Роль собственных и регулирующих доходов в формировании бюджетов разных уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 10:53, реферат

Описание работы

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенная для финансирования задач и функций государства и местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..…3
Классификация доходов бюджета………………………………………….…..4
Доходы федерального бюджета…………………………………………..…….7
Доходы регионального бюджета……………………………………………….8
Доходы местного бюджета…………………………………………………….11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..15
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...16

Работа содержит 1 файл

бюджет РФ.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

3. ДОХОДЫ РегиональнОГО бюджетА

      Региональные бюджеты - центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.

      В современных условиях все в большей  степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях.

      Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.

      В последнее десятилетие наблюдается  регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

      Через региональные бюджеты государство  активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.

      С помощью региональных бюджетов государство  осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

      В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих доходов.

      Собственные доходы включают следующие региональные налоги и сборы:

      • налог на имущество предприятий;

      • налог на недвижимость;

      • дорожный налог;

      • транспортный налог;

      • налог с продаж;

      • налог на игорный бизнес;

      • региональные лицензионные сборы.

      К собственным доходам относятся  также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

      Регулирующие доходы включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

      Основные  направления использования средств  региональных бюджетов:

      • обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

      •  обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;

      •  проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;

      •    обеспечение реализации региональных целевых программ;

      •  формирование государственной собственности  субъектов Российской Федерации;

      • осуществление международных и  внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;

      • содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

      • обеспечение деятельности средств  массовой информации субъектов Российской Федерации;

      •  оказание финансовой помощи местным  бюджетам;

      • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

      • компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов. 

4. ДОХОДЫ МестнОГО бюджетА

     Местное самоуправление - обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

      Финансовой  базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

      Местные бюджеты - один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется  в их назначении.

      Они выполняют следующие функции:

      • формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;

      • распределение и использование  этих фондов между отраслями народного  хозяйства;

      •  контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

      Важное  значение имеют местные бюджеты  в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов.

      Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

      В основе распределения общегосударственных  денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной финансовой поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

     Собственные доходы не являются основными источниками формирования местных бюджетов. В состав собственных доходов местных бюджетов входят:

      Местные налоги и сборы:

      •    земельный налог;

      •    налог на имущество физических лиц;

      •    налог на рекламу;

      •    налог на наследство или дарение;

      •    местные лицензионные сборы.

      В свою очередь, земельный налог включает:

1) земельный  налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;

2) земельный  налог и арендную плату за  земли несельскохозяйственного, назначения;

3) доходы  от централизации средств земельного  налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;

4) возмещение  потерь сельскохозяйственного производства, связанных с изъятием сельскохозяйственных угодий.

      Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:

      •  доходы от приватизации объектов государственной  и муниципальной собственности;

      •    доходы от продажи земли;

      • доходы от продажи квартир гражданам.

      Средства обязательного медицинского страхования, средства внебюджетных и отраслевых фондов.

      Местные органы власти заинтересованы в собственных  источниках доходов. Они позволяют шире проявлять хозяйственную инициативу, добиваться увеличения платежей в бюджет.

      Постоянно  увеличивающиеся   расходы   местных   бюджетов при недостаточном росте объема собственных доходов вызывали необходимость наделения средствами этих бюджетов. Это осуществлялось главным образом за счет регулирующих источников, т. е.  средств,  поступивших из источников вышестоящих бюджетов.

      В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:

      •  от налога на добавленную стоимость;

      • от акцизов;

      • от налога на прибыль (доход) предприятий;

      • от подоходного налога с физических лиц.

      Нормативы отчислений регулирующих доходов утверждаются вышестоящими территориальными органами власти в зависимости от общей суммы расходов местного бюджета и объема его собственных доходов.

     По объему и экономическому значению ведущее положение в доходах местных бюджетов занимают отчисления от регулирующих налогов. Их роль заключается не только в обеспечении финансовыми ресурсами местных органов власти, но и в повышении их заинтересованности в мобилизации средств в вышестоящий бюджет, в повышении эффективности производства на подведомственной им территории.

      Существующая  система регулирования местных  бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.

      В то же время используемый метод регулирования местных бюджетов имеет недостатки. Основной из них - наличие элементов субъективности при формировании регулирующих доходов местных бюджетов, что выражается в не всегда объективном установлении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов и выборе их состава. Этот недостаток будет устранен с введением в практику бюджетного планирования государственных минимальных социальных и финансовых норм. Речь идет о том, чтобы разработать и утвердить нормы минимальной обеспеченности каждого жителя набором социальных благ, в том числе по народному образованию, здравоохранению, жилищно-коммунальному обслуживанию и т. д.

      Эти нормы должны быть дифференцированы по отдельным регионам страны с учетом климатических, исторических, этнических особенностей и уровня обеспеченности населения этими услугами.

      Рост  местных бюджетов непосредственно связан с процессом урбанизации, следовательно, расширением социальной инфраструктуры. В общем объеме местных бюджетов постоянно увеличивается удельный вес городских и поселковых бюджетов.

      
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Доходы  бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Информация о работе Роль собственных и регулирующих доходов в формировании бюджетов разных уровней