Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Цель реферата: выяснить, какое влияние оказывает на экономики страны уровень развития ее бюджетной системы.

Гипотеза: в рыночной экономике, в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы, значительно вырастает роль бюджетной системы как из одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. БЮДЖЕТ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ФУНКЦИИ 5
2. БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО 7
3. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА 12
3.1. Доходы бюджета 12
3.2. Расходы бюджета 13
4. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРАКТИКЕ 16
4.1. Исполнение федерального бюджета в 2010 году 16
4.2. Бюджет РФ на 2011 - 2013 года 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 143.50 Кб (Скачать)
  1. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [7]

     Таким образом, можно сказать, что ходе реализации основ государственной бюджетной политики все принципы бюджетной системы действуют и применяются в бюджетном процессе в единстве и взаимосвязи, и ни один из принципов бюджетной системы не противоречит другому.

 

  1. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
    1. Доходы бюджета

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти, субъектов и местного самоуправления. Доходы подразделяются на три группы:

  1. Налоговые поступления – прямые и косвенные налоги с доходов населения, предпринимателей и государственных предприятий, безвозмездные поступления и доходы целевых бюджетных фондов. [3]

     Налоговые доходы состоят из следующих подгрупп:

    • налоги на прибыль (доход), прирост капитала;
    • налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;
    • налоги на совокупный доход;
    • налоги на имущество;
    • платежи за пользование природными ресурсами;
    • налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции;
    • прочие налоги, пошлины, сборы. [1]
  1. Неналоговые поступления – различного рода платежи и сборы, это также и обязательные платежи фирм, организаций, предприятий и граждан во внебюджетные фонды, напр. на социальное страхование, в фонд занятости. [3]

     Неналоговые доходы включают следующие подгруппы:

    • доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;
    • доходы от продажи земли и нематериальных активов;
    • поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;
    • административные платежи и сборы;
    • штрафные санкции, возмещение ущерба;
    • доходы от внешнеэкономической деятельности;
    • прочие неналоговые доходы.
  1. Безвозмездные перечисления – это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.

     Безвозмездные перечисления состоят из подгрупп:

    • дотации из других бюджетов бюджетной системы;
    • субсидии из других бюджетов бюджетной системы;
    • иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы;
    • безвозмездные поступления от физических и юридических лиц. международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования. [1]
    1. Расходы бюджета

     Бюджетные расходы – финансовые ресурсы, направляемые на развитие национального хозяйства и социальные нужды общества. За счет средств государственного бюджета финансируется содержание государственного аппарата, армии, судебных органов, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения. Для финансирования бюджетных расходов широко используются государственные займы – особый вид кредита, при котором государство занимает деньги у предприятий и населения, как правило, путем выпуска облигаций. [3]

     Для выяснения роли и значения бюджетных  расходов в экономической жизни  общества их классифицируют по определенным признакам. В теории и практике финансов существуют несколько признаков классификации расходов бюджета:

  1. функциональное назначение - отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. В целом функциональная классификация расходов представлена:
    • расходами на оборону;
    • расходами, связанными с экономической деятельностью;
    • расходами, связанными с социальным страхованием и обеспечением;
    • расходами, связанными с управление государством, обеспечением общественного порядка и безопасности;
  1. экономическое назначение – группировка расходов бюджетов всех уровней по экономическому содержанию, отражающая виды финансовых операций, с помощью которых государство выполняет свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами.  Различают три категории расходов:
    • текущие расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, бюджетных учреждений и т. п. В категорию "Текущие расходы" включаются следующие группы: закупки товаров и услуг; выплаты процентов; субсидии и текущие трансферты; оплата услуг по признанию прав собственности за рубежом. В свою очередь в группу "Закупка товаров и услуг" включаются следующие предметные статьи: оплата труда государственных служащих; начисления на оплату труда; приобретение предметов снабжения и расходных материалов; командировки и служебные разъезды, оплата транспортных услуг, оплата услуг связи, оплата коммунальных услуг, оплата геологоразведочных работ и др.;
    • капитальные расходы – это часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность. Капитальные расходы имеют следующие группы: капитальные вложения в основные фонды, создание государственных запасов и резервов, приобретение земли и нематериальных активов, капитальные трансферты;
    • предоставление кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения;
  1. ведомственное назначение – это группировка расходов, отражающая распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств федерального бюджета. Главный распорядитель средств - руководитель органа государственной власти, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. [2]

     Таким образом, доходы и расходы играют важную роль при составлении бюджета. Большую часть доходов составляют налоги, а расходы в основном идут на финансирование.

 

  1. ВЗАИМОСВЯЗЬ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕССОВ  И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПРАКТИКЕ
    1. Исполнение федерального бюджета в 2010 году

     Доходы  федерального бюджета за десять месяцев 2010 года, по оперативной информации Федерального казначейства, составили 6 722,2 млрд. рублей или 18,2% ВВП, что в процентах к ВВП представляет равную величину за аналогичный период 2009 года.

     Поступление доходов в январе-октябре составило 86,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 2652,3 млрд. рублей или 7,2% ВВП (в январе-октябре 2009 г. – 2472,2 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-октября 2010г. 3544,6 млрд. рублей или 9,6% ВВП (8,4% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 525,3 млрд. рублей, или 1,4% ВВП (2,0% ВВП).

     Нефтегазовые  доходы составили за 10 месяцев 2010 года 3051,4 млрд. рублей или 8,3% ВВП, что на 1,1 п.п. ВВП выше, чем за аналогичный  период предыдущего года. Данный факт обусловлен повышением мировых цен на энергоносители. В частности, средняя цена на нефть за 10 месяцев 2010 года составила 76,4 долл. за баррель (58,2 долл. за баррель за аналогичный период 2009 года). Ненефтегазовые доходы также увеличились и составили 3670,9 млрд. рублей или 10,0% ВВП (что на 174,3 млрд. рублей больше показателя 2009 года), однако, произошло определенное снижение ненефтегазовых доходов в % ВВП (на 1,1 п.п.). Основной причиной снижения является отмена с 2010 года ЕСН, а также снижение поступления доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

     Кассовые  расходы федерального бюджета за январь-октябрь 2010 г. составили 7500,2 млрд. рублей или 20,3% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 2,6 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 174,0 млрд. рублей, что составляет 0,5% к ВВП (150,3 млрд. рублей или 0,5% ВВП в 2009 году). Непроцентные расходы в январе-октябре 2010 года были ниже на 2,6% , чем в том же периоде прошлого года (7 326,2 млрд. рублей или 19,9% ВВП по сравнению с 7 118,6 млрд. рублей или 22,4% ВВП соответственно).

     С учетом исполнения бюджета по доходам  и расходам дефицит федерального бюджета в январе-октябре 2010 г. составил 778,0 млрд. рублей или 2,1% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года дефицит был равен 1481,3 млрд. рублей или 4,7% ВВП).

     Сальдо  государственных внутренних заимствований  за январь-октябрь 2010 года составило, по предварительному оперативному отчету Федерального казначейства, 283,2 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 593,1 млрд. рублей (1,6% ВВП). Погашение долга в январе-октябре 2010 г. составило -310,0 млрд. рублей (-0,8% ВВП) по сравнению с -100,0 млрд. рублей (-0,3% ВВП) за соответствующий период 2009 года.

     Совокупный  объем нефтегазовых фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 ноября 2010 года снизился до 4 059,8 млрд. рублей (в том числе, Резервный фонд – 1287,0 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния – 2772,8 млрд. рублей) с 4599,5 млрд. рублей на 1 января 2010 года.

     Нефтегазовые  фонды в 2010 году пополнялись исключительно  за счет доходов от размещения собственных  средств, составивших  45,8 млрд. рублей с начала года, в марте и апреле 2010 года на финансирование дефицита федерального бюджета были направлены средства Резервного фонда в общей сумме 519,5 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета. [7]

     Исходя  из вышесказанного, можно сделать  вывод, что доходы бюджета в 2010 году превышают доходы за аналогичный  период 2009 года за счет увеличения налоговых платежей и нефтегазовых доходов. А расходы, наоборот, уменьшились за счет снижения кассовых расходов.

 

    1. Бюджет РФ на 2011 - 2013 года

     Доходы  федерального бюджета на ближайшие  три года будут увеличены почти на триллион рублей, зато расходы вырастут еще сильнее - на 1,1 трлн рублей. При этом относительно ВВП размер дефицита бюджета останется прежним: 3,6% ВВП, 3,1% ВВП, 2,9% ВВП на 2011, 2012 и 2013 год соответственно

     Власти  пересмотрели прогнозы по доходам и  расходам бюджета на ближайшие три года. Доходы заметно вырастут. Но расходы повысятся еще более сильно.

     Доходы  федерального бюджета РФ на 2011 год будут увеличены на 226 млрд рублей, 2012 год - на 371 млрд рублей, на 2013 год - на 395 млрд рублей, сообщил вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин на брифинге в правительстве.

     Прогноз расходов федерального бюджета РФ, по его словам, на 2011 год увеличен на 272,9 млрд рублей, на 2012 год - на 392,7 млрд рублей, на 2013 год - на 425,8 млрд рублей.

     В абсолютном выражении объем доходов  в 2011 году может составить 8 трлн 844 млрд рублей, или 17,6% ВВП (ранее доходы планировались  в размере 8 трлн 617 млрд рублей, или 17,4% ВВП), в 2012 году - 9 трлн 502,8 млрд рублей, или 17% ВВП (ранее - 9 трлн 131,7 млрд рублей, 16,5% ВВП), в 2013 году - 10 трлн 379,2 млрд рублей, или 16,8% ВВП (9 трлн 983,9 млрд рублей, 16,1% ВВП).

     Расходы бюджета в 2011 году могут составить 10 трлн 658 млрд рублей, или 21,2% ВВП (ранее - 10 трлн 358,1 млрд рублей, или 20,9% ВВП), в 2012 году - 11 трлн 237,3 млрд рублей, или 20,1% ВВП (10 трлн 844,6 млрд рублей, 19,6% ВВП), в 2013 году - 12 трлн 174,9 млрд рублей, или 19,7% ВВП (11 трлн 749,1 млрд рублей, 19% ВВП).

     Одновременно  с этим изменился и размер дефицита бюджета в абсолютном выражении, однако его отношение к ВВП  осталось прежним: 3,6% ВВП, 3,1% ВВП, 2,9% ВВП  на 2011, 2012 и 2013 год соответственно. В  абсолютном выражении дефицит в 2011 году увеличится до 1 трлн 814 млрд рублей, в 2012 году - до 1 трлн 734,5 млрд рублей, в 2013 году - до 1 трлн 795,7 млрд рублей.

     А.Кудрин отметил, что в связи с ростом прогноза расходов на ближайшую трехлетку  наибольший рост поддержки получит Минобороны, на втором месте - Минздрав, расходы на который увеличатся в связи с введением льгот для информационно-технологичеких компаний по страховым взносам.

Информация о работе Роль бюджета и бюджетных процессов в современных экономических отношениях России