Принципы налогооблажения

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 11:56, реферат

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
1.История развития налогообложения……………………………………….3
2.Общие понятия налоговой системы……………….……………………….9
3.Принципы налогообложения……………………………………………….11
Заключение…………………………………………………………………….16
Список литературы……………………………………………………………18

Работа содержит 1 файл

принципы налогооблажени ифнб.doc

— 118.50 Кб (Скачать)

-каждый используемый  термин должен иметь свое единственное  значение, установленное законом;

- количество издаваемых законодательных актов не должно быть чрезмерным; 
- законодательные акты и нормы, содержащиеся в них, не должны противоречить друг другу;

- тексты законов должны быть понятны человеку со средним для данной страны уровнем образования;

-при изменении каких-либо  норм в законодательных актах, опубликованных в предыдущие годы, должен публиковаться их новый измененный текст.  
Принцип равенства налогоплательщиков перед законом неуклонно соблюдается в подавляющем большинстве развитых стран и практически всегда нарушается в бедных странах. Под равенством налогоплательщиков понимаются их общие  и равные права и ответственность в сфере налогообложения. Нарушение принципа равенства налогоплательщика перед законом проявляется в налоговой дискриминации, которая может выражаться по половому, расовому, национальному, сословному, возрастному или иным признакам.

Принцип сведения к минимуму издержек по сбору налогов и контролю за соблюдением налогового законодательства, иначе называемый принципом рентабельности налоговых мероприятий, представляет собой вполне разумное выражение чаяний налогоплательщиком о том, чтобы не все поступления по налогам использовались для сбора налогов.  
Принцип нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности не противоречит регулирующей функции налогов. Условия налогообложения влияют на принятие решений в экономике наряду с такими факторами, как стоимость сырья, издержки по оплате труда, уровень процентных ставок, темпы инфляции. 
К основным последствиям нарушения принципа нейтральности налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности относятся: искажение данных и материалов государственной статистики, большое число «бумажных предприятий», резкое увеличение доли мнимых сделок. Получая незначительные суммы от регистрации новых юридических лиц, государство теряет колоссальные налоговые поступления, возможности по эффективному регулированию предпринимательской деятельности в стране. К числу основных принципов построения цивилизованной налоговой системы можно отнести также принцип доступности и открытости информации по налогообложению, а также информации о расходовании средств налогоплательщиков. Открытость и доступность информации по всем вопросам налогообложения представляет самый жесткий принцип, он должен выполняться неукоснительно. Суть его заключается в том, что не должно существовать ни одного документа по вопросам налогообложения, который был бы недоступен любому налогоплательщику. Применение этого принципа на практике означает обязанность налоговых органов предоставлять любую информацию по вопросам регламентации налоговой сферы любому лицу, пожелавшему ее получить. Открытость и доступность информации может ограничиваться лишь областью правил по контролю за взиманием налогов и отдельными данными о поступлениях по определенным категориям налогоплательщиков и по отдельным территориям и регионам. Принцип соблюдения налоговой тайны является обязательным для налоговых органов правового государства. В ряде стран действует категорический запрет на разглашение и публикацию сведений по отдельным налогоплательщикам и по ряду категорий налогоплательщиков, если число плательщиков определенной категории является ограниченным или каким-либо образом можно вычислить экономические показатели одного из них. 

Впервые принципы налогообложения  были разработаны классиком английской экономической теории Адамом Смитом. В последствии принципы получили название «классических»:

Подданные государства  должны платить налоги соразмерно полученным доходам – принцип равномерности (справедливости);

Налоги должны взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков – принцип удобности;

Сроки и порядок уплаты налогов должны быть определены –  принцип определенности;

Издержки по взиманию налогов должны быть минимальными - принцип экономичности.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство  в соответствии с налоговым законодательством  в полном объеме и установленные  сроки – принцип обязательности;

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными. Определенность означает возможность установления в налоговом  законодательстве всех оснований и  порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства  налогоплательщика - принцип определенности;

Налоговая система РК является единой на всей территории в  отношении всех налогоплательщиков – принцип единства налоговой  системы;

Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения  подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях – принцип гласности;

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным – принцип справедливости налогообложения.

 

 

 

 

Заключение

Налогообложение строится на следующих принципах:

Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Поскольку возможности разных физических и юридических лиц неодинаковы, для них должны быть установлены дифференцированные налоговые ставки, т.е. налог с дохода должен быть прогрессивным. Однако этот принцип соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально. Идея необходимости обложения налогами доходов и имущества по прогрессивным ставкам в течение столетий владеет умами значительной части человечества, постоянно присутствует в политической жизни, межпартийной борьбе, отражается в той или иной степени в партийных программах, налоговом законодательстве.

Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит налог на добавленную стоимость (НДС), когда вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз, вплоть до его реализации.

Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа. Система штрафов и санкций, общественное мнение в стране должны быть такими, чтобы неуплата или несвоевременная уплата налогов были менее выгодными, чем своевременное и честное выполнение обязательств перед налоговыми органами. Система и процедура уплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к изменяющимся общественно-политическим потребностям.

Сумма, с которой взимаются  налоги, называется налоговой базой. В случае налогов на доходы ее можно  назвать налогооблагаемым доходом (прибылью).

Налогооблагаемый доход (прибыль) равен разности между полученным доходом (прибылью) и налоговыми льготами.

Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и  налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Распространены следующие виды налоговых  льгот:

необлагаемый минимум  объекта налога;

изъятие из обложения  определенных элементов объекта  налога (например, затрат на НИОКР);

освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или  категорий плательщиков (например, ветеранов войны);

понижение налоговых  ставок;

вычет из налоговой базы (налоговый вычет);

налоговый кредит (отсрочка взимания налога или уменьшение суммы  налога на определенную величину).

Таким образом, налоговый  вычет уменьшает налоговую базу, а налоговый кредит - сумму налога (так называемое налоговое обязательство).

Та часть налоговой базы, которую налогоплательщик обязан выплатить в виде того или иного налога, называется налоговой ставкой (нормой налогообложения).

Принцип взимания налогов  в зависимости от способности  налогоплательщика породил систему  прогрессивного налогообложения: чем выше доход (налоговая база), тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Принцип пропорционального налогообложения предусматривает одинаковую долю налога в доходах (налоговой базе), независимо от их величины. Регрессивные ставки налога означают уменьшение их по мере возрастания дохода (налоговой базы).

На практике встречаются  все три вида налогообложения, социальные последствия которых совершенно противоположны.

Налоги на прибыль  корпораций (фирм) и на личные доходы чаще всего рассчитываются по прогрессивной шкале.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Камаев В. Д., Домненко Б. И. Основы рыночной экономики. Национальная экономика в целом. - М.: 1991г.

2.      Макконнелл Кемпбелл Р., Брю Стенли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. - М.: 1996г.

3.      Черник Д. Г. Налоги. Учебное пособие. - М.: Финансы и кредит, 1997г.

4.     С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи «Экономика» М.:“Дело”,1997г.

5.      Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение. Учебник. – М.:ИНФРА-М, 1998г.

6.      Бухгалтерские  и  налоговые  консультации  №1,  1997г.

 

 

 


Информация о работе Принципы налогооблажения