочные и служат для них ориентировочной базой. Для реализации программ по структурному преобразованию в экономике, необходимо использование средних, а иногда и долгосрочных режимов, поскольку большинство инвестиционных программ осуществляются в этом временном диапазоне. В ходе своей реализации программы как правило корректируются, а для сохранения 5-летней перспективы осуществляется непрерывность программирования с использованием скользящего метода;

      · Долгосрочные программы, данные программы разрабатываются на срок свыше 5 лет. Они используются для глубоких преобразований производства, социально-экономической сферы, реализации интеграционных процессов и решения различных проблем на всех уровнях управления, вплоть до мирового. В этих программах прогнозируется общий уровень государственных расходов и по направлениям устанавливаются приоритеты

финансирования, определяются сметы затрат на выполнение отдельных программ. В соответствии с решаемыми задачами программы делятся на целевые программы и многоцелевые программы.

     Целевые программы представляют собой систему различных мероприятий для достижения определенной цели, как правило, работа здесь ведется по следующим направлениям:

- выбирается  оптимальное решение программы;

- определяются все затраты по реализации программы;

- определяются участники (субъекты и объекты) реализации программы;

- согласуются  направления и показатели программы с исполнителями;

- определяются  доли затрат между участниками исполнения программы.

      Все это дает возможность увязывать  выполнение программы с государственным бюджетом.

     Многоцелевые программы представляют собой систему мер, разработанных для достижения ряда крупных целей. Многоцелевые программы содержат качественные характеристики, как правило, это характеристики интервального порядка, при минимуме количественных показателей.

     По субъектам и масштабам разработки программы делятся на межгосударственные, государственные (освоения космоса, экономические, программы освоения природных ресурсов) и региональные (программы развития отдельных регионов и территорий, они разрабатываются как центральными, так и местными органами).

     По субъектам и масштабам использования программы делятся на научно-производственные, частные, смешанные и корпоративные.

      Инструменты государственного программирования –  это совокупность средств, с помощью которых государство стремится направлять развитие в желаемом направлении. Стимулами могут выступать налоговые льготы, субсидии, страховые и резервные фонды. Антистимулом является запрет на строительство новых предприятий, повышение налогов, фиксирование цен, ужесточение условий кредитования, ограничение внешнеэкономической деятельности. Наиболее выгодные государственные заказы выдается тем организациям, которые ориентируются на рекомендации государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение  

     Концепция социально-экономического развития, если она будет конкретно проработана с позиций продвижения по ключевым целевым направлениям и будет рассматриваться, утверждаться и периодически пересматриваться совместно с главными национальными программами (проектами) перспективного характера. Повышенные требования при таком подходе, разумеется, должны быть предъявлены к разработке среднесрочных индикативных планов развития национальной экономики и к совокупности принимаемых вместе с ними федеральных и региональных целевых программ.

     Введение  в регулярную практику процедур разработки на основе долгосрочных прогнозов стратегических планов социально-экономического развития страны связано на современном этапе  с преодолением предвзятостей, вопросов совместимости "стратегических планов и программ" на макроуровне с рыночным характером экономической системы.

       Эти предвзятости, породившие примитивизацию постулатов, взятых в качестве методологической базы рыночных реформ, в какой-то степени в ретроспективном ключе могут быть объяснены (и оправданы) скоротечностью тогда событий и издержками острой политической борьбы, но дальнейшее упорствование в данном вопросе не может быть допущено, какие бы изощренные доводы из области теорий "разгосударствления" и т.п. не приводились приверженцами "чистого рынка".  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Назарбаев Н.А. Пять лет независимости. А.: Казахстан, 1996.-620с.
  2. Назарбаев Н.А. Казахстан- 2030. «Процветание, безопасность и улучшение благосостояния всех казахстан-

    цев ». Послание Президента страны наролду Казахстана. А.: Бiлiм, 1997.-170с.

  1. Назарбаев Н.А. Рынок и социально-экономическое развитие. М.: Экономика, 1994.
  2. Акофф Р. Планирование в больших экономических системах.- М., 1972.
  3. Акофф Р. Планирование будущего корпораций. М., Прогресс, 1985.
  4. Акофф Р. Стратегическое управление. /сокр. Пер. с англ. М., Экономика, 1989.
  5. Анискин Ю.П., Павлова А.М. Планирование и контроллинг./Учебник.- М., Омега-Л, 2003.- 280с.
  6. Аблаев И.М. Индикативное планирование за рубежом: сущность, функции и методический инструментарий.
  7. Байзаков С. Стратегическое планирование: опыт и проблемы. Алматы, РИЦ ИПГС, 1997.-9с.
  8. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка./Уч. пособие. М.: ИНФРА,2002.-260с.
  9. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования. /Петров Ю. и дл. СПб., 2000,- 96с.
  10. Каренов Р.С. Индикативное планирование. Караганда, 1998.- 128с.
  11. Кубаев Е.К., Нурмуханбетова А.А. Индикативное планирование в РК. А.:2003,-93с.
  12. Мамыров Н.К., Саханова А.Н., Ахметова Ш.С., Брузати Л. Государство и бизнес.-А.: Экономика, 1999.-659с.
  13. Методические рекомендации по разработке стратегических планов для министерств и ведомств Республики Казахстан. Алматы: Агентство по стратегическому планированию РК, 1997, май.- 17с.

Информация о работе Социально экономическое планирование в РК