Расходы бюджета на социальную защиту населения, их состав, структура, динамика по видам бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 03:24, реферат

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:
Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;
Описать процесс финансирования социальной сферы;
Раскрыть особенности распределения бюджетных средств на социальную сферу.

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                                          

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Расходы бюджета, являющиеся компонентом общей  финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в  связи с выполнением государством своих функций. Значимость социальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась подобная политика в этой области. В какой бы стране не жили люди, чьим интересам служит социальная политика. Государственное регулирование социально-экономических отношений, будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формой управления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политики государства. Сложные проблемы современного мира невозможно решить с помощью исключительно технологических инноваций и экономических средств. Социальная сфера затрагивает различные слои общества, людей разных возрастов, доходов, взглядов на жизнь и т.п., так как отрасли социальной сферы весьма масштабны. Это образование, здравоохранение, культура и другие отрасли.

Важнейшим инструментом регулирования развития социальной сферы является бюджет. Необходимость образования бюджетных  ресурсов непосредственно вытекает из осуществления государством специфических  функций. Имеется в виду потребность  финансирование затрат на содержание работников социальной сферы, а также на развитие социальной сферы. Целью данной работы является рассмотрение особенностей финансирования и планирования расходов бюджета на социальную сферу. Для достижения цели необходимо решить ряд следующих задач:

Рассмотреть экономическую сущность расходов бюджета;

Описать процесс финансирования социальной сферы;

Раскрыть  особенности распределения бюджетных  средств на социальную сферу.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

1.1 Социальная инфраструктура

 

      Социальную сферу образуют оказывающие услуги учреждения и предприятия различных форм собственности. С развитием производительных сил изменяются как структура социальных потребностей, так и способы их удовлетворения, увеличивается спрос на разнообразные социальные услуги, повышаются требования к их качеству. Работа предприятий и учреждений социальной сферы должна соответствовать определенным требованиям, установленным стандартам и правилам.

      Отрасли социальной сферы призваны удовлетворять  культурные, образовательные, медицинские, духовные потребности, а также завершать процесс создания материальных благ и их доведение до потребителя. Они предъявляют большой спрос на рабочую силу, различные машины и оборудование, материалы, финансовые ресурсы и в этом проявляется их связь с материальным производством. В свою очередь высокий уровень развития социальной сферы оказывает огромное влияние на формирование человека - работника с активной жизненной позицией, на повышение производительности общественного труда. Важнейшим инструментом борьбы с бедностью является социальная защита. К объектам социальной защиты относят следующие категории граждан: работники бюджетных отраслей, пенсионеры, семьи, имеющие детей, дети - сироты, беременные, инвалиды, безработные, военные и демобилизованные, беженцы, бомжи и заключенные. Очевидно, что часть населения может относиться к нескольким категориям. Каждой категории населения должен быть определен основной тип финансирования. Это не исключает финансирование из различных источников. Например, пенсия - бюджет государства, доплата к пенсии - местный.

      По  способу получения меры социальной защиты можно классифицировать:

1) пенсии;

2) стипендии;

3) пособия  семьям, имеющим детей;

4) пособия  по безработице;

5) государственное  обеспечение детей - сирот;

6) государственное  обеспечение заключенных;

7) материальная  помощь в виде дополнительных  выплат;

8) натуральная  помощь в виде предметов первой  необходимости и продуктов;

9) оказание  социальной услуги на дому;

10) бесплатное  питание;

11) бесплатное  лечение;

12) бесплатное  или льготное предоставление  лекарств и протезно-ортопедических  изделий;

13) льготная  оплата коммунальных услуг;

14) бесплатное  или льготное обучение или  переобучение;

15) ночное  проживание бездомных;

16) бесплатный  или льготный проезд на общественном транспорте;

17) финансирование  предприятий с целью организации  рабочих мест для инвалидов.

      Кризисные явления в обществе ухудшили социальное положение значительной части населения, в том числе экономически активного. Наиболее уязвимыми слоями оказались многодетные и неполные семьи, инвалиды, учащиеся, пенсионеры. Они, прежде всего, становятся объектами социальной поддержки в виде социальных пособий, компенсаций и других выплат. Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми, показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации - подрастающего поколения будущего страны. настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи семьям, имеющим детей. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия и пенсии). Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми, родителям и детям. Бесплатные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, одежда и обувь, питание беременным женщинам и другое). Социальное обслуживание семей (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование, социальные услуги).

      В России все больше людей нуждаются в помощи государства. Старение населения также увеличивает число получателей пенсий. Тяжелыми демографическими и социальными последствиями грозят увеличение числа неполных семей, расширение социального сиротства, преступности, алкоголизма, наркомании, проституции. Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека.

      Отрасли социальной инфраструктуры в зависимости от характера удовлетворения потребностей принято делить на две группы. Первая группа представляет те отрасли, деятельность которых нацелена на удовлетворение социально - культурных, духовных, интеллектуальных запросов человека, поддержание его нормальной жизнедеятельности (здравоохранение, образование, культура, искусство, физическая культура и спорт). Вторая охватывает отрасли, предназначенные для завершения процесса создания материальных благ и их доведения до потребителя (розничная торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное и бытовое обслуживание). Они призваны способствовать сокращению затрат труда на ведение домашнего хозяйства, обслуживание членов семьи, расширение возможностей для удовлетворения духовных запросов. Например, культура - отрасль социальной сферы. Основными задачами в сфере культуры являются: сохранение системы общедоступных учреждений культуры и искусства, музеев, библиотек, театров, обеспечение доступности всех слоев населения к ценностям культуры. Важнейшим компонентом социальной сферы является социальная инфраструктура. Под ней мы понимаем устойчивую совокупность материально-вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекса потребностей в целях воспроизводства человека и общества. Социальная инфраструктура является полем взаимодействия материально-вещественной среды и социальных субъектов и обеспечивает условия для рациональной организации их жизни и деятельности. По своей внутренней организации инфраструктура социальной сферы представляет собой систему учреждений, предприятий и органов управления, обеспечивающих эффективность функционирования всех институтов социальной сферы. При этом многообразные потребности индивидов, семей и общества в целом удовлетворяются широким и многообразным набором товаров и услуг. Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня развития материального производства, объема созданного здесь национального дохода и его распределения между производственной и непроизводственной сферами. Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически невозможно функционирование отраслей материального производства без социальной инфраструктуры. Материальные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя личные потребности людей, являются важнейшим фактором воспроизводства рабочей силы и интенсификации производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным ускорителем экономического развития.

2. НАПРАВЛЕНИЕ РАСХОДЫВАНИЯ БЮДЖЕТА В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

2.1 Расходы на образование

 

      Вопрос  организации системы образования  в государстве является одним  из центральных.

      Образование - процесс, в результате которого достигается усвоение систематизированных знаний, умений и навыков. Образование - необходимое условие подготовки человека к жизни и труду, получение специальности. Основной путь получения образования - обучение в учебных образовательных учреждениях, где оно тесно связано с воспитанием. Наука об образовании вкладывает в образование также самообразование, участие в общественно-трудовой деятельности. Уровень общего и специального (профессионального) образования обусловливается требованиями производства, общественными отношениями, состоянием науки, техники и культуры. Под образованием в Законе "Об образовании" понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов), которые удостоверяются соответствующими документами. Гражданам Российской Федерации Конституцией РФ гарантируется возможность получения образования без ограничений. Гражданам РФ гарантируется получение бесплатного общего (начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования) и на конкурсной основе - бесплатного профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Одновременно введено сочетание бесплатного и платного образования в образовательных учреждениях РФ. Расходы на образование распределяются в соответствии с разделом "Образование" и включают в себя расходы на:

дошкольное  образование;

общее образование;

начальное профессиональное образование;

среднее профессиональное образование;

переподготовку  и повышение квалификаций;

высшее  профессиональное образование.

      Конституция Российской Федерации установила, что  каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность  дошкольного, основного общего и  среднего профессионального образования  в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете. Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы "Об образовании" и "О высшем и послевузовском образовании". Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования. Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция. За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования. Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта. Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.

2.2 Расходы в области социально-культурной  системы

 

      Социально-культурное развитие включает в себя: культуру, искусство, средства массовой информации, мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение.

Культура - исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации  жизни и деятельности людей, создаваемых  ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Культура меняется с переходом от одной формации к другой, при этом наследуется все ценное в культуре прошлого. После социалистической революции в России утверждалась культура социалистическая по содержанию, многообразная по национальным формам и интернациональная по своему духу и характеру. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями.

      Комплекс "Культура" как отрасль представляет собой совокупность учреждений и организаций, решающих задачи обогащения человека духовными и научными ценностями. С культурой тесно связано искусство и кинематография. Искусство - художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, а также живопись. Кинематография - отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителю, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды. Средства массовой информации - систематическое распространение сообщений через печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы. Учреждения культуры и искусства не могут быть обеспечены только рынком, они поддерживаются обществом. Функции культуры с точки зрения их социально-экономического содержания состоят в духовном обогащении человека и воздействии через это на конечные экономические результаты. Культурный комплекс представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Деятельность библиотек, музеев, театров, киноотрасли регулируется дополнительно принятыми специальными законами.

      Выполняя  комплекс задач по идеологическому  и социальному обслуживанию населения, направленных на расширенное воспроизводство общества, культура, так же как и образование, выступает одним из основных претендентов на средства государственного бюджета. В то же время культура располагает значительным коммерческим потенциалом и при умелом его использовании может внести существенный вклад в развитие отечественной экономики. Примером может служить концертная деятельность. Сочетание бюджетного финансирования культуры с элементами самофинансирования вполне вписывается в структуру современного рыночного механизма.

Информация о работе Расходы бюджета на социальную защиту населения, их состав, структура, динамика по видам бюджетов