Социальная политика государства и финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2010 в 11:39, реферат

Описание работы

Социальная политика в России и опыт иностранных государств в данной области. Реализация социальных программ.

Работа содержит 1 файл

социальная функция.doc

— 86.50 Кб (Скачать)

2.3. Социальная политика государства и финансов. 

     Социальная  функция бюджета реализуется  по средствам финансового обеспечения  социальной политики.

     Социальная  политика государства заключается в том, что государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, то есть проявляется в непосредственной поддержке членов общества, в первую очередь, в поддержке наименее защищенных слоев населения, учреждений здравоохранения, образования, культуры, жилищно-коммунального хозяйства. Государство обеспечивает бесплатное образование, лечение –  частичное или полное финансирование из бюджета.   Социальная защищенность личности предполагает обеспечение минимально необходимого жизненного уровня для каждого. Социальная функция включает справедливое распределение материальных благ, борьбу с безработицей, материальную поддержку отдельных слоев населения, а именно - пенсионеров, инвалидов, детей, лиц, пострадавших от стихийных бедствий, беженцев. Кроме того, государство ответственно за создание надлежащих условий для труда, отдыха, оздоровления населения.

     Даже  сейчас при сокращении расходов, бюджет – главный инструмент поддержки  малоимущих граждан, через подоходный налог идет выравнивание населения. В западных странах доля социальных расходов (здравоохранение, образование, помощь малоимущим) – почти 60% от бюджета в США. То есть бюджет – главный рычаг выравнивания в социальном смысле).

     К социальным задачам относятся:

  1. предотвратить дальнейший спад жизненного уровня населения;
  2. постепенно внедрить новые элементы социального обеспечения;
  3. усовершенствовать формы предоставления помощи малообеспеченным гражданам

      Возможности решения тех или иных задач  социальной политики определяются ресурсами, которые государство может направить  на их реализацию. В свою очередь ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны.

     Показатели  результативности социальной политики:

Уровень жизни - это степень обеспеченности населения материальными и духовными  благами исходя из сложившихся потребностей.

Количественные показатели уровня жизни - это потребление основных продуктов питания на душу населения, обеспеченность населения промышленными товарами.

Структура потребления, что кушаете подсолнечное или оливковое масло.

Продолжительность рабочего и свободного времени, его структура.

Величина  реальных доходов, развитие социальной сферы и др.

К обобщающим показателям относятся общий  объем потребляемых благ и услуг, распределение населения по уровню доходов и показатели, характеризующие  отдельные стороны жизни людей (напр., калорийность и биологическая ценность рациона питания).  
 Существует несколько положений, определяющих возможности государства в социальной сфере:

1 ) размеры  социальных выплат должны быть  согласованы с финансовыми возможностями  государства, его бюджетом:

2) размеры  налогов не должны подрывать  экономические стимулы производства;

3) при  определении объемов и сроков  социальных пособий необходимо  учитывать негативные эффекты,  которые могут деформировать  рынок рабочей силы и рыночный  механизм в целом (например, пенсионная система, пособия по безработице, когда и сколько платить.

     Социальная  политика, проводимая в государстве, должна быть направлена на преодоление  негативных тенденций к вымиранию  нации. Необходимо отказаться от замещения  бесплатных социальных услуг платными под предлогом повышения их качества. Следует разработать комплекс мер в области здравоохранения, социального обеспечения, образования, направленных на стимулирование рождаемости, рост продолжительности и качества жизни. Во взаимоотношениях федерального бюджета с бюджетами нижестоящих уровней необходимо повысить эффективность финансовой помощи как инструмента регулирования межбюджетных отношений в целях обеспечения единого экономического и социального пространства. Добиться того, чтобы любой гражданин России вне зависимости от места его проживания, от обеспеченности региона, имел возможность получить необходимые социальные услуги на достойном уровне. 

      1.   Социальная политика в России и опыт иностранных государств в данной области
 

     Социальная политика является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на социальную работу в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод .

     Современное российское государство является пока еще государством переходного типа. А это означает, что его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием.

     Особенностью  современного российского государства  является и то, что оно выступает  феноменом процесса, характеризуемого, по большому счету, тем, в каком направлении пойдет дальнейшее развитие российского общества.    

     Нынешнее  кризисное, переломное время, существующее состояние сфер общественной жизни  свидетельствуют о трех возможных  тенденциях:

       а) возвращение к социалистическим порядкам (вероятно, в измененных формах);

     б) окончательный отказ от социалистического  пути развития и построение (точнее, воссоздание) капитализма в других условиях и  на новой основе;

     в) развитие, связанное с нестабильностью, неустойчивостью сочетающее элементы разных типов общественно-политических систем. Как известно, есть сторонники и противники и у первого, и у второго путей развития.

     В связи с этим возникает закономерный вопрос: не станет ли процесс конвергенции общественно-политических и социально-экономических систем реальной тенденцией развития не только других цивилизованных обществ наших дней, но и российского общества? Очевидно, что реализация первого, второго или третьего пути самым непосредственным образом скажется и на социальной политике окончательно сформировавшегося государства как политического института.

     Можно высказать и такую мысль: особенность  современного этапа российского  общества состоит в переходе от более  высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) — это именно так.

     Без всякого преувеличения можно  утверждать, что социальная политика современного российского государства  отражает интересы не большинства, а  меньшинства населения. В связи  с этим не следует отождествлять  социальную политику, социальную деятельность  в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.

     А ведь крайняя степень неравенства  способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, разрушению производительных сил (и орудий труда), гибели людей. Поэтому в цивилизованных обществах политические структуры стремятся смягчить социальное неравенство, создать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей людей, что достигается путем налоговой политики, расширения и углубления социальной работы по защите наиболее ущемленных слоев населения.

     В условиях кризисного состояния российского  общества ни теоретически, ни тем более  практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства (это – иллюзия). Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежании социального взрыва и нестабильности в обществе.

     Нельзя  признать нормальной ситуацию в нынешнее России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: свехбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1 : 20 : 50 и более ( по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1 : 5 : 10.

     Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность  такой ситуации. И поэтому, принимаются  определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.

     Нет сомнения в том, что сравнительный  анализ содержания социальной политики разных государств, прения об общем, особенном  и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России. Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.

     Известно, что в разных странах сложилась  разная система социальной помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так,  к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством.

     Показателем развитости системы социального  обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов (бюджетные и внебюджетные). Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные - за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей.

     Наиболее  развитой системой социальной политики на сегодняшний день принято считать  систему социальной политики датского государства.

     Так, оно через определенных механизм налогов, сборов и различных денежных платежей, а также их перераспределения делает возможным осуществление такой социальной политики, когда в государстве не существует бедного слоя населения, а уровень социальных противоречий снижен до такой степени, что возникновение различного рода социальных конфликтов практически невозможно. Именно поэтому, Данию принято называть « государством всеобщего благосостояния».

     Что же касается России, то здесь в плане  проведения социальной политики также  следует отдавать предпочтение государству, и не только потому, что частный  сектор, коммерческие и другие негосударственные структуры до последнего времени были слабы и неразвиты (сейчас о них этого не скажешь), но и потому (а возможно, и прежде всего), что они в значительной своей части недостаточно цивилизованы, порой, криминальны (скрытие доходов, игнорирование налоговой системы).

     Ныне  в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно  организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков.

Информация о работе Социальная политика государства и финансов