Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования настоящей работы является анализ использования финансовых ресурсов государственного бюджета на примере республиканского бюджета Республики Беларусь за 2007 – 2012 гг. и определение основных направлений совершенствования механизма использования бюджетных средств.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………..
4
1 Содержание, состав и структура расходов бюджета Республики Беларусь ………………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность государственного бюджета и понятие расходной части бюджета РБ……………………………………….....………............................
6
1.2 Направления использования расходов государственного бюджета…………………………………………………………………………
9
2 Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики.……………………………………………………………………...
18
2.1 Содержание и структура расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики …………………..…….......................................................
18
2.2 Анализ динамики расходов государственного бюджета РБ в 2007-2012 годах………………………………………………………………………
20
Заключение …………………………………………………………………….
31
Список использованных источников …………

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет расходы.doc

— 522.50 Кб (Скачать)

Социальная направленность использования средств республиканского бюджета страны было и остается приоритетным направлением развития нашего государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики

 

 

2.1 Содержание и структура расходов  бюджета на отрасли реального  сектора экономики 

 

Функциональная классификация  расходов государственного бюджета  Республики Беларусь по разделам и  подразделам в области национальной экономики представлена в таблице 2:

Таблица 2 Функциональная классификация расходов государственного бюджета Республики Беларусь

 

Раздел

Подраздел

Наименование разделов и подразделов функциональной классификации  расходов

04

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

04

01

Общие экономические вопросы

04

02

Сельское хозяйство, рыбохозяйственная  деятельность

04

03

Лесное хозяйство

04

04

Промышленность, строительство  и архитектура

04

05

Транспорт

04

06

Дорожное хозяйство

04

07

Связь

04

08

Топливо и энергетика

04

09

Прикладные научные  исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой

04

10

Другая деятельность в области национальной экономики


 

Примечание- Источник: [12]

 

Реальный сектор экономики  отождествляется с производством  и продажей товаров и услуг. По разделу 04 «Национальная экономика» отражаются расходы на обеспечение деятельности отраслей экономики, таких как сельское хозяйство и рыбохозяйственная деятельность, лесное хозяйство, промышленность, строительство и архитектура, транспорт, дорожное хозяйство, связь, топливо и энергетика, торговля, бытовое обслуживание, потребкооперация, туризм, гидрометеорология, регулирование имущественных отношений, картография и геодезия. По данному разделу отражаются расходы, связанные с общими экономическими вопросами, в том числе мероприятия по санации и банкротству, мероприятия и программы по развитию предпринимательства, а также расходы на прикладные научные исследования, научно-технические программы и проекты, связанные с национальной экономикой [4, с.107]. Его характеризуют уровни и динамика инвестиций, занятости, цен и т.д.

В широком смысле расходы  на народное хозяйство включают затраты  на производство и реализацию продукции, услуг или работ (текущие затраты), расширение основных и оборотных  фондов (долгосрочные) и социально-культурные мероприятия (социальные). Как правило, текущие расходы возмещаются за счет собственных средств предприятий, ведомств. В некоторых случаях для покрытия сезонных затрат, при изменении условий производства и реализации продукции, финансовых затруднениях могут быть привлечены и кредитные ресурсы. Бюджетное финансирование текущих затрат (особенно в рыночной экономике) имеет весьма ограниченные рамки и осуществляется в исключительных случаях [19, с.89].

Расходы на расширенное  воспроизводство основного и оборотного капитала - долгосрочные затраты, осуществляемые в основном через финансирование капитальных вложений и прироста оборотных средств. В условиях рынка расширяется понятие долгосрочных расходов за счет расходования средств и на интеллектуальные инвестиции (лицензии ноу-хау, научно-технические разработки и др.).

В условиях действия командной  системы управления бюджетные ассигнования занимали высокий удельный вес в  общем объеме источников финансирования капитальных вложений важнейших отраслей народного хозяйства (40-60%). С переходом к рынку, когда принцип самофинансирования становится нормой деятельности большинства предприятий, роль бюджетного финансирования расширенного воспроизводства основных и оборотных фондов существенно меняется. Собственные и кредитные ресурсы вытесняют бюджетные ассигнования из сферы производственных инвестиций предприятий, сохраняя их значимость в финансировании крупных целевых программ (природоохранных, научно-технических проектов по совершенствованию структуры общественного производства, развитию предпринимательства, инфраструктуры рынка и др.).

Предприятия и организации  пытаются за счет собственных доходов  улучшить социальные и бытовые условия  жизни своих работников. Соответственно они прогнозируют определенные расходы, осуществляя впоследствии расходы на содержание детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, культуры, спорта, подготовку и переподготовку и т.п. [18, с.55]

Таким образом, в рыночной экономике не снижается роль бюджета  в развитии отраслей народного хозяйства, а лишь изменяются направление ассигнований, содержание и структура расходов бюджета на народное хозяйство.

 

2.2 Анализ динамики расходов  государственного бюджета РБ  в 2007-2012 годах

 

 

Проанализируем изменения структуры расходов бюджета на отрасли реального сектора экономики в 2007-2009 годах.

На следующем графике  изображено изменение удельного  веса расходов на национальную экономику  Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета. Рисунок 1 подтверждает вывод, сделанный выше о росте удельного веса расходов на национальную экономику в расходной части бюджета.

 

Рисунок 1  Изменение удельного веса расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году в общих расходах бюджета

На рисунке 2 изображена структура расходов на национальную экономику в бюджете на 2009 год.

 

Рисунок 2  Структура расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2009 году

 

Примечание- Источник: [17]

 

Очевидно, что большую  долю расходов занимают расходы на промышленность (61,28%), затем следуют расходы на сельское хозяйство (20,42%) и дорожное хозяйство (13,31%).

Проанализируем, как изменялся  удельный вес статей расхода бюджета  на реальный сектор экономики в течение 2007-2009 года.

 

Рисунок 3  Изменение структуры расходов на национальную экономику Республики Беларусь в 2007-2009 году

Примечание- Источник: [17]

 

Среди важнейших статей расходов на национальную экономику  произошло снижение удельного веса расходов на дорожное хозяйство (с 26,47% в 2007 году до 13,31% в 2009 году) и сельское хозяйство (с 38,45% в 2007 году до 20,42% в 2009 году). Такая ситуация соответствует стремлению государства повысить эффективность инвестиций в сельское хозяйство, путем придания им целевого характера, финансирования конкретных предприятий и государственных программ при одновременном снижении расходов на сельское хозяйство.

Удельный вес расходов на промышленность наоборот, увеличился с 27,04% в 2007 году до 61,28% в 2009 году. Это тенденция характерна для государств с рыночной экономикой, когда основные средства бюджета расходуются на отрасли, которые обеспечивают прогресс общества, разработку передовых технологий, производство конкурентной наукоемкой продукции.

В Республике Беларусь в 2007-2009 году сложились следующие тенденции в сфере расходов бюджета на национальную экономику:

1. Опережающий рост  расходов на национальную экономику  по сравнению с увеличением  расходной части бюджета в  общем (154,9% и 157,3% за 2008 и 2009 год против 126,0% и 143,0%). Можно с уверенностью констатировать, что в Республике Беларусь увеличилась доля бюджетных средств, инвестируемых в национальную экономику;

2. Темп роста средств,  выделяемых на поддержку сельского  хозяйства, в целом совпадает с темпом роста расходной части бюджета. Заметно значительное увеличение ассигнований на развитие производства и переработки сельскохозяйственной продукции (238,0% и 177,4%), сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий (113,4% и 150,4%).

3. Среди всех отраслей реального сектора экономики следует отметить темпы роста расходов на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру по сравнению с увеличением расходов бюджета, в общем. Темп роста расходов составил 289,9% за 2008 год и 190,6% за 2009 год.

4. Среди других отраслей  национальной экономики следует выделить туризм. Темпы роста бюджетных вложений в эту отрасль являются одними из самых высоких в национальной экономике.

А в 2010-2011 годах происходили  следующие изменения:

  • на  финансирование  национальной  экономики  направлено 707,5 млрд.  рублей,  что  составило 18,6 процента  от общей суммы расходов (1,1 трлн. рублей в январе 2010 г., или 33,1 процента от общей суммы расходов),
  • в составе расходов на национальную экономику в январе 2011 г. наибольший удельный вес приходился на сельское хозяйство и рыбохозяйственную  деятельность (63,5 процента),  дорожное  хозяйство (16,1 процента), транспорт (12,3 процента).

Изменение размера расходов на национальную экономику из государственного бюджета РБ за 2012 год в сравнении с предыдущим годом можно проследить в Таблице 3.

 

 

 

 

 

Таблица 3 Изменение расходов на национальную экономику Республики Беларусь на 2012 год

 

 

Национальная  экономика

+1 931 965 889,7

общие экономические  вопросы

–17 917,0

развитие предпринимательской  деятельности

–17 917,0

сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность

+702 484 396,9

сельскохозяйственные  организации, финансируемые из бюджета

+22 147 951,7

развитие сельскохозяйственного  производства, рыбоводства и переработки  сельскохозяйственной продукции

–87 193 460,4

сохранение и расширение сельскохозяйственных угодий

–15 112 400,0

прочие вопросы в  области сельского хозяйства

+782 642 305,6

лесное хозяйство

+73 252 098,2

ведение лесного хозяйства

+69 914 102,2

прочие вопросы, связанные  с лесным хозяйством

+3 337 996,0

промышленность, строительство и архитектура

+363 861 770,6

промышленность

+99 955 032,5

строительство и архитектура

+55 107 400,0

прочие вопросы в  области промышленности, строительства  и архитектуры

+208 799 338,1

транспорт

+5 912 911,2

водный транспорт

–457 432,0

железнодорожный транспорт

+4 136 036,4

иные вопросы в области  транспорта

+2 234 306,8

дорожное хозяйство

+233 986 759,6

связь

–209 449,7

прочие вопросы в  области связи

–209 449,7

топливо и энергетика

+559 792 025,3

прикладные исследования в области национальной экономики

–21 643 293,0

другая деятельность в области национальной экономики

+14 546 587,6

гидрометеорология

+6 097 463,6

имущественные отношения, картография и геодезия

+1 508 031,0

торговля

+1 973 445,6

туризм

–338 831,0

прочие отрасли национальной экономики

 

 

Примечание- Источник: [11]

 

 В 2012 году   большая  часть расходов из бюджета  на национальную экономику приходится  на следующие статьи:

  • сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность - +702 484 396,9 тыс. руб.
  • промышленность, строительство и архитектура- +363 861 770,6 тыс. руб.
  • дорожное хозяйство- +233 986 759,6 тыс. руб.
  • топливо и энергетика- +559 792 025,3 тыс. руб.

В бюджете 2012 года сохранена поддержка реального сектора экономики, прежде всего АПК.

 В Беларуси бюджетные  расходы на сельское хозяйство в 2012 году составят 2,3% от валового внутреннего продукта..  
В ходе реализации Соглашения о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства в Едином экономическом пространстве, вступившего в силу с 1 января 2012 года, уровень бюджетного финансирования сельского хозяйства установлен исходя из суммы бюджетных расходов на 2011 год с последующей индексацией в зависимости от уровня инфляции, темпов роста ВВП и других макроэкономических показателей. Расходы на отрасль в текущем году предусмотрены в размере Br11,4 трлн., что составляет 8% в консолидированном бюджете, и проиндексированы к уровню 2011 года на 63%. Из общей суммы бюджетных средств Br6,5 трлн. - средства республиканского бюджета, Br4,9 трлн. – местные бюджеты. 

В соответствии с соглашением предусматривается поэтапное снижение уровня государственной поддержки, оказывающей искажающее влияние на торговлю, с 16% в 2011 году до 10% в 2016 году к валовой стоимости сельскохозяйственных товаров,.

Данные нормы согласуются  с принципами ВТО, переговоры о вступлении в которую в настоящее время продолжаются. С учетом новых подходов бюджетные средства будут направляться на финансирование государственных мероприятий по развитию села, реализация которых имеет важные социально-экономические последствия и по принятой в международной практике классификации не оказывает искажающего влияния на производство и торговлю. Это сохранение почвенного плодородия, мелиорация, подготовка кадров, научные исследования, противоэпизоотические и фитосанитарные меры и другие направления. Субсидироваться также будут целевые программы развития АПК и крупные инвестиционные проекты, требующие привлечения значительных ресурсов, а также инвестиций, имеющих длительные сроки окупаемости.  
В АПК до 2015 года будут реализовываться 15 республиканских и отраслевых программ. При этом выбор юридических лиц для реализации крупных инвестиционных проектов, как, например, строительство животноводческих объектов, инфраструктуры по хранению, переработке и продвижению на рынок сельскохозяйственной продукции, с государственной поддержкой будет осуществляться путем проведения открытого конкурса с предоставлением бизнес-планов, подтверждающих эффективность вкладываемых государственных средств. Порядок направления средств из бюджета РБ можно проследить в таблице

Информация о работе Расходы бюджета на финансирование реального сектора экономики