Прогнозная оценка бюджетных ресурсов для системы профессионального образования в рамках трехлетнего бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 18:42, реферат

Описание работы

Со стороны государственной власти в последнее время усиливается внимание к сфере образования, которое выражается в ежегодном увеличении бюджетных средств, выделяемых на указанные цели. Однако суммарно возрастающие расходы на образование в определенных пропорциях распределяются между уровнями образования и между субъектами РФ. Последние, согласно Конституции, равны между собой и граждане России имеют равный доступ к бюджетным услугам независимо от места проживания. Как известно, названное условие не выполняется на протяжении многих лет

Работа содержит 1 файл

Sigova.doc

— 76.50 Кб (Скачать)


С.В. Сигова, В.А. Гуртов (Центр бюджетного мониторинга

Петрозаводского государственного университета)

«Прогнозная оценка бюджетных ресурсов для системы профессионального образования в рамках трехлетнего бюджета»

 

Со стороны государственной власти в последнее время усиливается внимание к сфере образования, которое выражается в ежегодном увеличении бюджетных средств, выделяемых на указанные цели.  Однако суммарно возрастающие расходы на образование в определенных пропорциях распределяются между уровнями образования и между  субъектами РФ. Последние, согласно Конституции, равны между собой и граждане России имеют равный доступ к бюджетным услугам независимо от места проживания. Как известно, названное условие не выполняется на протяжении многих лет [[1]]. Для преодоления указанной негативной тенденции принимались различные меры, в том числе, был создан Фонд финансовой поддержки регионов для выравнивания бюджетной обеспеченности, который также не достиг целей, провозглашенных в Бюджетном кодексе РФ [[2]].

Для анализа существующего положения было рассмотрено душевое финансирование сферы образования по четырем уровням (общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное и высшее профессиональное образование) за период 2001 – 2006 гг. во всех субъектах Федерации (СФ) из федерального, регионального и местных бюджетов. Необходимо отметить, что расчет бюджетной обеспеченности студентов (учащихся) каждого СФ осуществлялся с учетом индекса бюджетных расходов (ИБР), позволяющего нивелировать региональные различия в стоимости бюджетных услуг. Полученные результаты позволили распределить субъекты Федерации по группам с уровнем финансирования: соответствующим среднероссийскому финансированию, выше среднего и ниже. Результаты проведенной группировки представлены в табл. 1.


Таблица 1 - Постоянное количество субъектов Федерации в группах за 2001 – 2006 гг.

Диапазон финансирования/ Количество СФ

Общее образование

НПО

СПО

ВПО

Итого

Количество СФ, ед.

Доля  от среднего количества в группе

Количество СФ, ед.

Доля  от среднего количества в группе

Количество СФ, ед.

Доля  от среднего количества в группе

Количество СФ, ед.

Доля  от среднего количества в группе

Недостаток  финансирования  в размере более, чем на 50% от среднего

1

1

2

0,67

3

0,69

0

0

6

Недостаток финансирования  в размере 11-50% от среднего

33

0,86

21

0,83

11

0,61

13

0,68

78

Отклонение фактического душевого финансирования от среднероссийского +/-10%

25

0,83

23

0,72

11

0,46

20

0,74

79

Превышение над среднероссийским значением на 11-50%

6

0,59

10

0,57

24

0,88

18

0,75

58

Превышение  более, чем на 50%

3

0,9

2

0,55

4

0,67

5

0,63

14

Итого, ед.

68

 

58

 

53

 

56

 

 

Доля от общего количества СФ

0,79

 

0,67

 

0,62

 

0,65

 

 

Данные, представленные в табл.1, свидетельствуют о том, что в целом для системы образования Российской Федерации во временном периоде с 2001 по 2006 год была характерно стабильное распределение финансовых государственных  ресурсов между регионами. Так, от 53 СФ (или 62% от общего числа)  в системе среднего профессионального образования до 68 СФ (или 79% всех регионов) в системе общего образования неизменно попадали в ту или иную группу бюджетной обеспеченности. Об устойчивости  выделенных групп также свидетельствует тот факт, что доля «постоянных»  регионов в каждом диапазоне (то есть тех, которые находились в одном диапазоне от четырех до шести лет) была более половины (от 0,55 до 0,90).

Выявленные тенденции стабильности распределения бюджетных средств между регионами по уровням образования позволили нам положить в основу прогнозного расчета бюджетных ресурсов для региональных систем профессионального образования среднероссийский уровень финансирования профессионального образования, уже предопределенный трехлетним бюджетом на 2008 – 2010 гг.

Таким образом, зная объем финансирования образования согласно принятому трехлетнему бюджету, а также тенденции распределения бюджетных средств между регионами (табл. 1), были рассчитаны объемы финансирования каждого уровня образования в разрезе субъектов Федерации. Численность бюджетных студентов и учащихся определялась исходя из существующего контингента. При этом получена не просто потребность в средствах, но также и объем недостающих средств, который субъект может получить, например, в виде межбюджетных трансфертов для реализации возложенных на него полномочий.

Система профессионального образования, финансируемая из средств государственного бюджета, призвана обеспечивать потребность экономики в квалифицированных кадрах [[3]]. В связи с этим представляет интерес оценка потребности в бюджетных ресурсах, необходимых региональным системам профессионального образования для реализации этой функции.

Для расчета контингента учащихся (студентов), способных обеспечить потребности экономики в квалифицированных кадрах, наиболее адекватной является макроэкономическая модель [[4], [5]].

На основе макроэкономической модели был произведен прогнозный расчет контингента студентов и учащихся, обеспечивающих потребности экономики. Затем был выполнен расчет объемов финансовых ресурсов с учетом потребностей экономики в квалифицированных кадрах для разных уровней образования в разрезе субъектов Федерации в рамках трехлетнего бюджета 2008-2010 годы.

Итоговые значения по Российской Федерации в целом представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Прогнозная оценка необходимых объемов бюджетного

финансирования системы профессионального образования при условии обеспечения потребностей экономики РФ в квалифицированных кадрах в рамках трехлетнего бюджета 2008 – 2010 гг.

Для оценки текущей ситуации на рисунке 2 представлено финансирование сферы ВПО за 2006 год, где отражены данные по фактическому финансированию и требуемые финансовые ресурсы согласно разработанной модели расчета.

Рисунок 2 – Сравнительные бюджетные  расходы по высшему профессиональному образованию в субъектах РФ в 2006 году: фактическое финансирование и требуемые финансовые ресурсы для обеспечения  потребности экономики в кадрах с ВПО

График на рисунке 2 показывает уровень недостаточности выделенных средств и условный «перерасход» в сфере высшего профессионального образования при условии обеспечения потребностей экономики квалифицированными кадрами, а также с учетом существующих бюджетных ограничений.

Таким образом, проведенное исследование позволило оценить сложившиеся тенденции финансирования уровней образования во всех субъектах РФ, а также произвести расчет  прогнозной потребности финансирования сферы образования в рамках трехлетнего бюджета на 2008-2010 годы.

 

 

1

 



[1] Васильев В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В.Н. Васильев [и др.] – М.: Техносфера, 2007. – 669 с.

[2] Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации / Колесов А. С., Гуртов В. А., Ревайкин А. С., Сигова С. В.  / – М.: Финансы, 2007. – 600 с.

[3] Путин В.В. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации . Москва, Кремль, 26 мая 2004 г. Режим доступа: http:\\ president.kremlin.ru

[4] Gurtov V. A., Pitukhin E. A., Serova L. M. Modeling the Economy’s Need for Professionally Trained Personnel // Studies on Russian Economic Development, 2007, Vol. 18, No. 6, pp. 622–633

[5] Питухин Е.А., Гуртов В.А. Математическое моделирование динамических процессов  в системе «Экономика – рынок труда – профессиональное образование». – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2006. – 350 с.


Информация о работе Прогнозная оценка бюджетных ресурсов для системы профессионального образования в рамках трехлетнего бюджета