Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 20:05, шпаргалка
Шпаргалка содержит ответы на 48 экзаменационных вопросов по предмету. 1.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России... 48.Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ.
44.Методы бюджетного регулирования (способы балансирования доходов и расходов бюджетов за счет регулирующих доходов и финансовой помощи). Бюджетное регулирование – это перераспределение средств в целях обеспечения территориальных бюджетов минимально необходимым уровнем доходов, направляемых на экономическое и социальное развитие территорий. В ходе развития бюджетной системы РФ менялись методы и модели бюджетного регулирования. Горизонтальная модель – была характерна для бюджетной системы дореволюционной России, когда за каждым бюджетом были закреплены свои налоги и сборы. Т.о. размер бюджетных доходов предопределял размер расходов. Веерная модель – размеры расходов стали обуславливаться «собственными» доходами и «регулирующими». Преимущества этой модели: 1.достигается единство источников всех бюджетов, отсюда, заинтересованность и ответственность органов власти всех уровней в развитии экономики на данной территории. 2.создается механизм оказания финансовой помощи территориям. 3. Правительства страны имеют реальные рычаги для регулирования экономических и социальных процессов на территории. Существуют недостатки данной модели: 1.низкая доля собственных доходов территориальных бюджетов. 2.велики встречные и неоправданные потоки финансовых ресурсов с территории сначала в вышестоящий затем снова в нижестоящий бюджет. 3.это ведет к централизации средств в вышестоящем бюджете, ущемлении территориальных потребностей, остаточному финансированию в социальной сфере, противостоянию между центром и территорией.
45.Бюджетный контроль, его содержание, формы, виды и методы. Бюджетный контроль – это система мероприятий по проверке соблюдения законоположений, касающаяся вопросов формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Задачи бюджетного контроля: 1)обеспечение правильности составления и исполнения доходных и расходных частей бюджета. 2)финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих расходы за счет бюджетных средств. 3)анализ выявленных отклонений от установленных показателей бюджета и подготовка предложений, направленных на их устранение. 4)контроль за законностью и своевременностью движения средств бюджетов и за соблюдением правил ведения бухучета и отчетности. Виды бюджетного контроля: 1)общегосударственный; 2)ведомственный; 3)внутрихозяйственный в бюджетных организациях; 4)общественный – неправительственными организациями; 5) независимый (аудиторский). Формы бюджетного контроля: 1)предварительный; 2)текущий; 3) последующий. Методы бюджетного контроля: 1.Проверка: а)документальная (в организациях); б)камеральная (по месту нахождения контрольного органа) на основании бюджетной финансовой отчетности. 2.Обследование – ознакомление с отдельными сторонами деятельности организации, проводиться путем опроса, анкетирования, инспекции, наблюдения. 3. Экономический анализ – детальное изучение исполнения расходных и доходных частей бюджета, сметы доходов и расходов бюджетных учреждений, бюджетной отчетности с целью выявления причин, способствующих или препятствующих достижению намеченной цели. 4.Ревизия - полный всеобъемлющий метод – его главное назначение: проверка законности и обоснованности финансовых операций.
46.Целевые бюджетные фонды, их состав и значение. Целевые бюджетные фонды появились в бюджетной системе РФ в 1995 году для финансирования некоторых государственных расходов, направленных на специальные цели. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ целевой бюджетный фонд - это денежные средства в составе бюджета, того уровня государственной власти, который его образовал за счет доходов целевого назначения. Средства целевого бюджетного фонда не могут быть использованы на цели, не соответствующие назначению целевого бюджетного фонда. К 2001 году произошло значительное падение доли доходов целевых бюджетных фондов в федеральном бюджете, связанное с упразднением большого их числа. Если в 1998 году в федеральный бюджет были консолидированы такие фонды как: Федеральный дорожный фонд, Федеральный экологический фонд, Государственный фонд борьбы с преступностью, Фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы, Фонд развития федеральной пограничной службы, Фонд развития таможенной системы РФ и Фонд Министерства РФ по атомной энергии, то к 2001 году в федеральном бюджете остался только последний. Упразднение бюджетных фондов было связано с необходимостью централизации бюджетных средств и сложностями при осуществлении казначейского контроля за их использованием, что приводило к неэффективности расходования средств целевых бюджетных фондов. Единственный еще действующий в 2004 году федеральный целевой бюджетный фонд - это фонд Министерства РФ по атомной энергии. Это целевой бюджетный фонд, из которого финансировались мероприятия по повышению ядерной, радиационной и экологической безопасности и поддержке фундаментальной и прикладной науки, компенсировались организациям расходы, связанные с исполнением международных обязательств, а также мероприятия по Федеральной целевой программе "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)". В 2004 году доля доходов фонда Министерства РФ по атомной энергии в федеральном бюджете составила 0,5%. К 2005 году этот фонд был расформирован. У субъектов РФ так же есть право иметь целевые бюджетные фонды в составе своих бюджетов и они пользуются этим правом. Основная доля денежных средств приходится на территориальные дорожные фонды, кроме того, существуют прочие целевые бюджетные фонды субъектов РФ, утвержденные законодательными органами субъектов РФ. В 2003 году объем средств, поступивших в эти фонды, для консолидированного бюджета субъектов РФ составил 104,8 млрд. руб. До 2001 года в бюджеты субъектов РФ входили также территориальные экологические фонды и фонды по воспроизводству минерально-сырьевой базы. Целевые бюджетные фонды в основном формируются в местных бюджетах, их доходы составляют не более 5% всех поступающих средств. Появление этих фондов связано с появлением целевых источников. Чаще всего это платежи за пользование какого-либо ресурса, облаченные в налоговую форму.
47.Казначейская система исполнения бюджета. Казначейство федеральное – в РФ единая централизованная система органов исполнительной власти, включает органы по субъектам РФ и субъектам местного самоуправления. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для ведения хозяйственных операций. Задачи органов казначейства: организация, осуществление и контроль за исполнением ФБ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; регулирование финансовых отношений между ФБ и гос. внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных (федеральных) средств; осуществление краткосрочного прогнозирования объемов гос. финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период гос. расходов; сбор, обработка и анализ информации о состоянии гос. финансов, представление высшим законодательным и исполнительным органам государственной власти и управления РФ отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по ФБ РФ, о государственных внебюджетных фондах, а также о состоянии бюджетной системы РФ; управление и обслуживание совместно с ЦБ РФ и другими уполномоченными банками гос. внутреннего и внешнего долга РФ; разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции казначейства, обязательных для органов гос.власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, включая организации, распоряжающиеся средствами государственных внебюджетных фондов; подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету гос.казны РФ. При казначейском исполнении ФБ регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств ФБ возлагаются на Федеральное казначейство. Исполнение ФБ осуществляется на основе отражения всех операций и средств ФБ в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения ФБ запрещается осуществление операций минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов ФБ, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет ФБ (единый счет Федерального казначейства) находится в Банке России. В целях управления средствами ФБ, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета ФБ. Счета Федерального казначейства в Банке России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством РФ с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом. Открытие и закрытие счетов ФБ, изменение их режима без соответствующего решения Федерального казначейства не допускаются.
48.Доходы и расходы бюджетов субъектов РФ. Бюджет субъекта Федерации - фонд денежных средств субъекта Федерации, его финансовый план на текущий год. В широком значении под бюджетом субъекта Федерации понимается консолидированный бюджет субъекта Федерации. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает в себя наряду с бюджетом субъекта Федерации бюджеты муниципальных образований, расположенных на территории данного субъекта Федерации. В доходы бюджетов субъектов РФ полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ. Иные неналоговые доходы поступают в бюджеты субъектов РФ в порядке и по нормативам, которые установлены ФЗ и законами субъектов РФ. К налоговым доходам относятся: 1.собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта РФ на очередной финансовый год и ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в РФ"; 2.отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативам, определенным ФЗ о ФБ на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ: 1.доходы от использования имущества. 2.доходы от платных услуг, оказываемых органами гос.власти, находящимися в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; 3.средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного субъектам РФ и иные суммы принудительного изъятия; 4.доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ; 5.иные неналоговые доходы. Исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов: 1)обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ; 2)обслуживание и погашение гос.долга субъектов РФ; 3) проведение выборов и референдумов субъектов РФ; 4)обеспечение реализации региональных целевых программ; 5)формирование гос.собственности субъектов РФ; 6) осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ; 7) содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов гос.власти субъектов РФ; 8) обеспечение деятельности СМИ субъектов РФ; 9) оказание финансовой помощи местным бюджетам; 10)обеспечение осуществления отдельных гос.полномочий, передаваемых на муниципальный уровень; 11) компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами гос.власти субъектов РФ, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов; 12)прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов РФ