Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 15:39, реферат
Одной из основных задач бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным
Законом «О бухгалтерском учете» является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности.
Введение
1. Понятие, цели и периодичность проведения инвентаризации.
2. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов.
3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Заключение
Список использованной литературы
План
Введение
1. Понятие, цели
и периодичность проведения
2. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов.
3. Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одной из основных задач
бухгалтерского учета в соответствии
с Федеральным
Законом «О бухгалтерском учете» является
формирование полной и достоверной информации
о деятельности организации и ее имущественном
положении, необходимой внешним и внутренним
пользователям бухгалтерской отчетности.
Одним из основных способов контроля полноты и достоверности бухгалтерских данных является проведение инвентаризации всех объектов бухгалтерского учета. Порядок проведения инвентаризаций признается одним из способов ведения бухгалтерского учета и в соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» должен быть утвержден в составе учетной политики организации на соответствующий финансовый год.
В настоящем реферате приведены основные сведения о целях, порядке назначения и проведения инвентаризации, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.
1. Понятие, цели
и периодичность проведения
Под инвентаризацией понимается установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета или учитываемых внесистемно (например, условные активы и иные показатели, которые подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в соответствии с соответствующими Положениями по бухгалтерскому учету).
Инвентаризация производится путем физического пересчета инвентаризируемых объектов, проверки учетных записей, проверки соответствия учетной оценки объектов требованиям нормативных документов по бухгалтерскому учету и внутренних нормативных документов организации, анализа событий в жизни организации для выявления объектов, подлежащих отражению в бухгалтерском учете и финансовой отчетности, а также путем сопоставления учетных данных с внешней информацией (данными контрагентов, государственных структур, биржевых котировок и т.п.).
Основными целями инвентаризации
являются:
- проверка полноты и правильности отражения
инвентаризируемых объектов в учете,
- проверка фактического наличия активов
и контроль их сохранности,
- проверка состояния товарно-материальных
ценностей (их фактического соответствия
стандартам по качеству) и условий хранения
таких ценностей,
- приведение учетной оценки объектов
инвентаризации в соответствие с внешними
и внутренними нормативными документами
и соответствующими рыночными показателями,
- выявление причин несвоевременного или
неверного отражения хозяйственных операций
в учете, а также причин осуществления
операций, противоречащих положениям
государственных нормативных документов
и внутренних инструкций и положений организации,
если такие операции имели место.
В зависимости от объема проверки инвентаризации могут быть полными, охватывающими все вышеуказанные виды объектов, частичными, охватывающими какую-либо группу таких объектов (например, только товары для продажи или только дебиторскую задолженность и т.п.), и выборочными, охватывающими лишь некоторую часть однотипных объектов (например, только имущество определенного материально ответственного лица или только просроченную дебиторскую задолженность).
Инвентаризации могут проводиться как периодически (например, для товаров на складах), так и в текущем режиме (например, выборочные инвентаризации расчетов с контрагентами по мере оформления актов сверок расчетов или поступления информации об изменении имущественного состояния контрагента).
Периодичность и
объем инвентаризаций устанавливается
руководителем организации
Например, проведение инвентаризации обязательно:
- при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия,
- при смене материально ответственных лиц,
- при выявлении
фактов хищения,
- в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями,
- при реорганизации или ликвидации организации,
- перед составлением
годовой бухгалтерской
2. Порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов
Инвентаризация проводится
инвентаризационными
Отсутствие хотя бы одного члена комиссии
при проведении инвентаризации служит
основанием для признания результатов
инвентаризации недействительными. Проверка
фактического наличия имущества производится
при обязательном участии материально
ответственных лиц. Руководитель организации
должен создать условия, обеспечивающие
полную и точную проверку фактического
наличия имущества в установленные сроки.
Формы первичной
учетной документации по инвентаризации
и указания по их применению и заполнению
утверждены Постановлениями Госкомстата
РФ №88 от 18 августа 1998г. и №26 от 27.03.2000г.
В том случае, если в альбомах унифицированных
форм ГКС РФ, а также отраслевых документах
соответствующих министерств и ведомств
отсутствуют формы первичной учетной
документации для определенного типа
или варианта инвентаризации, то такие
формы должны быть утверждены в виде приложений
к учетной политике организации. На каждый
вид инвентаризируемых объектов составляются
отдельные инвентаризационные описи,
которые подписываются всеми членами
инвентаризационной комиссии и материально
ответственными лицами. Инвентаризационные
описи (акты) составляются как правило
в двух экземплярах (один передается в
бухгалтерию, второй остается у материально
ответственного лица либо в инвентаризационной
комиссии), а при смене материально ответственных
лиц – в трех экземплярах
(для бухгалтерии, для сдающего и для принимающего
ценности материально ответственных лиц).
При выявлении расхождений между данными
учета ценностей и данными инвентаризации
составляются отдельные сличительные
ведомости.
Приказы руководителя организации о проведении
инвентаризации, а также результаты контрольных
проверок правильности проведения инвентаризации
регистрируются в особых журналах. Данные
результатов всех инвентаризаций, произведенных
в течение одного года, обобщаются в сводной
ведомости учета результатов инвентаризаций.
Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей. Определение веса или объема навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов, которые актируются и прилагаются к инвентаризационной описи.
На негодные и испорченные ценности составляются соответствующие акты и отдельные инвентаризационные описи, содержащие описание фактического состояния ценностей. Материалы у рабочих мест, не подвергшиеся обработке, объекты незавершенного производства и производственный брак также включаются в отдельные инвентаризационные описи, при этом по объектам незавершенного производства в описях отражается степень их готовности.
До начала проверки
фактического наличия имущества
инвентаризационной комиссии надлежит
получить последние на момент инвентаризации
приходные и расходные
В том случае, если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней или если имущество одного и того же материально ответственного лица находится в нескольких помещениях, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.
Инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. При проверке фактического наличия имущества в случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в описи в получении, а сдавший - в сдаче этого имущества. На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.
В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц также обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.
По тем наименованиям имущества, по которым выявлены расхождения между данными бухгалтерского учета и результатами инвентаризации, составляются сличительные ведомости с указанием в них выявленных расхождений как в натуральных, так и в стоимостных измерителях.
При инвентаризации
ценностей в пути, а также отгруженных
без перехода права собственности,
переданных или принятых на ответственное
хранение или в переработку производится
проверка наличия соответствующих
документов (в инвентаризационные ведомости
вносятся реквизиты этих документов и
места нахождения ценностей). Кроме того,
производится проверка верности учетных
данных в плане действительной незавершенности
соответствующей операции, в том числе
путем сопоставления данных о вышеуказанных
объектах с данными по соответствующим
другим счетам бухгалтерского учета. Для
ценностей, на которые право собственности
переходит к покупателю с особом порядке
(числящихся на счете 45 «Товары отгруженные»)
в описи указываются контрактные цены.
При инвентаризации
объектов незавершенного капитального
строительства дополнительно к
физическому пересчету
При инвентаризации
основных средств и нематериальных
активов производится проверка наличия
всей необходимой бухгалтерской, технической
и иной документации, включая регистрационные
свидетельства на недвижимость, учетную
документацию на транспортные средства,
патенты на изобретения и т.п. Соответствующие
существенные сведения вносятся в инвентаризационные
ведомости. При выявлении неучтенных или
неверно учтенных основных средств в инвентаризационную
опись включается их подробное описание.
По всем основным средствам производится
проверка корректного отражения в учете
произведенных дооборудования, реконструкции
и модернизации этих основных средств,
а также факта неначисления амортизации
за период нахождения основных средств
по решению руководителя организации
на длительной (свыше 3 месяцев) консервации
или за более чем годовой период восстановления
основных средств. На основные средства,
находящиеся в ремонте, составляются отдельные
инвентаризационные описи с указанием
в них процента технической готовности
объектов, а также экономии или перерасхода
ремонтных затрат по сравнению с заказом
(сметой). При принятии в качестве элемента
учетной политики оценки основных средств
по восстановительной стоимости в ходе
годовой инвентаризации следует определить
индекс изменения рыночных цен на аналогичные
основные средства, т.е. отследить необходимость
своевременной переоценки соответствующей
группы однородных основных средств, а
также проверить, списана ли сумма дооценки
по выбывшим основным средствам со счета
83 «Добавочный капитал» в кредит счета
84 «Нераспределенная прибыль
(непокрытый убыток)».
При инвентаризации
ценных бумаг проверяется как
фактическое наличие ценных бумаг
(либо соответствующих выписок
Информация о работе Понятие, цели и периодичность проведения инвентаризации