Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

В Российской Федерации одним из звеньев перераспределения национального дохода в пользу определенных социальных групп населения являются Внебюджетные фонды Российской Федерации. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и неустойчивости кризисных явлений.

Работа содержит 1 файл

курсовик Внебюджеетные фонды.doc

— 206.00 Кб (Скачать)

      В США функционирует фонд перестройки и развития экономики, который формируется за счет средств федерального бюджета. Главная его задача - страхование банковских операций в интересах частных промышленных компаний. С 1984 г. он осуществляет руководство новыми программами экономического развития и, прежде всего, программами развития черной металлургии. Величина гарантированных фондом ссуд ограничена 20 млн. долл. Этот фонд стимулирует частный бизнес, особенно в годы спада производства. Большое значение имеют региональные фонды, оказывающие немалую помощь предпринимателям штатов. Каждый штат имеет специальный фонд агентства экономического развития, целью которого является предоставление компаниям финансовой поддержки, обычно в прямой форме.

      Во  Франции после окончания Второй мировой войны был образован фонд модернизации, который после объединения с другими фондами в 1955 г. был преобразован в Фонд экономического и социального развития (ФЭСР). В него поступают главным образом займы, размещаемые на рынке ссудных капиталов, а также отчисления из бюджета. Фонд финансирует инвестиционные программы, а также планы регионального развития, размещения производительных сил в стране, переквалификации рабочей силы и перевода промышленных предприятий из индустриальных центров в отсталые районы. Средства предоставляются в форме безвозвратных ссуд и долгосрочных льготных займов национализированным и частным предприятиям, осуществляющим инвестиции в соответствии с общегосударственной программой развития.

      Для предприятий, расположенных в районах, которые переживают экономические трудности, создан фонд промышленной адаптации, за счет которого выделяются субсидии. Капитальные вложения в промышленность осуществляются через специально образованный конъюнктурный фонд, формируемый за счет ряда источников, в том числе конъюнктурного налога. Использование фонда зависит от экономического положения в стране: при спаде производства из него направляются средства в промышленность, жилищное строительство, социальную сферу, при росте производства он пополняется.

      Разнообразные экономические фонды действуют в Японии: инвестиционный бюджет, или программа государственных инвестиций и займов; специальные счета (автономные бюджеты центрального правительства и местных властей). Самый крупный фонд — инвестиционный бюджет, представляющий собой смету субсидий и кредитов государства общественным корпорациям. Его объем достигает половины государственного бюджета. Этот фонд формируется из средств сберегательных, страховых, пенсионных и других доверительных фондов и используется для финансирования государственного сектора в форме безвозвратных субсидий и льготных кредитов. Государственные корпорации создают благоприятные условия для функционирования частного капитала с помощью политики низких цен и тарифов. Таким образом, инвестиционный бюджет, обслуживая эти корпорации, поддерживает через них широкую сеть частных компаний.

        Развитие научно-технической революции  порождает создание научно-исследовательских фондов, используемых для финансирования поддержки научных исследований в промышленности, строительстве, а также содержания государственных научных центров, осуществляющих разработку фундаментальных исследований. В США действуют два крупных фонда: Национальный научный фонд (ННФ) и Научный фонд бюро стандартов (НФБС).

      Средства  ННФ формируются за счет поступлений из федерального бюджета, отчислений от прибыли промышленных предприятий, а также взносов университетов и колледжей. Расходуются средства на финансирование программы в области фундаментальных исследований, на премии ученым за научные достижения, строительство научных центров, подготовку кадров. НФБС предоставляет средства компаниям, проводящим эксперименты, и доводит научные исследования до их промышленного и сельскохозяйственного использования.

      В Великобритании Фонд национальной корпорации по развитию исследований имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет Фонду бессрочные авансы и ежегодные субсидии. Фонд финансирует капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением результатов этой разработки в производство. На средства Фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях, и доводятся до их промышленного освоения.

      Кредитные фонды — это ресурсы, находящиеся в распоряжении государственных банков, сберегательных касс, других кредитных учреждений, предоставляемые на условиях возврата и уплаты процентов. Преимущественным правом пользования такими фондами обладают юридические лица, выполняющие государственные заказы или работающие в соответствии с государственными программами развития страны. Большое значение кредитные фонды получили во Франции. К ним относятся фонды Банка Франции, Банка внешней торговли.

      В США функционирует целый ряд  кредитных фондов, которые осуществляют программы, сосредоточенные в трех важнейших отраслях — сельском хозяйстве, жилищном строительстве и внешнеэкономических связях. Для кредитования сельского хозяйства создан Фонд администрации фермерского кредита, осуществляющий координацию деятельности федеральных земельных банков, федеральных банков среднесрочного кредита и федеральной кооперации. Фонды кредитных учреждений формируются за счет средств казначейства, а также путем продажи собственных обязательств и используются для предоставления ссуд на различные цели (реализацию урожая, строительство складов и другие цели).

      Важное  значение для экспорта американского капитала имеет фонд Экспортно-импортного банка США. Он выдает кредиты (до 15—20 лет) американским экспортным компаниям, а также предоставляет гарантии по экспортным кредитам частных банков (в пределах 30—60% суммы кредита). Основным источником ресурсов банка являются собственные средства и займы.

      В Японии имеется большое количество кредитных фондов. Наибольшее значение приобрели фонды финансовых корпораций (корпорации финансирования жилищного строительства, корпорации финансирования мелких и средних предприятий) и фонды специальных банков (Экспортно-импортного банка Японии, японского Банка развития, Центрального кооперативного банка для сельского хозяйства и др.). Фонды финансовых корпораций формируются за счет средств бюджета, а также процентов за выдаваемые кредиты. Эти фонды предоставляют займы под умеренные проценты с целью финансирования «рискованных предприятий» или оказания помощи тем компаниям, которые не имеют доступа к другим источникам кредита.

      Социальные  фонды — ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Рост численности лиц наемного труда в результате развития производства, увеличение разрыва в интересах различных социальных групп общества, вызванное НТР, общее постарение населения стран объективно привели к необходимости увеличения фондов социального страхования. В последнее десятилетие объем социальных фондов в промышленно развитых странах возрос в абсолютных суммах в пять-шесть раз. Рост объема социальных фондов дает возможность повысить социальные выплаты. Фонды образуются за счет трех источников: страховых вносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства.

      Взносы  застрахованных представляют прямой вычет  из их дохода и по существу являются прямым целевым налогом. Ставка взноса в большинстве развитых стран устанавливается в процентах независимо от величины дохода. При этом предусматривается годовая максимальная сумма взноса или максимальный доход, к которому применяется ставка. Действуют страховые ставки для застрахованных и предпринимателей. В одних странах (ФРГ) они одинаковые для двух групп плательщиков, в других (Великобритания, Франция) — разные. В большинстве стран ставки для застрахованных устанавливаются в процентах к доходу, а для предпринимателей - в процентах не к общему фонду заработной платы, а к заранее определенной максимальной валовой заработной плате, т. е. сумма, превышающая этот максимум, не учитывается. Поэтому чем выше доля квалифицированных работников в компании, чем выше их заработная плата, тем меньше отчислений производят они в социальные фонды. Крупные компании платят относительно меньше в социальные фонды. Взносы предпринимателей приравниваются к издержкам производства и возмещаются им в виде повышенных цен на товары. В странах действует либо один взнос по всем видам страхования (Великобритания), либо несколько (ФРГ), уплата которых дает право на соответствующие виды социальных услуг.

      В США, к примеру, предприниматели  и застрахованные уплачивают страховые  взносы по одинаковым ставкам: 6,2% в  виде отчислений на социальное обеспечение и 1,45% — на бесплатную медицинскую помощь. Кроме того, с предпринимателей взимаются отчисления на пособия по безработице в размере 0,8%. Таким образом, комбинированная ставка предпринимателей равна 8,45% при максимальном облагаемом доходе около 45 тыс. долл., тогда как для застрахованных она — 7,65%.

      В Германии предприниматели и работающие по найму также уплачивают одинаковые ставки взносов в социальные фонды. Однако самостоятельные ставки действуют  для фонда пенсионного страхования, фонда страхования по болезни, фонда страхования от несчастных случаев. Так, ставка взносов в фонд пенсионного страхования установлена для застрахованных и предпринимателей в размере 9,5% к фонду зарплаты.

      В США действует большое количество социальных фондов, находящихся в разном административном подчинении. Наиболее крупными являются три общенациональных фонда: фонд страхования по старости, инвалидности и на случай потери кормильца; фонд страхования государственных служащих; фонд помощи нуждающимся.

      Фонды социального страхования в ФРГ включает множество автономных фондов, охватывающих отдельные виды страхования — фонд пенсионного страхования рабочих и служащих, фонд страхования по болезни, фонд страхования по безработице и др.

      В Великобритании функционируют два  основных социальных фонда: фонд национального страхования и пенсионные фонды государственных предприятий.

      В Японии четыре крупных фонда: фонд страхования  здоровья, фонд национальных пенсий, фонд страхования от производственного  травматизма, фонд страхования от безработицы. Во Франции наиболее значительными социальными фондами являются фонд страхования по болезни, инвалидности, материнству; пенсионный фонд; фонд помощи семьям; национальный фонд помощи безработным.

      Среди межгосударственных фондов наибольшее значение имеют Международный валютный фонд, задачей которого является урегулирование международной ликвидности в целях равновесия платежного баланса, и Мировой банк, предоставляющий долгосрочные кредиты для расширения производственных мощностей под гарантию правительства стран-членов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития.

     2.1. Социальные внебюджетные фонды, характеристика, источники формирования. 

     Пенсионный  фонд РФ (ПФ).

      ПФ  России был образован постановлением Верховного Совета РСФСР 22.12.90 и введен в действие с 1.01.92 постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91, и в настоящее время действует в соответствии с редакцией постановления ВС РФ от 11.02.93.

      Основные  задачи ПФ:

      1. Целевой сбор и аккумуляция страховых взносов; финансирование расходов в соответствии с назначением ПФ.

      2. Организация работы по взысканию  с работодателей и граждан,  виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессиональные заболевания или по случаю потери кормильца.

      3. Капитализация средств ПФ; привлечение  добровольных взносов юридических  физических лиц.

      4. Контроль с участием налоговых  органов за своевременным и  полным поступлением взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием средств фонда.

      5. Межгосударственное и международное  сотрудничество по вопросам в  компетенции ПФ, участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий.

     Бюджет Пенсионного фонда РФ формируется за счет: 

    • страховых взносов; 
    • средств федерального бюджета; 
    • сумм пеней и иных финансовых санкций; 
    • доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования; 
    • добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых в качестве страхователей или застрахованных лиц; 
    • иных источников, не запрещенных законодательством РФ. 

     В соответствии с федеральными законами Пенсионный фонд назначает и выплачивает следующие виды пенсий:

    • трудовая пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца);
    • социальная пенсия (нетрудоспособным гражданам);
    • пенсия за выслугу лет;
    • пособие одиноким матерям;
    • пенсия военнослужащим и членам их семей;
    • пенсия пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф и членам их семей.

Информация о работе Система внебюджетных фондов в РФ современное состояние, перспективы развития