Региональный бюджет Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 14:07, реферат

Описание работы

Принятие Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.1997 г., который призван обеспечить учет местных интересов, повышение уровня удовлетворения местных нужд, активизацию экономического, социального, технологического и другого развития регионов, оказывало содействие смещению акцентов в государственной политике на региональные приоритеты.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Базовые теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов 4

Этапы бюджетирования 5

Способы разработки бюджетов 9

Структура местных бюджетов 11

Доходная часть 12

Расходная часть 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 21

Работа содержит 1 файл

местные бюджеты.docx

— 71.16 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ              3

 

  1. Базовые теоретические положения и принципы разработки местных бюджетов                              4

 

  1.  Этапы бюджетирования                       5

 

  1.  Способы разработки бюджетов                    9

 

  1.  Структура местных бюджетов                           11

 

    1. Доходная часть                                    12

 

    1. Расходная часть                                    19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ           20

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                         21 
ВВЕДЕНИЕ

 

Принятие Закона Украины "О местном самоуправлении в Украине" от 21.05.1997 г., который призван обеспечить учет местных интересов, повышение уровня удовлетворения местных нужд, активизацию экономического, социального, технологического и другого развития регионов, оказывало содействие смещению акцентов в государственной политике на региональные приоритеты.

Бюджеты территориальных формирований играют значительную роль в социально-экономической жизни страны, они являются финансовой основой местного самоуправления, без которого не может полноценно функционировать каждое демократическое государство. За счет средств местных бюджетов осуществляется финансирование широкого круга государственных расходов, тем самым, местные бюджеты оказывают содействие удовлетворению жизненно важных нужд граждан.

Важное значение отводится местным бюджетам в решении такой сложной задачи, как проведение финансового выравнивания, суть которого состоит в следующем. Всегда существуют объективные отличия в уровнях экономического развития административно-территориальных единиц, это служит причиной расхождений в объемах налоговых поступлений отдельных территорий, которые, в свою очередь, приводят к значительным колебаниям размеров местных бюджетов и расходов из них (в сопоставлении с количеством населения). Основной целью финансового выравнивания является устранение данных расхождений и создание одинаковых возможностей для органов местного самоуправления всех административно-территориальных единиц страны по предоставлению общественных услуг на равном уровне, который гарантирован Конституцией Украины.

 

1 БАЗОВЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

По Конституции Украины (ст. 140) местное самоуправление является правом территориальной общины самостоятельно решать вопрос местного значения в пределах Конституции и Законов Украины.

Финансовые основы института местного самоуправления определены:

  1. Конституцией Украины (ст. 7, статьи 140-146).
  2. Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010.
  3. Законом Украины «О местном самоуправлении» (от 27.05.1997, с изменениями от 07.07.2011).

4.Законом Украины «О системе налогообложения» (от 2 февраля 1994 года).

5.Налоговым кодексом Украины  (от 02.12.2010, с изменениями от 04.11.2011)

 

Понятие «местные бюджеты» целесообразно рассматривать  в двух аспектах: как организационную форму мобилизации части финансовых ресурсов в распоряжение местных органов самоуправления и как систему финансовых отношений, которые возникают между местными и государственным бюджетами, а также внутри совокупности местных бюджетов.

Как организационная  форма мобилизации доходов и  осуществления расходов местными органами самоуправления, местные бюджеты - это балансовые расчеты доходов и расходов, которые мобилизуются и тратятся на соответствующей территории.

Вместе  с тем, местные бюджеты следует рассматривать как важную финансовую категорию, основу которой представляет система финансовых отношений между местными бюджетами и хозяйственными структурами, которые функционируют на данной территории; бюджетами и населением данной территории, которые составляются при мобилизации и расходовании средств местных бюджетов; местными бюджетами разных уровней по перераспределению финансовых ресурсов; местными бюджетами и государственным.

Местный бюджет может состоять из общего и специального фондов.

Специальный фонд должен формироваться с конкретно определенных источников поступлений и использоваться на финансирование конкретно определенных целей.

Специальный фонд – это классический случай закрепления источника доходов за статьей расходов, по которой определенные виды доходов назначаются на финансирование определенных видов расходов.

Специальные фонды были введены с целью улучшения отчетности за государственные средства, которые раньше направлялись к многочисленным внебюджетным фондам, то есть для повышения прозрачности в использовании государственных средств.

Местный бюджет делится на текущий бюджет и бюджет развития.

Текущий бюджет используется для выполнения как собственных, так и делегированных полномочий.

Средства текущего бюджета  направляются на финансирование учреждений и завдений производственной и социальной инфраструктуры, которые содержатся за счет бюджетных ассигнований, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения.

Средства бюджета развития направляются на реализацию программ социально-экономического развития соответствующей территории, связанных с осуществлением инвестиционной и инновационной деятельности, а также на финансирование субвенций и других расходов, связанных с расширенным воспроизводством. Разделение местных бюджетов на текущий бюджет и бюджет развития определяет порядок финансирования при условиях наличия дефицита бюджета в связи с недовыполнением доходов бюджета. В таком случае в первую очередь финансируются расходы, которые включены в текущий бюджет.

Особенности формирования местных бюджетов определяются государственным устройством и  соответствующим административным делением. В государствах с федеративным устройством налоги взимают центральное правительство, правительство штатов и местных органов власти, в унитарных государствах – лишь центральное правительство и местные органы власти. Через распространение тенденции к децентрализации управления в развитых странах мира, усиление роли региональной политики в последние десятилетия в мире усиливается роль, сфера деятельности и влияние местной власти, которая предопределяет большую самостоятельность в формировании местных бюджетов, рост местных бюджетных расходов и поступлений .

К местным  принадлежат областные, районные, городские, поселковые и сельские бюджеты. Это  фонды финансовых ресурсов, которые сосредоточены в распоряжении местных советов народных депутатов и органов местного и регионального самоуправления. Компетенция каждого из них в области бюджета и финансов разграничена, всего местных бюджетов в Украине свыше 14 тысяч. Наибольшая по численности группа - это сельские, поселковые и городские бюджеты.

 

2.Этапы бюджетирования

 

На современном  этапе развития бюджетной системы  в Украине методологические и методические положения относительно бюджетирования на государственном и региональных уровнях подлежат постоянной переоценке и усовершенствованию. Оно предопределяется рядом факторов (несоответствующей квалификацией разработчиков бюджета, наличием разногласий в нормативно-правовой базе из-за проблем функционирования отечественной бюджетной системы, несоответствием размежевания расходов между уровнями бюджетной системы согласно положенным и делегированным функциям, сложности и весомости влияния субъективных факторов в межбюджетних отношениях и так далее). Поскольку местные бюджеты в системе местных финансов играют определяющую роль в обеспечении выполнения функций и задач местными органами, то на протяжении последних лет все большее внимание акцентируется на усилении их влияния на экономику и социальную сферу, как инструментов перераспределения валового внутреннего продукта, фискальной деятельности, обеспечении общественных услуг и экономического развития. Решение этих проблем тесно связано с ростом самостоятельности местных органов власти при формировании бюджетов, усовершенствованием межбюджетних отношений и использованием передовых методов формирования, контролирования и регулирования структуры доходов и расходов местных бюджетов.

На данном этапе проведенные исследования в области  формирования местных  бюджетов утверждают, что бюджетирование в регионах целесообразно реализовывать по таким последовательным этапам: бюджетное планирование, бюджетная организация, бюджетное мотивирование, бюджетное контролирование и бюджетное регулирование .

Бюджетное планирование в регионе является начальным и определяющим этапом всего бюджетирования, поскольку в нем происходит определение принципов бюджетного планирования, выбор способов разработки местных бюджетов, формирование их структуры и состава, определение направлений межбюджетних отношений и консолидации бюджетных показателей разных уровней. К принципам бюджетного планирования  относят научную обоснованность, оптимальную сбалансированность между уровнем налогообложения субъектов-плательщиков налогов и уровнем социальных выплат, центральное место бюджетного планирования в системе финансового планирования, органическую взаимосвязь между прогнозными и текущими бюджетными планами, директивный характер бюджетных выплат, единство общегосударственного и местных бюджетов, демократичность. Поскольку бюджетное планирование в регионах обеспечивает разработка соответствующих местных бюджетов, то, целесообразно было бы также отнести к принципам бюджетного планирования принципы содержательного наполнения бюджетов (обеспечение социального, экономического, инновационного, технологического, рекреационного и другого развития регионов).

Бюджетная организация предусматривает формирование организационно-распорядительных механизмов для реализации и выполнения сформированных местных бюджетов, определение перечня уполномоченных органов, их функций и ответственности в бюджетной системе взаимосвязей. В бюджетном процессе на местном уровне принимают участие такие органы в пределах предоставленных им полномочий и компетенции: Совет Министров АРК, Верховная Рада АРК, Счетная палата АРК, местные государственные администрации, исполнительные органы соответствующих советов, таможенные финансовые органы, главные распорядители бюджетных средств, территориальные органы Государственного казначейства Украины, и Государственной налоговой администрации, Контрольно-ревизионного управления, Государственного комитета статистики и так далее.

Бюджетное мотивирование на местном уравне должно реализовываться в двух направлениях. Во-первых, местные бюджеты должны отображать рычаги стимулирования развития регионов. Во-вторых, заинтересованность местных органов власти должна усиливаться стимулированием за выполнение бюджетных показателей, а также приоритетных региональных программ.

Чрезвычайно важного значения в процессе бюджетирования приобретают бюджетное контролирование и регулирование. Бюджетное контролирование призвано определить и оценить уровень выполнения местных бюджетов, а также результативность функционирования бюджетной системы на местном уравне, хотя в современных условиях внимание акцентируется лишь на анализе выполнения бюджетных показателей с целью выполнение ряда задач, а именно: выявление уровня выполнения бюджетных показателей и определение причин и факторов, которые обусловили отклонение; отслеживание целевого использования финансовых ресурсов и своевременности их формирования и распределения; обеспечение полного финансирования программ и проектов, предусмотренных в местных бюджетах; выявление недостатков в деятельности получателей бюджетных средств; определение экономической и социальной эффективности бюджетных расходов; выявление отклонений и недостатков в межбюджетних отношениях.

Необходимо  указать, что анализ бюджета должен осуществляться отдельно по доходной части и расходной. При этом используются методы вертикального бюджетного контроля (определение структуры расходной и доходной частей бюджета) и горизонтального бюджетного контроля:

  • динамико-статистического (сравнение бюджетных показателей за несколько периодов);
  • планово-фактического (сравнение фактических бюджетных показателей с плановыми);
  • комбинированного.

Результаты полученные с использованием вышеприведенных методов будут подлежать трендовому анализа (выявлению существующих тенденций в изменении бюджетных показателей) и факторному анализу (определению системы факторов, которые обусловили имеющийся уровень выполнения бюджетов и существующие тенденции).

Необходимо  указать, что при отсутствии или  неразвитости инструментария аналитической  обработки отчетных бюджетных показателей  существует большая вероятность  принятия в сфере бюджетной политики недостаточно обоснованных решений, которые не разрешат учесть опыт прошлых бюджетных периодов при формировании и выполнении местных бюджетов. Исследования показывают, что чрезвычайно важным в данном аспекте есть определение ряда коэффициентов бюджетного обеспечения за несколько периодов, которые отображают структуру бюджетных расходов и ее влияние на целевой показатель регионального развития (индекс производства, уровень занятости, финансовые результаты субъектов хозяйствования). Функциональная зависимость в простейшем варианте отображена формулой 1.1.

Информация о работе Региональный бюджет Украины