Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 21:19, курсовая работа
Цель курсовой работы исследовать принцип приватизации и ее формыю
Задачи исследования:
- рассмотреть предпосылки приватизации:
- раскрыть формы собственности;
- дать понятие приватизации;
- исследовать способы и формы приватизации.
Государственная собственность
- система отношений, при которой управление
и распоряжение объектами собственности
осуществляют представители государственной
власти. Государственная собственность
существует на уровне всего народного
хозяйства (федеральная собственность);
на уровне района, города, села (муниципальная
собственность).
Коллективная собственность
- система экономических отношений, при
которой трудовой коллектив совместно
владеет, пользуется и распоряжается средствами
и продуктами производства Формами коллективной
собственности в России является кооперативная,
акционерная, собственность трудовых
коллективов, общественных организаций
и т.п.[2]
Собственность традиционно
относится к важнейшим элементам национальной
экономики и затрагивает проблемы политики
и социальных отношений. Формы централизованного
и индивидуального использования собственности,
средств производства, недвижимости определяют
сущностные характеристики общественного
строя. Процесс и результативность реформирования
экономики тесно связаны с эффективностью
управления собственностью как на федеральном,
так и на субфедеральном уровнях.[3]
Известно, что никакой
рынок не может функционировать без развитого
института частной собственности. Поэтому
вопрос о переходе от государственной
собственности к частной был одним из
кардинальных еще на этапе «Перестройки», когда советская экономика
вплотную подошла к необходимости постепенного
перехода от единой государственной собственности
к многообразию ее форм.[4]
2.2 Необходимость и
предпосылки приватизации в России
Приватизация - процесс
преобразования государственной или муниципальной
собственности в частную. Частная собственность
- ключевой институт рыночной экономики,
такой же по значению, как свободные ценные.
Есть рыночные экономики с более или менее
значительным государственным сектором,
но нет таких, в которых существует только
государственный сектор или в которых
государственный сектор преобладает.
Если такое случается, то экономика перестает
быть рыночной. При этом снижается и ее
эффективность. Государственные предприятия
могут быть эффективными, но только в среде
частных предприятий и при наличии конкуренции.
Падение их эффективности происходит
при доминировании государственных монополий
(ослабление или отсутствие конкуренции
- внешние факторы), а также в силу ослабления
хозяйственных мотиваций (отсутствие
хозяина, эффективного собственника -
внутренние факторы). Эти факторы главные.
Именно они определили упадок и крах коммунистической
утопии. Поэтому вопрос о частной собственности
и о приватизации приобрел в ходе реформ
первостепенное политическое, идеологическое,
а также и практическое значение. Реформаторы
были полностью убеждены (как прежде марксисты),
что создать процветающую экономику можно
только на базе частной собственности.[5]
К тому же тенденции
монополизации и национализации, имевшие
место в развитых странах еще после Второй
мировой войны, вместе с «неоконсервативной волной», с
возвратом экономического либерализма
сменились противоположной тенденцией:
приватизация повсюду стала модой. Наиболее
известны реформы М. Тэтчер в Великобритании,
осуществившей в их числе приватизацию
значительной части угольной промышленности.
В США проводились эксперименты с передачей
в частные руки даже тюрем и таможенных
служб. Лозунг национализации исчез из
программ всех социалистических партий.
Социалист Ф. Миттеран предпринял во Франции
последнюю крупную попытку национализации,
которая полностью провалилась, и он сам
вынужден был пойти на попятный. В такой
атмосфере начинались российские реформы.[6]
В сущности, мы ушли
не вперед, а в сторону от магистрального
пути цивилизации и зашли в тупик, из которого
и пытаемся сейчас выбраться. Попыткой
правительства выхода из сложившегося
положения явилось создание рыночной
экономики в России. Для этого потребовалось
создание условий формирования рынка,
рыночной инфраструктуры: приватизация
собственности; самостоятельность субъектов
рынка; система социальной поддержки населения;
право субъектов самостоятельно договариваться
о цене; достаточное число производителей,
формирующих предложения товаров; устойчивость
рубля и денежного обращения; демонополизация
хозяйственной деятельности и хозяйственных
связей; наличие конкуренции; независимое
судопроизводство, необходимая сеть учреждений
Госарбитража; развитие внешнеэкономических
связей; формирование у людей рыночных
норм поведения.
В ходе приватизации
в России государство, будучи практически
главным инвестором и содержателем огромного
числа убыточных и малорентабельных предприятий,
отказалось от этого груза в условиях
рыночной экономики.
Цель приватизации
заключалась в обеспечении условий для
нормального функционирования будущей
рыночной системы. Именно в ходе процессов
трансформации отношений собственности
в масштабах страны возможно формирование
новых мотиваций хозяйствующих субъектов
и предпосылок для рационального изменения
структуры производства как базовых условий
повышения эффективности производства
и роста национального дохода.
При участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия. Такая структура характерна для многоукладной рыночной экономики. Рынок необходим для российского государства, как средство решения многих экономических и хозяйственных проблем, нависших в результате длительного сохранения в России административно-командного механизма управления экономикой.
2.3 Понятие приватизации
и разгосударствления
Экономические отношения
по поводу присвоения подвижны. Это означает,
что формы собственности могут переходить
друг в друга. Этот процесс осуществляется
различными методами.
Приватизация (лат.
privatus - частный) - передача государственной
или муниципальной собственности за плату
или безвозмездно в частную собственность.[7]
Приватизация - одно из направлений разгосударствления
собственности, заключающиеся в передаче
ее в частную собственность отдельных
граждан и юридических лиц.
Приватизация государственных
и муниципальных предприятий в России
означает приобретение гражданами, акционерными
обществами (товариществами) у государства
и местных органов власти в собственность:
предприятий и их подразделений, выделяемых
в самостоятельные предприятия; материальных
и нематериальных активов предприятий;
долей (паев, акций) государства и местных
органов власти в капитале акционерных
обществ (товариществ); принадлежащих
приватизируемым предприятиям долей (паев,
акций) в капитале иных предприятий. Объектами
приватизации могут быть: крупная промышленность,
мелкие и средние предприятия промышленности
и торговли, предприятия сферы услуг, жилищный
фонд, жилищное строительство, предприятия
сельского хозяйства и т. д. [8]
Приватизация может
иметь скрытый характер, например, аренда
государственного имущества на длительный
срок частными лицами или компаниями;
может быть частичной, когда распродается,
например, лишь часть акций; может осуществляться
в виде денационализации и реприватизации.
Масштабы приватизации
в той или иной стране зависят от того,
насколько широко использовался в них
метод национализации частного сектора
в предшествующий период. В странах, где
метод национализации применялся редко
(США, ФРГ, Япония), тенденция к приватизации
проявлялись слабо. В тех странах, где
процесс национализации зашел сравнительно
далеко (Великобритания, Франция), приватизация
осуществляется в широких масштабах.[9]
В современной России
приватизация приобрела широкий размах.
Ее механизм был определен Законом о приватизации.
В нем были заложены основы приватизации.
1. Определены три формы
приватизации: продажа предприятий с аукциона,
по конкурсу, путем их акционирования.
2. Созданы две государственные
структуры. Первая - комитеты по управлению
государственным (муниципальным) имуществом.
Вторая - фонды имущества. В функции первых
входила подготовка планов приватизации
и осуществление мероприятий, связанных
с подготовкой предприятий к приватизации.
Вторые осуществляли продажу предприятий
на аукционах, продажу их акций.
3. Определены объекты
приватизации и их денежная оценка. Особое
значение придавалось стоимости имущества.
Было принято решение оценивать предприятия
по остаточной стоимости основных производственных
фондов.
Приватизация является
частью более широкого процесса - разгосударствления
экономики. Разгосударствление - переход
от преимущественно государственно-директивного
регулирования производства к его регулированию
преимущественно на основе рыночных механизмов.
Итоги разгосударствления: во-первых,
меняется структура собственности в пользу
частной и сокращения общественной. Во-вторых,
меняются экономическая роль и функции
государства: оно перестает быть субъектом
хозяйствования, государство начинает
регулировать экономические процессы
не через директивы, а через изменение
экономических условий жизни; обязательные
государственные задания уступают место
системе государственных закупок; государство
снимает с себя функции распределения
имеющихся ресурсов; постепенно ликвидируется
государственная монополия во внешнеэкономической
деятельности.
Различие между приватизацией
и разгосударствлением сводится к тому,
что первая отражает процесс коренной
трансформации отношений собственности,
а вторая становится явлением, направленным
на разрушение в ней государственного
диктата и создание условий для функционирования
экономики как независимой от государства
сферы общественной деятельности людей.[10]
Н. Ридли - «главный архитектор» и
проводник британской программы приватизации
доказывал, что приватизация действительно
является средством придания экономике
большей эффективности, потому что государственные
предприятия работают на себя, а не на
потребителя. Их финансирует не потребитель,
а государство, что порождает иждивенчество.
Частный сектор ведет дело эффективнее,
т.к. непризнание его деятельности потребителем
грозит ему банкротством. При приватизации
убыточных предприятий Ридли рекомендует
списать долг и заинтересовать собственников
в том, чтобы сделать предприятие рентабельным.
Приватизация - длительный
процесс. В Японии он осуществлялся 10 лет,
в Западной Европе 10-15 лет. Правительство
России, волевым способом наметило приватизировать
только в 1992 г. 50-60% государственных предприятий.
При проведении приватизации нужна большая
подготовительная работа по разукрупнению
монополистических объединений, созданию
ряда компаний, эффективного механизма
ценообразования, с помощью которого можно
было бы более достоверно оценить стоимость
предприятия. Начинать приватизацию целесообразно
с продовольственного сегмента, торговли
и сферы услуг. Чтобы государственная
собственность не досталась криминальным
кругам, с точки зрения экономической
теории важно создать много конкурентов.
Государству рекомендуется продумать
ограничения для иностранцев в приватизации
стратегических отраслей (энергоснабжения,
водоснабжения, нефти, обороны и т.д.). Однако
сегодня крайне необходимо привлечение
иностранного капитала в другие отрасли
народного хозяйства, иначе трудно будет
выйти из кризиса. Нет оснований опасаться,
что западные фирмы скупят у нас акции
по низким ценам и станут владельцами
значительной доли нашего национального
богатства. При современной политической
и экономической нестабильности они не
рвутся к нам на рынок.
Приватизация государственного
и муниципального имущества основывается
на признании равенства покупателей государственного
и муниципального имущества и открытости
деятельности органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Государственное и
муниципальное имущество отчуждается
в собственность физических и (или) юридических
лиц исключительно на возмездной основе
(за плату либо посредством передачи в
государственную или муниципальную собственность
акций открытых акционерных обществ, в
уставный капитал которых вносится государственное
или муниципальное имущество).
Приватизация муниципального
имущества осуществляется органами местного
самоуправления самостоятельно в порядке,
предусмотренном настоящим Федеральным
законом.[11]
Экономические реформы,
проводимые с начала 1990-х гг. ХХ в. в России
и странах Восточной Европы, имеют своей
конечной целью формирование современной
конкурентной рыночной экономики. Однако
последствия господства административно-командной
системы не позволяют решить эту проблему
в короткие сроки.
3. Приватизация
3.1 Способы и формы
приватизации
Имеются различные
пути передачи прав собственности из рук
государства в руки частных лиц. Выбор
того или иного пути зависит от политических,
экономических и социальных реалий, а
также от приоритетов в каждой конкретной
стране.
Лидер приватизации
Великобритания предложила следующие
способы приватизации: распродажа и безвозмездное
распределение акций; подряды на оказание
услуг; продажа государственного жилья
квартиросъемщикам; отказ от государственной
монополии в целях развития конкуренции.
Всего мировой опыт насчитывает 22 различных
способа частичной и полной передачи государственной
собственности и функции частному сектору.
Наряду с существующими
способами приватизации установлен ряд
новых:
Преобразование государственных
и муниципальных унитарных предприятий
в ОАО, 100% акций которых находится в государственной
и муниципальной собственности;
Внесение государственного
и муниципального имущества в уставные
капиталы хозяйственных обществ;
Отчуждение акций,
находящихся в государственной и муниципальной
собственности, владельцем государственных
и муниципальных бумаг.
Нельзя обойти и процесс
акционирования, как способ приватизации
на первом этапе. При этом огромную роль
играли созданные в то время инвестиционные
фонды, формировавшие первичный рынок
ценных бумаг (таких, как акции). С помощью
их на сегодняшний день основной преобладающей
организационной формой в России стали
акционерные предприятия. Фонды давали
ориентиры для того, чтобы разобраться
в огромном океане ценных бумаг акционировавшихся
предприятий. В целом к 1 июня 1993 г. свыше
17 тыс. крупных и средних предприятий и
подразделений находились в той или иной
стадии корпоратизации (или акционирования).
В процессе акционирования немаловажную
роль играли и чековые аукционы (например,
в декабре 1992 - июне 1993 г. на чековые аукционы
в 72 регионах страны были вынесены в общей
сложности акции 2108 российских АО, представляющих
практически все основные отрасли экономики
и с числом занятых 2,38 млн. человек. Суммарный
уставный капитал этих предприятий (номинал
акций в старых ценах) составил 104 млрд.
рублей, в том числе 22,3 млрд. было предложено
на чековые аукционы). Среди основных участников
чековых аукционов были трудовые коллективы,
мелкие инвесторы, чековые инвестиционные
фонды и крупные институциональные и частные
инвесторы.