Понятие сбалансированности бюджета, способы ее достижения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 12:04, доклад

Описание работы

Очень важным моментом в бюджетном процессе является сбалансированность бюджета.
Сбалансированность бюджета – это соотношение между доходной и расходной его частями,разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета.
Сальдо баланса бюджета может быть положительное, нулевое или отрицательное.

Работа содержит 1 файл

Понятие сбалансированности бюджета.docx

— 41.54 Кб (Скачать)

   Понятие сбалансированности бюджета, способы  ее достижения

Очень важным моментом в бюджетном процессе является сбалансированность бюджета.  
Сбалансированность бюджета – это соотношение между доходной и расходной его частями,разница между которыми определяется как сальдо баланса бюджета.  
Сальдо баланса бюджета может быть положительное, нулевое или отрицательное.  
Отрицательное сальдо бюджета – это бюджетный дефицит, который является результатом:  
- ошибок в процессе бюджетного планирования; - низкой дисциплины исполнения бюджета в форме недополучения доходов или превышения расходов; - развития инфляционных процессов;  
- необходимости обслуживания значительного внешнего и внутреннего долга;  
- дополнительных затрат, в условии отсутствия специального финансового резерва.  
Методы достижения сбалансированности бюджета :Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса. Сбалансированность бюджета достигается как при составлении, так и исполнении бюджетов. При его составлении применяются следующие основные методы достижения сбалансированности бюджетов всех уровней: - лимитирование планируемых расходов бюджета на основе установления получателям бюджетных средств заданий по предоставлению государственных или муниципальных услуг; - предельных объемов финансирования, нормативов финансовых затрат; - создание эффективного механизма разграничения расходных полномочий между органами государственной власти разного уровня и органами местного самоуправления и наделения этих органов адекватными доходными источниками; - изыскание резервов роста доходов, поступающих в бюджеты всех уровней; совершенствование механизма предоставления финансовой помощи из бюджетов других уровней; - использование эффективных форм бюджетных заимствований. При формировании бюджета он должен быть сбалансирован не только в сумме годовых назначений по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита, но и при их поквартальном распределении. В этом случае органы, составляющие бюджет; используют оборотную кассовую наличность, свободные остатки бюджетных средств, образовавшиеся на начало текущего финансового года.

Классификация видов доходов  бюджетов, ее эволюция

Согласно  положениям ст. 20 Бюджетного кодекса  РФ классификация доходов бюджетов РФ – это группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, основанная на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.Классификация доходов бюджетов РФ согласно положениям, закрепленным в ст. 20 Бюджетного кодекса РФ, включает в себя код администратора поступлений в бюджет, группы, подгруппы, статьи, подстатьи, элементы, программы (подпрограммы) и коды экономической классификации доходов.Администраторами поступлений в бюджеты всех уровней являются:1органы государственной власти;2органы местного самоуправления;3органы управления государственных внебюджетных фондов;4Центральный банк РФ;5бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляющими контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним (ст. 20 Бюджетного кодекса РФ).Классификация доходов предусматривает следующие группы доходов в зависимости от их источников: 1налоговые доходы;2неналоговые доходы;3безвозмездные перечисления;4доходы целевых бюджетных фондов;5доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.Группа налоговых доходов включает в себя подгруппы по соответствующим видам налогов:налоги на прибыль;налоги на товары и услуги;лицензионные и регистрационные сборы;налоги на совокупный доход;налоги на имущество и т. д.В группу неналоговых доходов включаются следующие подгруппы:доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;доходы от продажи земли и нематериальных активов;административные платежи и сборы;штрафные санкции;возмещение ущерба и т. п.Группа безвозмездных перечислений подразделяется на подгруппы в зависимости от адресатов перечислений, группа доходов целевых бюджетных фондов делится на подгруппы в зависимости от целевого назначения фондов и т. д. Группы и подгруппы доходов состоят из статей доходов, в свою очередь статьи могут детализироваться до уровня подстатей.Каждой структурной единице бюджетной классификации, например: группам, подгруппам или статьям – присваивается соответствующий уникальный код. Полный код соответствующего вида дохода бюджета содержит полную информацию об источнике поступления дохода, уровне бюджетной системы РФ – получателе данного дохода, а также об органе, являющемся администратором данного вида дохода.  
 
 

Налоговый менеджмент: цели, задачи, содержание

Налоговый менеджмент является одним из видов менеджмента.Налоговый менеджмент — управление налогами, осуществляемое организациями-налогоплательщиками в макроэкономической среде, в которой они реализуют свои производственные возможности.Объект налогового менеджмента — экономические отношения предприятий и организаций с государством, возникающие в процессе формирования доходов бюджета и материализующиеся в налоговых платежах, определяющих денежные (или финансовые) потоки, которые отражают движение долговых требований.Налоговые платежи фирмы, снижая чистый доход, влияют на уровень достаточности ее капитала. При этом бремя налогов распределяется на доходы неравномерно, поскольку в налоговом законодательстве есть ряд положений и исключений, которые благоприятны для одних видов доходов и неблагоприятны для других.Задача налогового менеджера — предвидеть изменения налоговой политики страны, законодательной базы налогообложения и оценить их. Финансовое руководство фирмы обычно стремится максимально снизить подлежащие выплате налоги, для чего ведется работа по обнаружению и использованию легальных возможностей минимизации налогов и соответствующее увеличение объема децентрализованных фондов денежных средств фирмы, определяющих экономическую ценность ее активов, т. е. ее стоимость.Как и менеджмент вообще налоговый менеджмент — это не только управляющая, но и управляемая система, поскольку она находится под влиянием государственного воздействия через налоговое, валютное, таможенное, денежно-кредитное регулирование.

Налоги  как финансовая категория обусловливают  тесную связь налогового менеджмента  с финансовым. Налоговый менеджмент является составляющей частью финансового менеджмента. В конечном счете у них одна цель — максимизация ценности фирмы. Концептуальная цель финансового менеджмента достигается посредством осуществления шести его стратегических направлений:1управление выручкой;2контроль издержек;3управление ликвидностью;4управление капиталом;5управление налогами;6управление внебалансовой деятельностью.Таким образом, управление налогами — одно из стратегических направлений финансового менеджмента. 
 

Состав, структура и динамика доходов федерального бюджета РФ

Доходы федерального бюджета по экономическому содержанию выражают денежные отношения, возникающие  у государства с юридическими и физическими лицами в процессе формирования фондов денежных средств  и поступающие в распоряжение органов власти разного уровня и  местного самоуправления. Доходы федерального бюджета образуются за счет налоговых  и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных  и безвозвратных перечислений (ст. 41 Бюджетного кодекса РФ).К налоговым  доходам, согласно Налоговому кодексу  РФ, относятся федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а  также пени и штрафы.Как правило, большинство неналоговых доходов (см. Приложение 4) зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме и являются их собственными доходами. За федеральным бюджетом закреплены доходы от внешнеэкономической деятельности, доходы от реализации государственных запасов и резервов и прибыль Банка России по нормативам, установленным федеральными законами.

К безвозмездным  поступлениям относятся поступления  в виде:

•  дотаций из других бюджетов бюджетной системы РФ;

•  субсидий из других бюджетов бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии);

•  субвенций из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ;

•  иных межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджет ной системы РФ;

•  безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов также учитываются поступления  от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной  собственности (см. Приложение 5).

Важное место  в доходах федерального бюджета  в последние годы занимают таможенные пошлины. Таможенная пошлина представляет собой косвенный налог, которым  облагается внешнеторговый оборот товаров  при пересечении ими таможенной границы.

Уплата таможенных пошлин носит обязательный характер и обеспечивается государственным  принуждением. Таможенная пошлина не возвращается плательщику, и ему  ничего не предоставляется взамен. Средства от взимания таможенных пошлин поступают в федеральный бюджет.

Акцизы используются в налоговых системах практически  всех стран и играют важную роль в формировании финансовых ресурсов государства, так как объектами  налогообложения являются в основном товары массового спроса. Подакцизными товарами признаются пиво, алкогольная  продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая  продукция с объемной долей этилового  спирта более 1,5%, за исключением виноматериалов), табачная продукция, автомобильный  бензин, дизельное топливо и т.д. Акцизы составляют в доходах федерального бюджета примерно 2-3%.[2]

Состав, структура и динамика доходов бюджетов субъектов РФ

     Доходы  бюджетов субъектов РФ формируются  за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых  поступлений. Собственные налоговые  доходы бюджетов субъектов РФ формируются  за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ, а пропорции  их распределения между бюджетами  субъектов РФ и местными бюджетами  определены законом о бюджете  субъекта РФ на очередной финансовый год.В соответствии со ст. 56 Бюджетного Кодекса РФ, бюджеты субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:1налога на имущество организаций - по нормативу 100%;2налога на игорный бизнес - по нормативу 100%;3транспортного налога - по нормативу 100%.Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти края (области), в состав которого входит автономный округ, подлежат зачислению в бюджет края (области). Налоговые доходы от региональных налогов, установленных органами государственной власти автономного округа, подлежат зачислению в бюджет автономного округа. Если иное не установлено федеральными законами или данными субъектами.Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета.К таким доходам можно отнести денежные средства, полученные от:1налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%;2налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции" и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 процентов;3налога на доходы физических лиц - по нормативу 70 процентов;4налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, - по нормативу 100 процентов;5акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;6акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;7акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - по нормативу 100 процентов;8налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - по нормативу 100 процентов;9регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 5 процентов и т.д.Неналоговые доходы бюджета субъекта РФ формируются за счет:1. Доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества автономных учреждений субъектов РФ, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в том числе казенных, - по нормативу 100 процентов;2. Доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями субъектов РФ;3. Платы за негативное воздействие на окружающую среду - по нормативу 40 процентов;4. Платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, - по нормативу 100 процентов;5. Декларационного платежа - по нормативу 100 процентов;6. Разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы), по участкам недр, содержащих месторождения природных алмазов, - по нормативу 100 процентов.7. Платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов РФ, - по нормативу 100 процентов и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Понятие сбалансированности бюджета, способы ее достижения