Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа
Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2007 – 2012 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.
Введение ……………………………………………………………………..
4
1 Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность государственного бюджета и понятие расходной части бюджета РБ……………………………………….....………............................
6
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета…………………………………………………………………………
9
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.……………………………………………………………………...
18
2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики …………………..…….......................................................
18
2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах………………………………………………………………………
20
Заключение …………………………………………………………………….
31
Список использованных источников …………
Социальная направленность
использования средств
2.1 Содержание и структура
Функциональная классификация
расходов государственного бюджета
Республики Беларусь по разделам и
подразделам в области
Таблица 2 Функциональная классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь
Раздел |
Подраздел |
Наименование разделов и подразделов функциональной классификации расходов |
04 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА | |
04 |
01 |
Общие экономические вопросы |
04 |
02 |
Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
04 |
03 |
Лесное хозяйство |
04 |
04 |
Промышленность, строительство и архитектура |
04 |
05 |
Транспорт |
04 |
06 |
Дорожное хозяйство |
04 |
07 |
Связь |
04 |
08 |
Топливо и энергетика |
04 |
09 |
Прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой |
04 |
10 |
Другая деятельность в области национальной экономики |
Примечание- Источник: [12]
Реальный сектор экономики
отождествляется с
В широком смысле расходы на народное хозяйство включают затраты на производство и реализацию продукции, услуг или работ (текущие затраты), расширение основных и оборотных фондов (долгосрочные) и социально-культурные мероприятия (социальные). Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств предприятий, ведомств. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат, при изменении условий производства и реализации продукции, финансовых затруднениях могут быть привлечены и кредитные ресурсы. Бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях [19, с.89].
Расходы на расширенное воспроизводство основного и оборотного капитала - долгосрочные затраты, осуществляемые в основном через финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств. В условиях рынка расширяется понятие долгосрочных расходов за счет расходования средств и на интеллектуальные инвестиции (лицензии ноу-хау, научно-технические разработки и др.).
В условиях действия командной системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).
Предприятия и организации пытаются за счет собственных доходов улучшить социальные и бытовые условия жизни своих работников. Соответственно они прогнозируют определенные расходы, осуществляя впоследствии расходы на содержание детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, спорта, подготовку и переподготовку и т.п. [18, с.55]
Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направление ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.
2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах
Проанализируем изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики в 2007-2009 годах.
На следующем графике изображено изменение удельного веса расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета. Рисунок 1 подтверждает вывод, сделанный выше о росте удельного веса расходов на национальную экономику в расходной части бюджета.
Рисунок 1 Изменение удельного веса расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета
На рисунке 2 изображена структура расходов на национальную экономику в бюджете на 2009 год.
Рисунок 2 Структура расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2009 году
Примечание- Источник: [17]
Очевидно, что большую долю расходов занимают расходы на промышленность (61,28%), затем следуют расходы на сельское хозяйство (20,42%) и дорожное хозяйство (13,31%).
Проанализируем, как изменялся удельный вес статей расхода бюджета на реальный сектор экономики в течение 2007-2009 года.
Рисунок 3 Изменение структуры расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году
Примечание- Источник: [17]
Среди важнейших статей расходов на национальную экономику произошло снижение удельного веса расходов на дорожное хозяйство (с 26,47% в 2007 году до 13,31% в 2009 году) и сельское хозяйство (с 38,45% в 2007 году до 20,42% в 2009 году). Такая ситуация соответствует стремлению государства повысить эффективность инвестиций в сельское хозяйство, путем придания им целевого характера, финансирования конкретных предприятий и государственных программ при одновременном снижении расходов на сельское хозяйство.
Удельный вес расходов на промышленность наоборот, увеличился с 27,04% в 2007 году до 61,28% в 2009 году. Это тенденция характерна для государств с рыночной экономикой, когда основные средства бюджета расходуются на отрасли, которые обеспечивают прогресс общества, разработку передовых технологий, производство конкурентной наукоемкой продукции.
В Республике Беларусь в 2007-2009 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:
1. Опережающий рост
расходов на национальную
2. Темп роста средств,
выделяемых на поддержку
3. Среди всех отраслей реального сектора экономики следует отметить темпы роста расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру по сравнению с увеличением расходов бюджета, в общем. Темп роста расходов составил 289,9% за 2008 год и 190,6% за 2009 год.
4. Среди других отраслей национальной экономики следует выделить туризм. Темпы роста бюджетных вложений в эту отрасль являются одними из самых высоких в национальной экономике.
А в 2010-2011 годах происходили следующие изменения:
Изменение размера расходов на национальную экономику из государственного бюджета РБ за 2012 год в сравнении с предыдущим годом можно проследить в Таблице 3.
Таблица 3 Изменение расходов на национальную экономику Республики Беларусь на 2012 год
Национальная экономика |
+1 931 965 889,7 |
общие экономические вопросы |
–17 917,0 |
развитие предпринимательской деятельности |
–17 917,0 |
сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность |
+702 484 396,9 |
сельскохозяйственные организации, финансируемые из бюджета |
+22 147 951,7 |
развитие |
–87 193 460,4 |
сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий |
–15 112 400,0 |
прочие вопросы в области сельского хозяйства |
+782 642 305,6 |
лесное хозяйство |
+73 252 098,2 |
ведение лесного хозяйства |
+69 914 102,2 |
прочие вопросы, связанные с лесным хозяйством |
+3 337 996,0 |
промышленность, строительство и архитектура |
+363 861 770,6 |
промышленность |
+99 955 032,5 |
строительство и архитектура |
+55 107 400,0 |
прочие вопросы в области промышленности, строительства и архитектуры |
+208 799 338,1 |
транспорт |
+5 912 911,2 |
водный транспорт |
–457 432,0 |
железнодорожный транспорт |
+4 136 036,4 |
иные вопросы в области транспорта |
+2 234 306,8 |
дорожное хозяйство |
+233 986 759,6 |
связь |
–209 449,7 |
прочие вопросы в области связи |
–209 449,7 |
топливо и энергетика |
+559 792 025,3 |
прикладные исследования в области национальной экономики |
–21 643 293,0 |
другая деятельность в области национальной экономики |
+14 546 587,6 |
гидрометеорология |
+6 097 463,6 |
имущественные отношения, картография и геодезия |
+1 508 031,0 |
торговля |
+1 973 445,6 |
туризм |
–338 831,0 |
прочие отрасли национальной экономики |
Примечание- Источник: [11]
В 2012 году большая
часть расходов из бюджета
на национальную экономику
В бюджете 2012 года сохранена поддержка реального сектора экономики, прежде всего АПК.
В Беларуси бюджетные
расходы на сельское хозяйство в 2012 году составят
2,3% от валового внутреннего продукта..
В ходе реализации Соглашения о единых
правилах государственной поддержки сельского
хозяйства в Едином экономическом пространстве,
вступившего в силу с 1 января 2012 года,
уровень бюджетного финансирования сельского
хозяйства установлен исходя из суммы
бюджетных расходов на 2011 год с последующей
индексацией в зависимости от уровня инфляции,
темпов роста ВВП и других макроэкономических
показателей. Расходы на отрасль в текущем
году предусмотрены в размере Br11,4 трлн.,
что составляет 8% в консолидированном
бюджете, и проиндексированы к уровню
2011 года на 63%. Из общей суммы бюджетных
средств Br6,5 трлн. - средства республиканского
бюджета, Br4,9 трлн. – местные бюджеты.
В соответствии с соглашением предусматривается поэтапное снижение уровня государственной поддержки, оказывающей искажающее влияние на торговлю, с 16% в 2011 году до 10% в 2016 году к валовой стоимости сельскохозяйственных товаров,.
Данные нормы согласуются
с принципами ВТО, переговоры о вступлении
в которую в настоящее время продолжаются.
С учетом новых подходов бюджетные средства
будут направляться на финансирование
государственных мероприятий по развитию
села, реализация которых имеет важные
социально-экономические последствия
и по принятой в международной практике
классификации не оказывает искажающего
влияния на производство и торговлю. Это
сохранение почвенного плодородия, мелиорация,
подготовка кадров, научные исследования,
противоэпизоотические и фитосанитарные
меры и другие направления. Субсидироваться
также будут целевые программы развития
АПК и крупные инвестиционные проекты,
требующие привлечения значительных ресурсов,
а также инвестиций, имеющих длительные
сроки окупаемости.
В АПК до 2015 года будут реализовываться
15 республиканских и отраслевых программ.
При этом выбор юридических лиц для реализации
крупных инвестиционных проектов, как,
например, строительство животноводческих
объектов, инфраструктуры по хранению,
переработке и продвижению на рынок сельскохозяйственной
продукции, с государственной поддержкой
будет осуществляться путем проведения
открытого конкурса с предоставлением
бизнес-планов, подтверждающих эффективность
вкладываемых государственных средств.
Порядок направления средств из бюджета
РБ можно проследить в таблице
Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики